В. И. ЛЕНИН. а Г ти.
ТЕЛЕГРАММЙ КУРВАМ КОМАИДИОГО СОСТАВА 8 ПЕТРОГРАДЕ,

~  18.1X.1918 r. Ret

` Петроград В[асильевский] О[стров]
м Кадетская ‘линия 3
`Окружному комиссару

чт =

- Приветствую 400 товарищей рабочих, оканчивающих сегодня курсы командного состава красной
армии и вступающих в ее ряды как руководители. Успех российской и мировой социалистической
революции зависит от того; с какой энергией рабочие будут браться за управление государством и
‚за командование армией! трудящихся и эксплуатируемых, воюющих за свержение ига капитала. Я уверен
поэтому, что примеру четырехсот последуют еще тысячи и тысячи рабочих, а с такими админиетрато-
рами и` командирами победа ‘коммунизма будет обеспечена.

Полковник Бзуэр, начальник артиллерии
„в терманекой ставке, рассказывал мне в
январе 1920 тода, что Люденлорф сильло
удивлен нащими победами над белыми, Он
не только не может понять, как это боль-
шевики, разрупгившие дисциплину парской
армии, сумели создать дисциплинированную
Красную Армию, но он не мог также 1о-
нять, откуда у нас появилось руководство,
стоящее, повидимому, выше руководства
белых, несмотря на то, что белые пользу-
ются пе только полной материальной под-
держкой Антанты, но м ее стратегическими
советами. На этот вопрос, поставленный

(Настоящий документ передан «Правде» Институтом Маркса— Энгельса Ленина).

Тов, СТА

НАПЕЧАТАНО В

Вернувшись на-днях с Петроградско-
го фронта, т. Сталин поделился своими
впечатлениями о положении на фронте
с нашим корреспондентом.

I, ПОДСТУПЫ
К ПЕТРОГРАДУ.

Подступы к Петрограду — это те
пункты, отправляясь от которых про-
тивник, в случае успеха, может окру-
жить Петроград, отделить его от Рос-
сии и. наконец, овладеть им. Таковы:
Петрозаводский участок, имеющий
направление на Званку, цель — охват
Петрограда с востока; Олонецкий уча-
сток с направлением — Лодейное По-
ле, цель — заход в тыл нашим петро-
заводским войскам; Карельский уча-
сток, имеющий направление прямо на
Петроград, цель — захват Петрогра-
да < севера; Нарвский участок с Ha-
правлением на Гатчино и Красное Се-
ло, цель — взятие Петрограда c юго-
запада, или, по крайней мере, взятие
линии Гатчина — Тосно и охват Пет-
рограда с юга; Псковский участок с
направлением на Дно—Бологое, цель
— отрезать Петроград от Москвы; на-
конец, Финский залив и Ладожское
озеро, открывающие возможность вы-
садок противника с запада и с восто-
ка от Петрограда.

П. СИЛЫ
ПРОТИВНИКА.

Силы противника на этих участках
разношерстны и разнокалиберны. На
Петрозаводском участке действуют
‘сербы, поляки, англичане, канадцы,
группа русских офицеров-белогвардей-
нев. Все они содержатся на средства
так называемых союзников. На Олс-
нецком участке—белофинны, нанятые
финским правительством по контрак-
ту на два-три месяца, Во главе бело-
финнов стоят оставшиеся после не-
мецкой оккупации немецкие офицеры.
На Карельском участке стоят Ффин-
ские так называемые регулярные, ча-
сти. На Нарвском участке — русские
части, навербованные из русских во-
еннопленных, и ингерманландские ча-
сти, навербованные из местного на-
селения. Во главе этих частей стоит
генерал-майор Родзянко. На Поков-
ском участке стоят тоже русские ча-
сти из военнопленных и’местных жи-
телей во главе с Балаховичем. В Фин-
ском заливе действуют миноносцы (от
5 до 12) и подводные лодки (от 2 до
8). по всем данным англо-финские.

Все данные говорят о том, что эи-
лы противника ‘на Петроградском
фронте не. велики. Наиболее актив-
ный участок противника—Нарвокий—-
страдает недостатком боевого «люд-
ского материала» не меньше, . чем
остальные, менее активные, хотя и не
менее важные участки.

Этим собственно и об’ясняется, что,
несмотря на победные крики «ТЕ
тез’а» еще два месяца назад о падении
Петрограда «через два-три дня», про-
тивник не только не достиг своей об-
щей цели — окружения Петрограда,
но не сумел добиться за этот период
ни одного частичного участкового за-
дания в смысле занятия того или ино-
го решающего пункта.

Очевидно, пресловутая «северо-за-
падная армия» во главе с сидящим в
Финляндии генералом Юденичем, на
которую возлагает надежды старая
лиса Гучков в своем докладе Деники-
ну, пока еще не высижена.

Ш. РАСЧЕТЫ
ПРОТИВНИКА.

По всем данным, противник рассчи-
тывал не только или, вернее, не
столько на свои собственные силы.

—

ГРУППА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ КРАСНОЙ АРМИИ ВО ГЛАВЕ С ТОВ. К. Е. ВОРОШИЛОВЫМ.

На снимке (слева направо): тт. Я. Б. Гамарник (заместитель наркома обороны), К. Е. Ворошилов, А. И. Егоров

(начальник штаба РККА), И. Э. Якир (командующий Украинским военным округом), И, П. Уборевич (коман-
дующий Белорусским военным округом), И. П. Белов (командующий Ленинградским военным ‚округом).

MG

сколько на силу своих сторонников—
белогвардейцев в тылу у наших войск,
в Петрограде и на фронтах. Прежде
всего проживавшие в Питере так назы-
ваемые посольства буржуазных госу-
дарств (Французское,  швейцарское,
греческое,. итальянское, голландское,
датское, румынское и пр.), занимавини-
еся финансированием белогвардейцев
и шпионажем в пользу Юденича и
англо-франко-финно-эстонской бур-
жуазии. Эти господа швыряли деньга-
ми. направо и налево, подкупая в тылу.
нашей армии все подкупное. Далее —
продажная часть русского офицерст-
Ba, забывшая Россию, потерявшая
честь и готовая перекинуться на сто-
рону врагов рабоче-крестьянской Рос-
сии. Наконец, обиженные петроград-
ским пролетариатом бывшие люди,
буржуа и помещики, накопившие, как
оказалось потом, оружие и ждавшие
удобного момента для удара в`тыл Ha-
щим войскам. На эти силы и раосчи-
тывал протизник, наступая на Петро-
град. Занять Красную Горку, этот
ключ Кронштадта, и обессилить тем
самым укрепленный район, поднять
восстание на фортах и обстрелять
Петроград с тем, чтобы, об’единив
общее наступление на фронте в мо-
мент общего переполоха с восстанием
в Петрограде, окружить и занять очаг
пролетарской революции, —вот како-
вы были расчеты противника.

ГУ. ПОЛОЖЕНИЕ
НА ФРОНТЕ.

Однако расчеты противника не оп-
равдались. Красная Горка,‘ занятая
Ha сутки, благодаря внутренней измене
со стороны левых эсеров, была мигом
возвращена Советской России мощным
ударом балтийских моряков с моря и
с суши. Укрепленные пункты Крон-
штадта, заколебавниеся было один мо-
мент благодаря измене празых эсеров,
оборонцев-меныневиков и продажной
части офицерства, были срочно приве-
дены в порядок железной рукой Рево-
люционного военного созета Балтий-
ского флота. Так называемые посоль-
ства и их шпионы были арестованы и
отведены в более спокойные места,
причем в некоторых посольствах были
найдены пулеметы, ружья {в румын-
ском посольстве даже одно орудие);
тайные коммутаторы и пр. Буржуаз-
ные кварталы Петрограда были под-
вергнуты поголовному обыюку, при-
чем было найдено четыре тысячи вин-
TOBOK и несколько сотен бомб. Что
же кахается общего: наступления про-
тивника, то оно не только не увенча-
лось успехом, как кричал 0б этом
«Типез», но даже не успело начать-
ся. Белофинны под Олонцом, . стре-
мивииеся занять Лодейное Поле, оп-
рокинуты и изгнаны в пределы Фич-
ляндии. Петрозаводская группа про-
тивника, стоявшая в нескольких вер-
стах от Петрозаводска, теперь стре-
мительно отступает под натиском на-
ших частей, зашедших ей в. тыл.
Псковская группа противника выпу-
стила из рук инициативу, застряв на
одном месте, а местами даже OTCTY-
пая. Что касается ‘нарвской группы
противника, наиболее активной, то
она не только не добилась своего, а.
наоборот, непрерывно отступает под
натиском наших частей, разлатаясь и
тая под ударами Красной армии на
путях к Ямбургу. Победные крики Ан-
танты оказались, таким образом, -пре-
ждевременными. Чаяния Гучкова и
Юденича не оправдалмсь. О Карель-
ском участке, все еще пассивном, по-
ка ничего нельзя сказать, так Как
финское правительство после его неу-
лач у Видлицкого завода заметно по-
низило тон и перестало заниматься
площадной бранью по адресу россий-
ского правительства, причем так на-

nl

if ГЕНЕРАЛА

зываемые инциденты на’ Карельском
фронте почти прекратились.

или нет, это известно только финско-
му правительству. Во всяком случае

всяким возможным CO стороны про-
тивника. неожиданностям.

Предсовнаркома Ленин.

руководителем германской армии в мировой
войне, не дала ответа по сегодняцений день
буржуазная историография. Она не умеет
об’яснить, как люди, не только не про-
шедшие школы генштабов, но в большии-
стве своем никогда не служившие в армии,
смогли победить цвет царского’ генерали-
тета, поддерживаемый при этом могуще-
ственной Антантой, только-что победившей
`Германию.

`Марксизм дает на этот вопрос ответ,
который по существу могли бы дать и бур-
жуазные военные историки, если бы они
были 5 состоянии понять основное уче-
ние самого крупного буржуазното теоретика
войны — Клаузевица. В своей книге «0
войне» он писал: «Для того, чтобы довести
всю войну или хотя бы больпюй ее отре-
зок, называемый походом, до блестящего
конца, необходимо глубоко вникнуть в выс-
шие государственные соотношения. Здесь
стратегия и политика сливаются воедино,
и полноводец делается одновременно и госу-
дарственным человеком»,

Государственные люди русской  бур-
жуазии и русского помещичьего класса
проиграли войну, имея против себя основ-
ную массу населения. Разбитые помещики
и капиталисты подняли гражданскую войну
для восстановления своей власти. Готовясь
к победе над большевиками, оня даже не-
способны были предпринять какие-либо ма-
невры для обмана своих собственных сол-
датских масс, Достаточно прочесть докумен-
ты 0б аграрной политике Деникина, чтобы
видеть, насколько мало учли белые уроки
Октября. ‹

По другую сторону фронта  возник-
шей гражданской войны стал большевиет-
ский ЦК во главе © Дениным,. проведших
Рю ©вою жизнь в борьбе за освобожление
рабочего класса и крестьянства, связанным
интимзейшими нитями с народными мас-
сами.

Гражданская война была только продол-
жением Октября: все основное соотношенче
сил, решившее Октябрьскую победу, дей-
ствовало в дальнейшем в пользу военной
победы большевиков над белыми. Но оно
этой победы He предрешало механически,
ибо роль военного фактора в гражданской
войне, начавшейся в 1918 году, была
крупнее, чем роль этого же фактора в Ок-
тябре. А в области военного дела больше-
вики были вювичками.

Вопрос стоял так: сумеют ли большевиии
лучше воевать, чем белая офицерня, под-
держиваемая материально и военно Антан-
той. В кратчайший срок большевики вы-
двинули ряд блестящих военных талантов,
как Фрунзе, Ворошилов,  Тухачевский,
Буденный, Егоров, Уборевич, Якир, Чапаев
и сотни других. Большевики выдвинули не
только фалангу железных  командармов,
сколачивающих армии и ведущих их к по-
беде в условиях, в которых никогда не сла-
талась победоносная армия, — большевики
сумели создать стратегический штаб, стоя-
щий несравненно выше, чем штаб белых:

Что делалось за кулисами красного
штаба, Kak там вызревали решения — 06
этом только в последние годы стало более
известно широким массам. Во время самой
гражданской войны трудность смены офи-
циального руководителя армии заставляла
скрывать действительное положение. Оно
состояло в`том, что руководство армии на-
ходилось в действительности в руках Ле-
нина“и его ближайшего соратника— Сталина.

В чем состояли разноглаюия, что было
предметом борьбы? Ответ на эти вопросы
является олновременно ответом на вопрос
о качествах Сталина кан пролетарского
полководца. Если прочесть внимательно
известную статью товарища Ворошилова
«Сталин и Красная Армия», если влумать-
ся в исторические документы, появившиеся
в печати за последнее время, то ясно ста-
HOBUTCA, что разногласия эти укладываются
в основную линию предыдущих и поздней-
ших разногласий партии с тродкизмом.

Мы создавали вокруг военно неопытного,
но стойкого пролетарского ядра армию из
крестьян, только-что вернувшихся с вой-
ны, только-что воочию убедившихся, что
земля перешла в их руки. Эта крестьяа-
вкая масса жаждала завоеванную землю
освоить, взять в обработку, и само собой

Ел

Есть ли это затишье перед бурей

могу сказать, что Петроград готов ко

Vi. @AOT.

Не могу не сказать несколько\слов
о флоте. Нельзя не приветствовать,
что Балтийский флот, считавшийся
погибшим, возрождается самым дей-
ствительным образом. Это признают
не только друзья, но и противники.
Столь же отрадно, что язва русского
сфицерства — его продажность —
менее всего задела командный состав
Флота: нашлись все же люди, которые,
к чести своей, достоинство и незави-
симость России ценят вьйне, чем ati-
глийское золото. Еще более отрадно,
что ‘балтийские матросы вновь нашли
себя, оживив в своих подвигах  луч-
шие традиции русского революционно-
го флота. Без этих условий Петроград
не был бы огражден от самых опасных
неожиданностей со стороны моря. Наи-
более типичным для характеристики
возрождения нашего флота является
разыгравшийся в июне месяце нерав-
ный бой двух наших миноносцев с че-
тырьмя миноносцами и тремя подвод-
ными лодками. противника, из которо-
го наши миноносцы, благодаря само-
отверженности матросов и умелому
руководству начальника действующего
отряда, вышли победителями, потопив
неприятельскую подводную лодку.

И. ИТОГИ.

Нередко’ сравнивают Родзянко ©
Колчаком в смысле угрозы для Совет-
ской России, причем Родзянко счита-
ют не менее опасным, чем Колчака.
Это сравнение неверно. Колчак дей-
ствительно спасен, ‘ибо. у него есть и
пространство для отступления. и ЛлЮд-
ской материал для обновления войско-
вых частей, и хлеб для прокормления
армии. Несчастье Родзянко и Юдени-
ча состоит в том, что у них нехвата-
ет ни пространства, ни людского ма-
зериала, ни хлеба. Финляндия и Эст-
ляндия, конечно, представляют некую
базу ‘для формирования белогвардей-
tkux частей из русских военноплен-
ных, но, во-первых, военнопленные не
могут ‘представить достаточный  и
вполне надежный материал для бело-
гвардейских частей; во-вторых, сама
обстановка в Финляндии и Эстляндии,
ввиду развивающегося там революци-
снного брожения, не представляет
благоприятных условий для формиро-
вания белогвардейских частей; в-тре-
тьих, территория, захваченная Род-
зянко и Балаховичем (всего около
двух уездов), постепенно и системати-
чески сокращается, и пресловутой «се-
веро-западной армии», если ей суж-
дено вообще родиться, скоро негде бу-
дет развернуться и маневрировать.
Ибо, это надо признать, ни Финлян-
дия, ни Эстляндия, пока, по крайней
мере, не предоставляют «своей собст-
венной территории» для Родзянко —

Балаховича — Юденича. Армия без  понятно, что только непосредственная
тыла — такова «северо - западная»   опасность, угрожающая этой земле, могла
армия. Нечего говорить, что такач эту массу поднять на войну. Чтобы это

сделать, нужен был мобилизационный п
обучающий аппафат, аппарат армейский.
Количество рабочих, имеющих опыт в с03-
дании такого аппарата, было незначитель-
но. Крупных военных алнаратов, их орга-
низалию они не знали. А тут впереди хело
шло не только о мобилизации, не только
0б обучении крестьянской армии, дело шло
и о военном руководстве, требующем боль-
того стратегического, тактичесного и проз
сто технического знания. ?

На вопрое, откуда взять ‘эти знания,
партия ответила  непоколебимо — зна-
  ния надо взять у военных специалистов.
Но яено было, что использование военных
специалистов, непосредственно привыкших
держать солдатские массы в ежовых рука-
BMAX, военепецев, полных специфически
офицерских нонятий о патриотизме, — дело
неслыханно трудное. Наперед было ясно,
что процент предателей средн мобилизован-
ных военснецев будет громаден. И поэтому
дело использования военспецев требовало
не только большой бдительности, но и не-
обходимости учиться у них поскорее, созда-
вая свой собственный революционный ко-
мандный состав.

Троцкий пытался доказать, что разногла-
сия в этом вонросе состояли в том, что
он был за использование специалистов, а
Сталин и Ворошилов — против. Но доста-
точно только вспомнить, как Сталин орга-
низовал армию на всех опаснейших уча-
стках фронта под Царицыном, под Пермью,
как Сталин ломал хребет партизанщине,
«отрядному строению», чтобы видеть весь
вомизм обвинения этого железного цезтра-
лизатора революционных сил в склонности
к партизанщине. А все дело в том, что
Сталин, Ворошилов и ближайшие их сорат-
ники ‘вели беспрерывно,  непоколебимо
борьбу против Троцкого, засыпавшего

«армия» не может долго жить, если,
конечно, не ворвется в цепь событий
какое-нибудь новое, серьезное, благо-
приятное для противника обстоятель-
ство международного характера, рас-
считывать на что, по всем данным, нет
никаких оснований у противника.

Красная армия nog Петроградом
должна победить.

Фото М. Калашникова,

‘зяементоз и в стремлении к скорейшему

ли вдуматься в эти два противопоставленных

23 ФЕВРАЛЯ 1935 Г., NE 53 (6259). _

` ПРОЛЕТАРИАТА.

ed

he ey проверенным в огне трех революций, велич

К РА д ЕК кий ум, охватывающий совокупность класч
: и совых отношений и знающий направление
Ey их развития, железная воля, покоящаяся на

тлубокой связи с рабочим классом и глубо-
кой вере в его победу, твердость в проведе-
нии принятых решений, — вот. черты, ко-
торые сделали Сталина великим пролетар-
ским полководцем. >

Кончилась гражданская война. Стали
улел с головой в строительство. партии,
строительство социализма. Но ученик 4е-
нина HH Ha один момент не забывает,
что враг не может не попробовать еще по-
мериться с нами силами, не может не по-
пробовать уничтожить то, что создали мил-
лионы своим трудом. Поэтому Красная
Армия остается в центре внимания Cra-
лина. Поэтому забота о Красной Армии
играет в работе Сталина, как рукдводи-
теля партии, одну из первейших ролей.

Поставив во главе армии весь выпесто-
ванный Лениным и им состав пролетарских”
командиров, он постоянно смотрит за тем,.
чтобы непрерывно росло то ядро, которое в
будущем должно обеспечить победы Красной
Армии. От пролетарских командиров он тре-
бует не почивать на лаврах, завоеванных в
гражданской войне, а учиться и учиться.
Он сажает на школьную парту полководцев,
имена которых прогремели во всем мире.
Он смотрит 3a тем, чтобы наша.
Красная Армия была лучшей школой связи
крестьянства с пролетариатом. И Красная
Армия стала не только школой культуры
для деревни, но она стала школой социа-
лизма.

Но как ни велики достижения нашей
Красной Армии, они не успокаивают про-
летарского полководна. Он следит напря-
женно за развитием буржуазных армий, за
развитием военной техники. На основе раз-
вертывающейся индустриализации страны
он реконструирует техническую базу Крас-
ной Армии. Мировой капитализм загнивает,
но в области военной техники он шагнул
вперед. Авиация, военная химия и танки,
которые только под конец мировой войны
начали играть значительную роль, теперь
выросли до крупнейнгих размеров. Попы-
талься противопоставить современной воен-
ной технике плохо вооруженную массу —
это преступление и безумие. Нреступление,
ибо эта масса — рабочие и крестьяне —
основа нашей власти, наши братья. Без-
умие — ибо плохо вооруженная армия пе-
ред лицом современной военной техники—
кровавая каша. :

Мы не будем повторять здесь подробно-
стей об инициативе товарища Сталина в
реконструкции Красной Армии. С глубокой
любовью говорил 0б этом лучший боевой
соратник Сталина товарищ Ворошилов на
ХУП с’езде партии. Мы хотим подчеркнуть
здесь общую сторону этого вопроса. Воен-
ная теория, развиваемая буржуазией после
войны, полна противоречий. Основное из
них состоит в том, что после Октябрьской
революции буржуазия боится  воеружить
миллионные массы. Другое затруднение
состоит в том, что вооружение миллионных
масс соответственно современной военной
технике требует громаднейших  средетв.
Отсюда почти во всех капиталистических
странах возникла тенденция к созданию
малых, полностью механизнраванвых—И
технически снабженных армий. Однако если
дело дойдет до решающих боев, буржуазия
должна будет итти на риск создания боль-
ших армий. Перед лицом новой .вой-
ны она попытается задушить фашист-
скими методами всякую оппозицию В
стране, бросит все материальные силы
на техническую подготовку войны. По-
этому Сталин, взявшись за peopra-
низацию армии, позаботился не только о ее
высоком современном техническом оснаще-
нии, но и о численности. В основе сталин-
ского плана реорганизации армии и ее
вооружения лежит глубоко продуманная
марксистско-ленинская теория будущей
войны. Она лежит не только в основе 0б-
щего плана реорганизации армии, она ле-
жит в основе соотношения разных родов
оружия, которые будут впервые в массовом
масштабе применены. Она лежит в основе
того стратегического плана, © который ра-
зобьются все намерения врагов.

Клаузевиц, который не был марк-
систом, писал: «Величайшие имена полко-
водцев у народов, прославивших себя на
войне, появились лишь в период их под’ема
на высокую ступень цивилизации». При
общем упадке научного мышления среди
представителей затнивающего капитализма,
при общем упадке среди них веры в капи-
тализм очень трудно будет появиться воеп-
ному тению, а если он появится, то ему
очень трудно будет действовать, зная, чт10:в
тылу у него растут силы революции.

Советская страна видит растущую опас-
ность войны. Она делает все, чтобы ее из-.
бегнуть. Но она знает: если враг нанадет №
мы противопоставим ему силуго котор.
он не имеет понятия. Это будет сила орг
низованного социализма, еила колхозноР--
крестьянства, сила великой коммунистиче-
ской партии, знающей, что от ее победы за-
висит счастье мира. Это будет сила ясного
предвидения на основе маркеистеко-ленин-
ской теории. Это будет сила непоколеби-
мого проведення принятого боевого плава.
Это будет сила, не знающая сомнений. Вы-
разителем этой силы. будет лучший сорат-
HEE Ленина— великий полководец граждаи-
ской войны, доказавший уже, что умеет ло-
беждать, великий реорганизатор всей стра-
ны и Красной Армии, вождь, который дале-
ко видит основные линии грядущего разви-
тия и те железные рычаги победы, которые
надо повернуть. Вея страна знает, чт
тот, который сумел организовать оконча-
тельную победу над внутренним врагом,
который сумел спокойно, без ‘колебаний прэ-
водить сложнейшие маневры, как и лобовые
атаки, обеспечит стране, обеспечит проле-
тариату в случае нападения империаля-
стов победу.

Красная Армия есть армия мира.
защиты  социалистического отечества, и
поэтому ей незачем скрывать свои силы.
Поэтому ХУП с’езд партии так repay
приветствовал Воропгилова, давшего отЕфЫ-
тый отчет. о силе Красной Армии. Поэтому
УП С’езд Советов так горячо приветство-
вал тов. Тухачевского, раосказавшего, как
за последсий тод двинулось вперед дело
строительства Красной Армии. Враг пытает-
ся высчитать количество танков и 60м00-
возов, которыми мы располагаем. Но одного
величайшего источника чашей силы Of
высчитать не мюжет. Оила эта — та рево-
Люция, которая сделала из Сталина первого
пролетарского пюлководиа, революция, ко-
торая окружила его блестящей плеядой
водителей масс в великом решающем бою
за скончательную победу социализма,

фронты старыми штабзыми офицерами ae
только без различия их отношения в
революции, но и без учета их фронтовых
оперативных способностей. Ему неслы-
хайно импюнировали генпгтабистевие мун-
диры. У Сталина не было ни на полко-
пейки этого уважения к мундиру: работая
реликоленно со старыми офицерами, отли-
чающимися боевыми способностями, он
энергичнейпим образом боролся против цар-
ства мундира. Сталин представлял проле-
тарскую точиу зрения, состоящую в ис-
пользовании пригодных военных спецов,
в держании их под контролем пролетарских

овладению военной каукой кадром проле-
тарсних руководителей. Сталин поставил
себе задачу воспитать пролетарских коман-
дармюв, способных руководить миллион-
ными массами, и это ему удалось благодаря
тому, что он умел отличать использование
культурного наследства буржуазии от под-
чинения ему.

В своей главе о военном гении Raay-
зевиц противопоставляет друг другу два ти-
па полководцев: «Люди, бурно и быстро в0с-
пламеняющиеся, сами по себе мало пригод-
вы для практической жизни, а, следова-
тельно, п для войны. Правда, импульс в
них силен, но не выдерживает длительного
напряжения». Этому типу Клаузевиц про-.
тивопоставляет другой: «Наконец, люди, на-
ружно спокойные, но глубоко чувствующие,
относящиеся к предыдущему типу, ка жар
к пламени, более всего способны своей
титанической силой сдвинуть и покатить
огромный груз, под ноторым мы образно
представляем трудности, сопряженные с во-
енной деятельностью. Воздействие их чувств
подобно движению огромных масс, хотя и
медленному, но зато всесокрушающему». Ес-

друг другу психологических типа, то мы
имеем перед собой тип мелкобуржуазного
революционера, легко воспламеняющегося н
легко попадающего в уныние, и тип проле-
тарского революционера, чувства которого,
вытекающие из глубокой, коренной связи с
народными массами, устойчивы, ровны И
приводят к методической, напряженной ра-
боте, не ослабевающей, пока задача не ре-
шена.

И лот, кто хочет понять роль Сталина
как руководителя в гражданской войне, и
тот, кто хочет понять будущие основы на-
ших побед, должен глубочайшим образом
вдуматься в доклад Сталина и Дзержинско-
го о причинах падения Перми в 1918 г. ив
телеграмму его Ленину о положении Ha
Южном фронте. В сбоих названных доку-
ментах видна вся природа Сталина как ве-
ликого организатора. Он изучает положение
армии от ее расположения до мельчайших
хозяйственных вопросов. Армия есть боль-
шой организм, и, только исследовав дело ее
материального положения, организацию, со-
став командования, пригодность людей, тех-
ническое снабжение и отношение армни к
населению, ее связь с населением, органи-
зацию трудовых масс, можно взяться за
лечение больной армии. Пролетарский ру-
ководитель должен сам организовать тща-
тельнейшим образом народную массу для
борьбы, и нет такой мелочи, которая не име-
ла бы важнейшего значения в подготовке
победы.

Сила Сталина проявилась и в централь-
ном узловом пункте стратегии — в выборе
направления удара и ссуществлении стра-
тегического плана. Разногласия с Троцким
насчет донецкого мли донского направле-
ния удара. против Деникина выражали
разногласия между ‘конкретным, тщатель-
ным анализом всей соцлальной совокуп-
ности убловий победы, который  харак-
терен для большевизма, и схематизмом, аб-
страктностью решений буржуазного воеи-
спеца, поддержанной мелкобуржуазным по-
литиком. ` ,

Когда (Сталин предлагал Ленину свой
стратегический план, он видел перед
собой не только линию железных дорог,
не только кратчайшее пространство, от-
деляющее два пункта; Он видел конкретную
народную массу и ее социальный состав: по
денецкой линии — пролетарский, пою дон-
ской— казачий, и отношение этой массы к
армии входило решаютщиим элементом в его
стратегический ‘план. Ибо его стратегиче-
ский план’ — это не операция оторванными
от народных масс армиями, а операция а7-
миями, которые являются частью народных
маес. Е

Великий вождь Октябрьской революции
Ленин охватывал своим орлиным взглядэм
из Кремля всю стратегическую обстановку
и решал вопросы своим большевистевим
тением. Сталин. как и Ленин, постоянно
видя перед собой совокупность етратегиче-
ской залачи, часто, будучи на фронте вда-
ли от Ленина, выдвигал стратегические
планы, совпадающие с ленинскими, олно-
временно решал на месте, на самых опас-
ных участках фронта все организационные,
все тактические вопросы.

Разбирая качество военного гения, Влау-
зевиц различает качества умственные н
качества, так сказать, характера. Касаясь
умственных качеств военного гения, он го-
ворит: «Война требует от своих адептов вы-
дающихея умственных сил, война — об-
ласть недостоверного; три четверти того, на
чем строится действие на войне, лежит в
тумане неизвестности, и, следовательно, чтоб
венрыть истину, требуется прежде всего
тонкий, гибкий, преницательный ум». Что
касается характера, то «здесь имеется в ви-
ду не мужество перед лицом физической
опасности, а мужество в отношении ответ-
ственности, так сказать, перед лицом мо-
ральной опасности. Этот вид мужества часто
называли мужеством ума, потому что он
имеет своим источником рассудок; тем не
менее он- проявление характера, з не рас-
сулка. Голая рассудительность далеко еще не
мужество; часто самые рассудительные лю-
ди не обладают решимостью... Мы называем
ретимостью способность в обстановке дей-
ствий при недостаточных данных устранять
муки сомнений, опасности колебаний». Эти
способности характера Клаузевиц приписы-
‚вает только тому, «чьи убеждения отлича-
ются значительным постоянством», опира-
ются на твердые принципы.

Глубочайший военный теоретик, знатэк
того великого напряжения, в котором роя:-
даются стратегические решения, знаток той
громадной воли, которая нужна для прове-
дения в жизнь принятого плана, как бы да-
вал характеристику основных черт, из ко-
торых сложился военный гений Сталина во
время гражданской войны. Непоколебимая
верность принципам марксизмз-ленинизма,

wa

ИТ

23)
i

i
ig

ь