кресел делегатов, расположенные в алфавитном порядке. Здесь—видимое равно
правие, и британская империя якобы имеет права, одинаковые с правами какой-нибудь республики Гаити.
Но пленарные заседания Лиги Наций—это злостнейший и лицемернейший из всех маскарадов, существующих в жизни. Что из того, что здесь представители Эфиопии щеголяют бе
лыми одеждами, эффектно оттеняющими их черные, тор
жественные лица,
что владетельны 1 магараджа Потиалы своим голубым тюрбаном и обольстительной улыбкой пленяет дипломатических дам, очарованных его бриллиантами и его серьгами?
Ни магараджи, ни экзотически э прин
цы, ни дипломаты мелких государств в традици онных
фраках ничего не
могут решать в этом «высоком» собрании.
Вся полнота власти
фактически сосредоточена в руках Англии , в лице ее пред
ставителя Остена Чемберлена. Он покрови тельствовал Германии в интересах своего государства и, рассчитывая ввести Германию в Лигу Наций, спекулируя на противоречиях между Францией и Германией, надеялся стать полным хозяином Лиги Наций, Остей Чемберлен, как это ни странно,
столкнулся с оппозицией своей политике в Англин. Вождь либеральной партии, Ллойд-Джордж образно охарактеризовал те опасения, которые охватили английское общественное мнение перед последней, столь неудачной сессией Лиги На
ций. Опасения эти касались главным образом непрочности пресловутых локарнских договоров: «Локарнское вино»— сказал Ллойд-Джордж,—преподнесенное старым нашим политиком, стало отдавать пробкой».
Поскольку политика Чемберлена сводилась к ослаблению Франции в Совете Лиги Наций, постольку Бриан, вождь французской политики, старался противо
действовать английской гегемонии: Фран
ции категорически требовала введения в Лигу Наций Польши и целого ряда других государств, например, Испании и Бразилии. Особенно, пред
ставитель Бразилии Мелло Франко иастаивел на полу
чении постоянного места в Лиге Наций, и, по за
явлению Чемберлена, «упор
ство Бразилии помешало вступлению Германии в Лигу Наций».
Но не все ли равно, почему именно Бразилия нанесла смертельный удар Лиге На
ций? Для нас несравненно важнее факт, что Лига Наций запуталась в основных противоречиях, доказав свою несостоятельность и беспочвен
ность Локарнских договоров.
Предполагасмоо вступление Германии в Лигу Наций ужо имеет свою историю, почти
столь же длительную, как самая Лига. Чуть ли не на
первом заседании Лиги Наций член английской рабочей партий, британский делегат Барнес впервые заговорил о при
нятии Германии в Лигу Наций и указал, что недалек тот день, когда Гер
мания станет ее равноправным членом. Когда он кончил свою речь, в зале царила мертвая тишина. Барнес не услышал ни одного хлопка. После его «бестактности» собрание перешло к повестке дня. Потом представитель Швей
царии Мотта указал, что, чем больше государств будет представлено в Лиге Наций, тем Лига будет авторитетнее и влиятельнее. И в летописи истории непримиримого шовинизма должна быть за
несена громовая ответная речь Рене Вивиани, который, взойдя на трибуну, перечислил все те доводы, которые пре
пятствуют вступлению Германии в Лигу Наций.
И вот теперь, когда цвет европейской буржуазной дипломатии собрался в Же
неве для того, чтобы пожать плоды Ло
карно. когда Германия сдала все свои позиции для того, чтобы получить кресло в «священном храме» Лиги Наций,—тор
жество принятия побежденной державы в Лигу Наций испорчено из-за позорного торгашеского спора между Англией и Францией.
Впервые с треском провалилась ковар
В кулуара Лиги Наций. Делегат Англии лорд Роберт Сесиль (налево) и делегат Норвегии
Фритиоф Нансен.
ная политика Чемберлена. Его «франкофильство» обнаружило свою настоящую сущность. Не случайно в своей речи, не
давно произнесенной в палате общин, Чемберлен помянул Кастльри. Как из
вестно, Каетльри в начале XIX века вел политику Британии; это он в 1815 году
Претенденты на места в Лиге Нация. Испанская и Сразильскн.. делегации но главе с испанским мишшделом Хозе-де-Яигуас-Мессиа (X) и председа
тель бразильской делегации де-Оливейра (XX)-
принял в свои об ’ятья побежденую Францию, чтобы обратить ее против России Александра I. Остен Чемберлен про
должает традиции Кастльри: он старается выказать себя другом Франции для того, чтобы использо
вать ее в борьбе
против страт ы Советов.
Франция была уступчива во многих важных вопросах; напри
мер , она легко подчинилась английской точке зрения в вопросе о Моссуле. Но, очевидно, при
шел конец и ее уступчивости. Не помогли ни предварительные сговоры Малой Антанты, ни забе
гания мелких держав с заднего крыльца. Герма
ния осталась за дверью, и Локарнский мир от
цвел , не успев расцвести...
Крах Локарнского «духа» и политики Чем
берлена будут, несомненно, чреваты последствиями. Не от-—- -
бинет министр,,.,
зашатается под влиянием этой
неудачи. Прежде всего, германское
правительство Штреземана и Лютера доказало свое банкротство. Обанкротились и испанские диктаторы, надеявшиеся вернуть себе популярность, утраченную из-за марокканской авантюры; потерял точку опоры и польский кабинет, но сумевший завоевать себе место в Лиге Наций.
Венгерский премьер граф Бетлен, уличенный фальшивомонетчик, заявил, что он едет в Женеву «с ш окоподнятой го
ловой». Известный контр-революционер к усмиритель красной Венгрии, граф Бет
лен, чтобы отвлечь внимание держав от международного скандала с фальшивомонетчиками, перед от’ездом в Женеву отдал приказ об аресте венгерских револю
ционеров. Этим способом он давал залог международному капитализму и завоевывал себе право на «ш око поднятую голову». Женевская игра сорвалась, и, безу
словно, все раз’ехались по дсмам с опущенпымц головами...
Принятие Германии в Лигу Наций отложено до сентября... Но почему можно надеяться, что клубок слож
ных. противоречий между капиталистическими государ
ствами Запада распутается именно в сентябре? Почему на исходе лета урегулиру
ются трения между Англией и Францией, Польшей и Германией, Италией и Францией, И, наконец, между Соединенными Штатами Америки и Европой?..
Никто не может сейчас ответить на эти вопросы, но двери Лиги Наций оказались наглухо закрытыми для Гер
мании, вероломно обманутой «духом Локарно». Впрочем, «дух» этот уже давно превратился в смрадный душок разлагающегося капитализма.
Ал. Д—ч.
В кулуарах Лиги Наций. Делегат Бельгии,
социалист Эмиль Вандервельде па прогулке.
Премьер Франции г. Бриан
в Женеве.