к

MAT   и РИОТИЧЕСКИЯ MOAT
COBETCKOFO CTYMEHYECTBA

Учебный. год в вузах и техникумах нашей

‘страны подходит к концу. Началась летняя

экзаменационная сессия—-ответетвенная по-
pa 8 жизни кажиото м заведения,
каждого студента.

Скоро из стен высшей школы и техни-
KyMOB на широкую дорогу самостоятельной,
творческой работы выйдет новый многоты-
сячный отряд. молодых специалистов, гото-

ВЫХ всё свои знания и силы отдать на ae

цветание любимой Porn ны.

По результатам экзаменов мы будем <у-
‚дить © работе вузов. и техникумов, о. том,
насколько успешно они готовят кадры вы-
сококвалифицированных специалистов для
‘народного хозяйства. Экзамены покажут,
каково качество учебной и воспитательной
работы вузов и техникумов, помогут вы-
‚явить недостатки, наметить пути дальней-
шего улучшения работы каждого учебного
заведения.

Недавно мы отмечали. знаменательные
даты: 20-летие речи товарища’ Сталина на
УШ о’езде комсомола и 10-летие выступле-
ния товарища Сталина на приеме работни-
ков высшей школы. Призыв великого
Сталина к советской молодежи настойчиво
й терпеливо овладевать наукой, его мудрые
слова о процветании передовой’ советекой
науки сыграли огромную роль в ‘укреплении
высшей школы.

Усилиями партии и правительства у Hac
достигнут невиданный размах в подготовке
специалистов для различных областей на-
родного хозяйства и культуры. Ежегодно
увеличиваются ассигнования на развитие
BYR HW техникумов, растет сеть учебных
заведений и количество обучающейся в них
молодежи, Неуклонно укрепляется учебно-
материальная база вузов и техникумов,
улучшаются  культурно-бытовые условия
жизни студентов,

Ярким свидетельством 9606070 внимания
к высшей школе в нашей стране является
недавно принятое по инициативе товарища
Сталина постановление правительства 9 по-
стройке нового здания для` Московского го-
сударетвенного университета имени. №. В.
Томоносова,

Текущий учебный год в высшей школе
и Техникумах прошел под знаком дальней-
шею улучшения учебно-воспитательной pa-
боты. В соответствии © известными. поста-
новлениями ЦК ВКП(б) по идеологическим
вепросам были внесены серьезные измене-
ния в учебные программы. Преподавание в
вузах и техникумах ныне полнее отражает
достижения отечественной науки, ее пере-
довую роль в развитии мировой культуры;
студенты стали глубже изучать историю и
достижения советокой науки и техники, ли-
тературы и покусотва. Работники вузов и
техникумов проделали немалую работу ‘по
созданию новых учебников и учебных посо-
бий; повысилея илейно-теоретический уро-
вень преподавания общенаучных и специ-
альных дисциилин. Ве это положительно
сказалось на успеваемости студентов. Экза-
менационную сессию они встречают с более
глубокими и прочными знаниями, чем в
пропыюм году.

Большая роль в успепгном проведении эк-
заменов принадлежит комоомольеким орга-
низациям вузов (ий техникумов, райкомам и
обкомам комсомола. Нельзя забывать, что
экзамены будет держать ‘большая’ группа
вашей молодежи: около 700 тывяч студен-
тов высших учебных заведений и более 04-
ного миллиона учалцихея техникумов. Экза-
мены требуют ог каждого студента ‘упорной
работы, глубокого повторения пройденного
материала. Поэтому в эти дни в вузах и
техникумах нужно создать деловую, рабочую
обстановку. Ничто ве. должно мешать уча-
щимея заниматься. Позаботиться 00 этом

‚сти и неорганизованности.

‘обязаны не только руководители тн
заведений, но. и комсомольские организации.

Многие комитеты комсомола вузов пра-
ВИЛЬНО поняли CBO Залачи в связи с экза-
менационной сессией и успели немало сле-
лать. Например, в. Московском университете
по инициативе комитета ВЛЕСМ в большин-
стве групп, особенно на первых курсах, co
студентами проведены беседы профессоров
0 том, как лучше готовиться к экзаменам:
на многих факультетах прочитаны обзор-
ные ‘лекции, проведены дополнительные
консультации и семинарекие занятия. По
предложению комитета комсомола ректор
университета увеличил время работы биб-
лиотеки, принял меры к упорядочению 06-
служивания студентов в столовой, предло-
жил учебной части открыть в студенческом
общежитии комнаты ‘для самостоятельной
работы и обеспечить их побобиями‘и учеб-
никами,

Комитет комсомола ен, медицин-
ского института поставил перед директором
вопрос 0’ том, чтобы все студенты были
своевременно ознакомлены © расписанием
экзаменов. По предложению комеомольцев
созданы новые читальные залы, при сту-
ценческих общежитиях оборудованы буфе-
ты. В Московоком химико-технологическом
институте по инициативе комсомольской ор-
танизации выделены аудиторий для подго-
товки к экзаменам, приняты меры к улуч-
шению работы чертежного зала.

Успех во многом будет зависеть от орга-
низации дела, от дисциплины студентов, от
правильного планирования подготовки к эк-
заменам. И во всем этом большую помощь
руководителям и преподавателям вузов и
техникумов могут оказать комсомольцы.

Во время экзаменов не должно быть ме-
ста даже малейшей недисциплинированно-
Вомеомольеким
организациям слодует проявлять высокую
требовательность к выполнению студентами
правил сдачи экзаменов, решительно вы-
ступать против всяких нарушений установ-
ленного порядка проведения сессии.

Основная задача комсомольских органи-
заций — добиться, чтобы каждый студент
добросовестно готовилея к экзаменам и ус-
пешно их сдал. Комсомольцы и комсомолки,

‘обучающиеся в вузах и техникумах, 0бя-

заны показывать т прилежания a BBI-

Conon’ ye певаемости.

В наше время нельзя стать хорошим спе-
циалиетом без звания революционной тео-
рии, без глубокого овладения наукой HayR—
основами марксизма-ленинизма. Выпускник
советской высшей школы должен не только
B совершенстве владеть своей спепиально-
етью, Но и быть, как говорил товарищ
Сталин, политиком- -общественником, Живо
интересующимся судьбой своей страны, зна-
комым © законами общественного. развития,
умеющим пользоваться этими законами.
Поэтому 0с0б0е внимание, следует обратить
на экзамены по основам марксизма-лени-
низма.

Экзаменационная сессия совпадает с вы-
пуском молодых специалистов. В этом году
вузы и техникумы оканчивает более 370
тысяч учащихся. Долг комеомольских орга-
низаций — проявить ‘настоящую заботу о

выпускниках, помочь им в подготовке к го-

сударственным экзаменам и в защите ди-
пломных проектов, позаботиться о том, что-
бы они были ознакомлены © местом своей
будущей работы.

° Пожелаем нашему студенчеетву, профес-
ворам `и преподавателям образцово, на вы-
соком идейно-теоретическом и организаци-
онном уровне провести летнюю экзамена-
ционную сессию, успешно завершить т
ный год.

В В Е В РБ Но
«лОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Вчера в Доме ученых состоялась очеред-
ная ления из третьего цикла «Ломоносов-
ских чтений». Перед учащимися старших
классов, студентами вузов и комоомольским
активом Москвы выступил ‘академик Д. В.
Наливкин ¢ лекцией на тему «Успехи с0-
ветокой геологии».

Лектор обрисовал историю развития гео-
логии в России и выдающиеся достижения
советской геологии.

Леклору было задано много вопросов.

Третий цикл «Ломоносовеких чтений»,
посвященный успехам советской науки за
30 лет, будет продолжен после летних ка-
никул.

Сельские комсомольцы! Будьте. организаторами

От рабочих, работниц, инженеров, техников и служащих
консервных заводов

ки и служащие Херсонского › консервного
завода им. Сталина, комбината изу. Микояна
в ст. Крымекой, Горийекого
завода, Сталинградекого консервного заво-
да, Симферопольского консервного завода
им. 1 Мая, Тираспольского консервного за-
вода. им. 1 Мая, Хачмассвого консервного
завода, Черкасского консервного завода,
Растовского-на-Дону консервного завода
«Смычка», Кутаиеского консервного заво-
да, Буйнакского консервного. завода Мини-
стербтва пищевой промышаленноети СССР,
Танткентекого консервного’ завода  Мини-
стерства пищевой промышленности Узбек-
ской ССР, Лабинекого плодоконсервного за-
вода и Мичуринского плодокомбината
Министерства о пищевой промышленности
РСФСР и Каменец-Нодольского о плодокон-
сервного завода Министерства пищевой
промышленности Украинской ССР’ обрати-
лись к товарищу И. В. Сталину © письмом;
в котором пишут: :

«Консервные заводы, построенные и ре-
конструированные за годы сталняских пя-

тилеток, были гордостью BHOBb созданной

в СССР консервной промышленности и как
по 0б’ему производства, так и по своему
техническому оснащению являлись самыми
передовыми предприятиями Европы.

Следуя Вашим указаниям о быстрейшем
восстановлении и дальнейшем развитии
народного хозяйства СССР, коллективы
консервных и  пиодоовощных заводов
успешно выполняют планы восстановления
разрушенных хозяйств и производственных
мощностей, из года в год перевыполняют
задания по выпуску продукции.

К началу третьего года послевоенной
пятилетки выполнили установленные госу-
дарственные планы восстановления все
консервные заводы и в том чиеле круп-
нейшие: Херсонский завод имени Сталина,
комбинат имени Микояна в станице ры
ской, Тираспольский завод имени 1 Мая;
Олесский завод имени Ворошилова, Черкас-
ский завод, Сталинградекий завод, Киев-
ский. завод и Херсонский завод имени
8 марта. Больших успехов в восстановле-
нии достигли и предприятия плодоовощной
промышленности.

В истекшем 1947 году, ВЕлЮЧИВШИСЬ В

социалистическое соревнование и развернув!

‚  борьбу вместе со всеми’ трудящимиея Co-
ветского Союза за под’ем производетва, ра-
ботники консервной и плодоовоненой про-

мышленности досрочно выполнили Tpons- !

водетвенные планы второго года послевоен-
HOH пятилетка, дали стране сверх
более 30 миллионов банок консервов.
С чувством глубокой благодарности
встретили мы постановление Совета. Мини-

консервного.

плана!

Обсудив обращение трудящихся Ленин-
града, подечитав свои производственные
возможности и учтя все возрастающие ре-
сурсы сырья, работники консервных заво-
дов единодушно приняли на себя обязатель-
ство досрочно выполнить план 1948 года и
дать сверх годового плана 13 миллионов
банок консервов.

Соревнуясь ‘за досрочное выполнение
плана послевоенной пятилетки, кажтый из
коллективов предприятий, ° подписавших
письмо, принял конкретные обязательства
по увеличению производства консервов,
расширению ассортимента, увеличению
мощности заводов, повышению пройзводи-
тельности труда, снижению себестоимости
продукнии и по другим показателям.

В заключительной части письма работ-
ники консервных заводов пишут:

«Дорогой Иосиф Виссарионович!

Заверяем Вас, что, повседневно борясь
за своевременную доставку и переработку
сырья, за внедрение передовой техники, за
лучшее использование оборудования, 3a
расширение и улучшение ассортимента, за
режим экономии и повышение рентабельно-
сти наших предприятий, мы, обеспечив
выполнение взятых на себя обязательств
по выработке консервов, лобъемся еще
большего повышения качества продукции
и удешевления ее стоимости.

Мы обязуемея: внедрять прогрессивные
технико-экономические нормы для обару-
дования, строго соблюдать технологический
режим, применять лучшие методы работы,
решительно бороться с потерями на произ-
водстве, систематически осуществлять под-
готовку и большевистское воспитание на-
тих кадров, добиваться неуклонного повы-
шения производительности труда, всемерно
помогать отетающим, улучшать культурно-
бытовые условия рабочих, инженерно-техни-
ческих работников и служащих наших за-
водов, своевременно выполнять планы жи-
лищного и культурно-бытового строительст-
Ba.

Мы призываем всех работников консерв-
ной и плодоовощной ‘промышленности
ВЕЛЮЧИТЬСЯ В Патриотическое движение 38
выполнение послевоенной сталинской пя-
тилетки в четыре года, за создание изоби-
лия консервов в нашей стране.

Мы призываем“ работников” овощных и.

HIOOAFOANLIX COBKO3Z0B, а также колхозни-
ков и колхозниц сырьевых зон консервных
и плодоовощных заводов еще птире ‘развер-
нуть социалистическое соревнование, умно-
жить успехи сельского хозяйства и енаб-
дить наши предприятия высококачествен-
ным овощным и плодовым сырьем в необ-
ходимых количествах и ассортименте.

Мы призываем работников стеклотарных

стров СССР и ЦК BRI(6) 0 проведении де- заводов развернуть борьбу. за полное обес-

нежной реформы и,отмене. карточек на про-
довольственные и прозышленные товары,
как новое проявление Вашей заботы о по-
вышенни благосостояния трудящихся.

печение каждого консервного, завода добро-
качественной стеклотарой. _

Мы призываем работников Яысьвенекого
й Северского металлургических заводов уве-

Это историческое постановление веслило   личить выработку белой жести и полно-

в наше сознание необходимость еще упор-
нее и энергичнее работать, чтобы дать на-
шей Родине больше продуктов питания,
больше’ консервов высокого качества и в.
широком ассортименте».

стью обеспечить ею консервные заводы.
Да здравствует наша могучая Советская
Родина!
Да здравствует творел наших побед, род-
`ной и любимый товарищ Сталин!»

15 лет тракторному гиганту

ЧЕЛЯБИНСК, 31 мая. (Наш корр.). Че- в короткие срохи перестроить  производ-

лябинский тракторный . завод имени

Сталича отмечает елавную дату в своей

жизни: 15 лет назад, 1 июня 1933 года,
первые 12 тракторов сошли с заводского
конвейера, а в день 8-Й годовщины завод
выпускал 115.000-й трактор.

Во время Отечественной войны кол-
лектив челябинских  трактороетроителей
снабжал героическую Советскую Армию co-
временной боевой техникой.

Послевоенная сталинекая пятилетка по-
ставила перед заводом сложную задачу —

ство на мирный лад, освоить выпуск меще
ных тракторов «С-80», достигнуть и пре-
взойти довоенный уровень выпуска трак-
торов. Эта задача вынолнена досрочно.
Выпуск тракторов непрерывно увеличи-
вается. Начиная © января тракторостроите-
ли держат первенство во всесоюзном сорев-
новании; в их руках — переходящее Крас-

‘ное знама Совета Министров ссор,

В социалистическом соревновании рабо-
чих завода участвуют 8.000 комсомольцев.
и тысячи молодых стахановпев.

ЮБИЛЕЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ

ЕРЕВАН, 31 мая. (Наш sopp.). Здесь
состоялось собрание комсомольского актива
торода Еревана, посвященное 10-летию рес-
публиканекой комсомольской газеты
«Оталинец», выходящей на русском языке.
(С докладом о работе газеты выступил ре-
дактор «Сталинца» тов. захарян.

правды», академик Орбели, ре

Затем были оглашены  приветственные
телеграммы, поступившие в адрес юбиляра.
Газету поздравили ЦК ВЛЁСМ, Ереванский
горком партии, редакция «Комсомольской
редакции мо-
лодежных газет и журналов бралеких ре-
публик.

истории русского’

От колхозников, KOJIXOSHUIL,
и специалистов’ сельского ‘хозяйства АРМЯНСКОЙ ССР”

Товарищу СТАЛИНУ Товарищу СТАЛИНУ И. В.
Иосифу Виссарионовичу

Рабочиё, работницы, инженеры, техни-

Колхозники и колхозницы, работники
вовхозов, МТС и спепиалиеты сельского
хозяйства Армянской, ССР. обратились с
письмом к товарищу Сталину. В csoem
письме они пишут:

«Дорогой Иосиф Виссарионович!

Мы, колхозники и колхозницы, работни-

ки совхозов, МТС и специалисты ‘сельского’

хозяйетва Армянской CCP,  доклалываем
Вам, нашему любимому отпу и вождю, что,
озуществляя решение: февральского Плену-
ма ЦВ ВЕЦ(б), колхозное крестьянство (о-
веткой Армении в 1947. году. выполнило
свои обязательства перел государством по
сдаче хлеба и перевыполнило план озимо-
го сева. В 1948 тоду наша республика за-
вершает предусмотренное пятилетним пла-
ном развитие народного хозяйства, раеши-
рение площадей технических культур, пол
хлонок до 15.000 гектаров, под табак до
10.000 гектаров и под сахарную свеклу
по 4.000 гектаров. Посевные площади под
многолетние травы будут доведены ло
75.000. гектаров. В текущем году будет за-
кончен полный переход к травопольным се-
вооборотам. Благодаря. окончанию ряда
ирригационных работ в 1948 году площади
поливных земель республики смогут ‘быть
увеличены более чем на 4.000 гектаров.
Но нам еще предстоит большая ‘работа по
дальнейшему укреплению  сопиалистиче-
ского сельского хозяйства Армении, кота-
рая за голы советской власти, пол руковод-
ством большевиетекой паотии и благоларя
лично Вашим, товарищ Сталин, отечаеким
заботам достигла подлинного возрождения.

Мы обешаем Вам приложить все. усилия
К тому, чтобы добиться еще большего рае-
цвета нашего сельского’ хозяйства».

Далее в письме перечисляются районы,
колхозы, совхозы, бригалы и звенья, взяв-
шие на себя конкретные обязательетва по

повышению ‘урожайности зерновых куль-
тур, хлопка, табака, винограда. Большие

похода молодежи против сорняков! Сохраним
Родине каждый пуд зерна!

работников совхозов, МТС.

обязательства взяты по под’ему обществен=
ного животноводетва.

Работники МТС, сознавая, что расшире-
ние посевных плошалей и повыптение ypo-
жайности полей в значительной мере 2-
висит от их успешной работы, берут на “ейя
обязательства бороться за дальнейшее ени-
жение себестоимости тракторных работ, вы-
полнять сменные нормы выработки каЖлЛЫ
трактористом, не лопускать перерасуола гд-
рючего, своевременно и высококачеетвенно
полготовить комбайновый парк к убюке
урожая и добиться выработки не. менее
200 гектаров на каждый 15-футовый ком-
байн. ‘ci

В заключение своего письма: Паботнивя
сельекого хозяйства Армянской ССРовивут:

«Мы сознаем, что для выполнения этих
серьезных обязательств потребуется ватря-
жение всех наших ‘сил: Мы изучабм опыт
мастеров сельского хозяйства — Героев’ Со-
циалистического Труда и будем работать
не покладая рук, чтобы с честью выполнить
взятые обязательства, еше больше” повы-
сить благосостояние колхозного крестьян-
бтва и дать стране больше хлеба, мяса, мо
лока и других сельскохозяйственных” про-
ДуЕТОВои сырья для ‘промышленности.

Мы еще ‘шире’ развернем социалистиче-
ское соревнование межту районами, кол-
хозами, совхозами и МТС, а также межлу
бригадами, фермами и звеньями за ‘получе-
ние высоких урожаев сельскохозяйствев-
ных культур, за повышение продуктивио-
сти животноводства.

Родина!

Да здравствует великая партия а
Сталина — вдохновитель и В, Ha
ших побед!

Да здравствует наш abe. BORIS и
А ВиО Сталин!» 21°

Пленум Цвнтрального Комитета КП(6) Украины

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

25—98, мая 1948 года, состоялся очеред-
ной — пленум Центрального Комитета
В1(б) Украины. :

Пленум заслушал и. г обоза слвдующие
вопросы:

1. 06 итогах весеннего сева, уходе за
посевами, подготовке и проведении уборки
урожая, хлебозаготовое и заготовок. других

сельскохозяйственных продуктов:

2. 0 состоянии . оргавизационно-партий-
HOH и массово-политической работы в Харь-
ковской областной партийной организации.

По первому вопросу пленум заслушал и
обсудил доклад секретаря Центрального

Комитета RII(6) Украины tos. H. C. Xpy-

щева.

В прениях по этому вопросу выступили
тт. 3. Т. Сердюк (cexperapp Киевского
обкома ЕП (6)У), А. И. Кириченко (секретарь
Олесского обкома ВП(б)У). И. М. Волошин
(председатель исполкома Харьковекого обл-
совета депутатов трудящихся), Л. И. Бреж-
нев (секретарь Днепропетровекого обкома
ВИ(б)У, А, И. Устенко (секретаюь Каменец-
Подольского обкома ВП (б) У), И. И. Профа-

(министр сельского хозяйства УСС

а Я

тилов ‘(секретарь Волынского’ ” обкома
ЕП(б)У), Н. В. Козырев (предеедатель ис-
полкома Львовского облсовета ‘депутатов
трудящихся), М. М. Стахурекий (секретарь
Винницкого обкома, RI(O)Y), ees: Бутенко

Отруев (секретарь — Сталинского кома
ВП Сб)У) и другие товарищи. Веего” `В. пре-
ниях выступило’ 22 человека.“ —^

С большим вниманием участники’ плену-
ма выслушали заключительную речь векре-
таря Центрального Комитета  КП(б)У
тов. Н. С. Хрущева. Е

По второму вопросу —=0 собтоянии орта-
низапионно-партийной и массово-политиче-
ской: работы в Харьковской областной пар-
тийной ‘организации — выступил векретарь
Харьковского обкома КП(б)У тов. В. М. Чу-
раев:

В прениях по этому вопросу наи
18 человек.

По заслутанным вопросам пленум Цент-
ральното Комитета ЕП(б) Украины ‘принял
развернутые решения.

Пленум рассмотрел также ортанизадлон-
пыо вопросы.

30 лет советского архивного дела

Сегодня, 1 июня, исполнилось 30 лет го
дня подписания В. И. Лениным декрета «0
реорганизации и централизации архивно!о
дела». Этим декретом и последовавшими 3a
Ним государственными актами было поло-
жено начало и определены ‘основные прин-
ципы архивного дела в нашей стране.

Государственные ‘архивы обеспечивают
сохранность, комплектование, научную 9б-
работку и широкое использование докумен-
тальных материалов в интересах государ-
ства. Их фонд состоит из документов, осве-.
щающих славные странипы многовековой
народа и всех народов
Советского Союза, истории борьбы рабочих
и крестьян за свое освобождение.

Особый интерес представляют документы
по истории Великой Октябрьской социаля-
стической революции, ° истории борьбы
советского государства в период иноетран-
ной интервенции и гражданской войны, ис-

тории борьбы советского: народа за выполне-
ние сталинских пятилеток.

История не знает такого развития архив-
ного дела, таких громадных по об’ему ин
размаху научных работ, которые осуше-
твляются архивами в нашей стране. По да-
леко не полным данным, за 30 лет опуб-
ликовано около 400 различных сборников
документов.

В читальных залах тосударственных ар-
хивов работают тысячи научных ‘работни-
вов, инженеров, ‘писателей. ‘По докумен-
тальным материалам ‘написаны многочие-
ленные исследования, монографии,  дисеер-
тации, а также работы по истории, эконо-
мике, философии, искусству, литературе,
архитектуре и истории техники. . ~

30-летие советского архивного дела бу-
лет отмечено в Москве, в реснубликанеких,
краевых и областных центрах юбилейными
конференциями историков-архивистов.

ео eat mre

nAYPE

AT bli

СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

С. Г. АВЕРШИН,
профессор; премия присуждена за науч»

ный труд «Одвижение торных пород при
подземных разработках».

В. И. СМИРНОВ,
академик; премия присуждена за научный
труд «Курс высшей математики»,

Б. Д. ГРЕКОВ,

труд «Крестьяне на Руси в древнейших
времен fo XVII Bera».

И. Л. КНУНЯНЦ,
профессор; премия присуждена за иссле»
дования в облаюти` органической химии.

А. Д. ТИМОФЕЕВСКИЙ,

профессор; премия присуждена ва няуч-

ные работы по изучению злокачественных.

опухолей, открывающие новые пути борь-
бы о ними,

ГУСЕЙНОВ ГЕЙДАР НАДЖАФ ОГЛЫ

Премия присуждена за работу «Полный
русско-азербайджанский словарь»,

А. И..

{