ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ИСКУССТВЕ

БОГАЕВСКОГО

(К 30-летию художественной деятельности)
Вне зрителя не существует искусства. Факт художественного возникает только тогда, когда мысль творца через форму произведения
воспринимается созерцающим. Неизбежное наличие трех компонентов искусства: автора, произведения и зрителя подчеркивает социальную
природу, имманентно присущую искусству, которое есть не только творчество, но и сотворчество.
Местом встречи двух воль: автора и зрителя — является форма; она гранична. Как все ограниченное — она детерминистична. Творче
ство же по сущности своей свободно. Встречаясь в границах формы, творческие воли автора и зрителя своим сотворчеством порождают образ. Образ—это и есть та свободная стихия сотворчества, которая, родившись в ограниченных пределах формы, устремляется к бесконечному.
Художественный образ — это по преимуществу музыкальная стихия творчества... Художественный образ звучит, поет, волнуется, цветет. Он невыразим до конца... Ибо будучи самой творческой порывностью, он не может иметь адекватного выражения в форме ограниченного. Художественная форма на языке ясности лишь пытается говорить о
неясном. Образ же в замкнутости формы — приподымает завесу в беспредельное.
Раскрыть художественный образ через цепь логических умозаключений — попытка с негодными средствами. Быть может единственный путь передать другому внутри себя звучащую мелодию художе
ственного образа—-это значит выразить это звучание в форме нового художественного произведения, т.-е. в другом материале звука или слова создать конгениальную форму данному произведению живописи. Это путь художественной интерпретации. Он доступен художнику, а не исследователю, поэту, а не ученому. Исследователь же невольно обречен живое заковать в броню прозаических формулировок и поста
влен в мучительные условия: — в понятиях выразить невыразимое, показать, могущее быть только внутренно созерцаемым, неслышимое заставить звучать, безграничное облечь в границы.