6 редких авангардных журналов

В рамках рубрики «Ревизия» «Электронекрасовка» делает тематические обзоры оцифрованных изданий. В очередном выпуске — ревизия редких журналов эпохи авангарда.

Несмотря на актуальное содержание, значимые публикации, звездных авторов и новаторский дизайн, эти издания выходили в нескольких номерах и прекращали дальнейшее существование.

«Аргонавты»

Иллюстрированный сборник «Аргонавты» должен был рассказывать про изобразительное искусство и музейную жизнь. Первый и единственный номер журнала вышел под редакцией «мирискусников» Эриха Голлербаха, Дмитрия Митрохина и Николая Лансере в Петрограде в 1923 году. В вышедшем номере музыковед Евгений Браудо публикует статью «Живопись и музыка», Сергей Чехонин рассказывает о художнике Георгии Нарбуте, а Эрих Голлербах о миниатюрах Чехонина и Константина Сомова. Оформил журнал художник Сергей Чехонин.

Читайте на «Электронекрасовке»: Журнал «Аргонавты» № 1 за 1923 год.

«Дом искусств»

Альманах «Дом искусств» имел все предпосылки стать значимым литературным изданием, в команде журнала были Максим Горький, Мстислав Добужинский, Евгений Замятин, Николай Радлов и Корней Чуковский. Однако издание просуществовало всего два номера и до конца 80-х альманах и многие опубликованные в нем материалы были отправлены в «спецхран», специальный отдел в библиотеках, где находились издания, ознакомление с которыми широкой публики считалось нежелательным. В том же спецхране оказалась и знаменитая статья Корнея Чуковского «Ахматова и Маяковский» из первого номера «Дома искусств», названная в 1993 году Львом Лосевым «самой запомнившейся из недавних публикаций о Маяковском», она не вошла даже в «полное» собрание сочинений Чуковского, вышедшее в 1965–1969 годы.

Читайте на «Электронекрасовке»: Журнал «Дом искусств» № 1 за 1919 год.

«Изобразительное искусство»

Журнал «Изобразительное искусство» — это настоящий слепок времени, когда авангардное искусство было официальным. В журнале сразу две статьи Малевича — «О поэзии» и «Ось цвета и объема», Кандинский пишет «О сценической композиции», Брик про «Художника и Коммуну», Пунин про «Искусство и пролетариат», также в журнале публикуется «Отчет о деятельности отдела изобразительных искусств Наркомпроса» и, конечно, много графики Татлина, Штеренберга, Малевича, Митурича, Чехонина, Альтмана и других представителей авангарда.

Читайте на «Электронекрасовке»: Журнал «Изобразительное искусство» № 1 за 1919 год.

«Искусство и промышленность»

Журнал «Искусство и промышленность» рассказывал про все виды прикладного искусства, и преимущественно агитационного искусства, от лучших образцов агитклеенок для столов трудящихся до росписи агитвагонов.

В первом номере, помимо всех агитновинок в искусстве, можно почитать про советскую музеефикацию, преимущество кремации и радио, которое «источает радость», и посмотреть рисунки детей о революции, произведения художника Александра Волкова, агитфарфор Сергея Чехонина и работы советских кустарей.

Всего вышло два номера журнала «Искусство и промышленность».

Читайте на «Электронекрасовке»: Журнал «Искусство и промышленность» № 1 за 1924 год.

«Кино-фот»

Журнал «Кино-фот» выходил в 1922–1923 годах под редакцией Алексея Гана, генеральной темой издания было новое экспериментальное кино. Алексей Ган — настоящий «человек-оркестр» 1920-х годов, он снимает кино (все фильмы утрачены), оформляет журналы, проектирует малую архитектуру и придумывает «конструктивизм». Авторский проект Гана «Кино-фот» просуществовал всего шесть номеров, но за это время стал площадкой для главных манифестов Дзиги Вертова и киноков, статей Льва Кулешова, первых фотомонтажных работ Александра Родченко и Варвары Степановой.

Читайте на «Электронекрасовке»: Журнал «Кино-фот» №№ 1–6 за 1922–1923 годы.

«Русское искусство»

Журнал «Русское искусство» был основан в 1923 году, и, по словам авторов, его целью было фиксировать «художественное бытие», сложившееся после революции и, по мнению редакции, входящее в мирное русло.

Авторский коллектив журнала поистине звездный — в нем печатались Осип Мандельштам, Николай Пунин, Игорь Грабарь, Евгений Замятин. Среди героев журнала Казимир Малевич, Кузьма Петров-Водкин, Владимир Татлин, Роберт Фальк, Александр Блок.

Всего вышло три номера журнала «Русское искусство», один из которых сдвоенный.

Читайте на «Электронекрасовке»: Журнал «Русское искусство» №№ 1, 2–3 за 1923 год.

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в наших пабликах в фейсбук и «ВКонтакте». Подписывайтесь!