_К НОВОМУ ПОД’?ЕМУ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ СРЕДИ МОЛ

Закончил свою работу IV с’езд комоо-
мола Казахстана. С’езд прошел под знаком
мобилизации всех сил молодежи на борьбу
за досрочное выполнение пятилетки, в 06-
становке острой критики и самокритики.
С’езд показал, что комсомол Казахстана тес-
но сплочен вокруг партии Ленина —
Сталина и готов выполнить любое ее. зада-
ние.

Огромные изменения произошли в Казах-
ской ССР за отчетный период. Вместе ¢
экономикой и культурой республики рос и
комсомол. Вот некоторые цифры из докла-
да мандатной комиссии: половина делега-
тов с’езда — участники Великой Отечест-
венной войны, 82 пропента награждено
орденами и. медалями СССР, среди них 4
Героя Советского’ Союза, 5.Героев Социали-
стического Труда. В числе делегатов 5 де-.
путатов: Верховного Совета СССР, 13 де-
путатов Верховного Совета Казахской ССР
ш 172 депутата местных Советов. 60 про-
центов делегатов имеет высшее и среднее
образование.

В докладе секретаря ЦЕ ЛЕСМ тов. Ка-
напина, в речах делегатов приводились
многочисленные факты и цифры, характе-
ризующие участие молодежи в Великой
Отечественной войне, в борьбе за пятилет-
ку. С трибуны с’езда назывались имена
зомсомольцев, чей самоотверженный труд.
в цехах заводов и на колхозных полях елу-
жит примером для всей молодежи. 450
молодых рабочих уже завершили програм-
му 5—6 лет, 9.000 трудяся в счет
4-го года пятилетки, 23 воспитанникам
комсомола республики за получение высо-
ких урожаев присвоено звание Героя Co-
циалистического Труда.

Еомсомол Казахстана шефствует над
строительством третьей по величине B Co-
ветском Союзе Иртышекой  гидроэлектро-
станции. На стройке занято сейчас около
1.000 молодых рабочих.

Однако не об успехах и достижениях
шла, главным образом, речь на с’езде, ао
нерешенных задачах, недостатках в работе.

В центре внимания были вопросы идео-
логической работы среди молодежи. забота
06 идейно-политическом воспитании моло-
дежи, о повышении ее сознательности —
ключ к решению всех задач, стоящих пе-
ред комсомолом. Между тем здесь еще мно-
то недостатков. Kak сообщил докладчик,
половина комсомольцев и значительная
часть молодежи не охвачены политической
учебой.

Чем об’яснить такое положение? Секре-
тарь Вустанайского обкома комсомола тов.
Ибраев указал, что бюро ЦЕ ЛЕСМ пло-
хэ руководит идеологической работой, пе-
редоверив все отделу пропаганды, который
явно не справился со своими обязанностя-
ми. Секретари ЦЕ утратили вкуе к про-
пагандиетской работе. Только этим можно
об’яснить, что они редко выступают перед
молодежью с лекциями и докладами.

Как можно мириться с тем, что комео-
мольцы, занимающиеся в. кружЕзх по изу-
чению Устава ВЛЕСМ, часто нарушают ди-
ениплину, несвоевременно платят член-
ские взносы, а слушатели кружков по изу-
чению Конституции СССР не разбираются
в элементарных вопросах международной
и внутренней жизни? Значит, такие круж-
ки работают формально, а пропагандисты
не отвечают своему назначению. ЦЕ
ЛЕСМ Казахстана почти ничего не сделал
для того, чтобы подготовить кадры квали-
фицированных пропагандистов, обобщить
опыт лучших и сделать его достоянием
всех.

Вопросам идеологической работы посвя-
тили свои выступления многие делегаты.
Секретари Северо-Казахетанского обкома
тов. Попов и Алма-Атинекого обкома. тов.
Абишев критиковали молодежные газеты
за то, что они плохо освещают практику
пропатандистекой работы, редко публику-
ют пропагандистские статьи.

Выступивший на е’езде профессор Мом-
баев говорил о том, что комсомольские ор-
танизации не прибегают к помощи ученых.
В общество по распространению научных
и политических знаний не поступают за-
явки на лекции, доклады от ЦА, обкомов
и райкомов комсомола республики.

по к

Случилось так, что директор Павловекой
школы-семилетки пришел на станцию юных
туриетов`в тот самый момент, когда Мария
Тихоновна Иванова знакомила меня с марш-
рутами детских походов и экекуреий.

— Очень вы кстати, Николай Василье-
вич, расскажите, куда направите летом свои
стопы.

Оказалось, что пионеры села Павлова —
страстные путешественники — исходили
вдоль и поперек округу, что «экспедидион-
ные» дневники, гербарии и коллекции, Te-
тради с записями местного фольклора, ру-
копиеь «История нашей школы», собран-
ные ребятами материалы о земляках-воинах
хранятся в школьном уголке краеведения.
В этом году замыелили старшеклассники
недельный поход по своему району. Они хо-
тят ознакомиться с культурой земледелия
в совхозе «Врасный Октябрь» и семеновод-

° ческом колхозе «Вперед», сделать. новые за-
пиви фольклора, & главное — исследовать
среднее течение реки Устьи, для того
чтобы ответить на вопрос, живо интересую-
щий сельское население: какой мотноети
гидростанции можно создавать в этих Me-
стах? И по тому, как тенло рассказывал об
этом директор школы тов. Груздков, с9-
Beem еще мололюй человек,  чувство-
залось: не по обязанности, не по слу-
жебному долгу стал он, преподаватель
теографии, руководителем краеведческих
ноходов, & потому, что близка и понятна
ему дупта юного следопыта, романтика весе-
лых привалов у костра, ночевок в. шалашах
или под звездным куполом неба,

Летом прошлого года 60.000 пионеров и
школьников Ярославской области участво-
вали в походах по родному. краю. А теперь
путешествовать отправятся 100,000 ребят.
Куда же пойдут пионеры, какие цели вилят
они перед собой? На это трудно коротко от-
ветить —— такое злесь разнообразие планов,
марлрутов, способов передвижения!

Мы побывали в двух школах гор. Яро-
славля. В школе № 53, расположенной в
Красноперекопеком районе, уже давно сло-

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

В стр. 8 июня 1948 г.

[У с’езд комсомола
Казахстана
°

Закрылся

Значительное внимание улелили делега-
ты работе вечерних школ. Вомеомольские
работники не балуют своим вниманием эти
школы. Только этим можно об’яенить боль-
ой отсев учащихся в текущем учебном
тоду и низкую успеваемость. Делегат Hyp-
пеисов критикует Министерство просвенте-
ния Казахской СОР за то, что оно плохо. за-
нимается вечерними школами, не оказывает
методической помоши учителям.

Делегаты тов; Туменный (секретарь
Лениногорского горкома), тов. Перельман
(секретарь комитета Балхатекого медепла-
вильного комбината), тов. Калюжный (сек-
ретарь Алма-Атинского сельского райкома)
посвятили свои выступления участию ком-
сомола в хозяйственной хлеятельности. Они
отмечали, что в руководстве соревнованием
еще много формализма. Движение за эко-
номию, против расточительства не полу-
чило должного ‘размаха в республике, ве
стало подлинно массовым.

На трибуне — делегат комсомольцев Ка-
раганлы, навалоотбойщик шахты № 18
тов. Векешев. Он поднимает важный вопрос
о принцициальности и воинственности ком-
сомольских организаций з деле защиты
прав молодежи. Тов. Бекешев приводит.
примеры бездущного отношения отдельных
хозяйственников к бытовым нуждам моло-
дых горняков.

— Мы несколько раз говорили 06 этом
нашим комеомольским  руковолителям,
что же? Толку никакого. Ни Каратандин-
ский обком, ни ЦЕ ЛЁСМ не нодняли сво-
его голоса против этих недостатков.

Недавно ЦЕ ВЛЕСМ указал Карагандин-
скому обкому на серьезные ошибки в рабо-
те. Одна из этих ошибок состоит в том, что
обком мало заботилея об’ укреплении пер-
вичных организаций. На с’езде  отмеча-
лось, что подобные ошибки характерны и
для других обкомов. Делегат тов. Ибраев
привел такой пример. В прошлом году в
колхозах Бустанайской области было соз-
дано много молодежных звеньев. Обком и
райкомы пытались руководить звеньями
непосредственно, через голову первичных
организаций; при этом мало что делалось
для укрепления сельских организаций ком-
сомола. Результаты получились плачевные.
Многие. молодежные звенья He выполнили
своих обязательств, & первичные организа-
ции продолжают оставаться слабыми, мало-
численными.

Подробно были обсуждены на с’езде во-
просы работы е летьми. Секретарь Семи-
палатинского обкома тов. Халитова, секре-
Taps Жзыл-Ординского обкома Тулепов от-
метили, что комитеты комсомола плохо ру-
коволят пионерской работой. ЦВ ЛЕСМ и
ето отлел школ и пионеров не оказывают
помощи пибонервожатым, не изучают и не
обобщают практику пионерской работы, не
заботятся 0 подготовке кадров пионерво-
жатых.

Существенные недостатки присущи фи-
зическому воспитанию молодежи  респуб-
ЛИКИ,

— ЦЕ и обкомы, — говорит. секретарь
Ленинского райкома  комеомола города
Аяйма-Ата тов. Байшитгулов, — не руково-
дят спортивной работой. Как могло полу-
читься, что в республике есть только один
казах — мастер спорта? Почему наши ко-
манды не участвуют BO всесоюзных с9-
ревнованиях? Почему у нас мало спортив-
ных площадок и стадионов? Потому что
комитеты комсомола отдали вею эту рабо-
ту на откуп комитетам по делам физкуль-
туры и спорта, а те явно’ не справляются.
co своими обязанностями. Комсомольские ор-
танизации не вовлекают в занятия спортом
всею молодежь, не укрепляют низовые
физкультурные коллективы.

Резкой критике были подвергнуты на
с’езде недостатка в руководстве ЦК IRCM
Казахстана обкомами комсомола.

— В течение 16 месяцев, — заявляет
секретарь Павлодарского обкома тов. Щуро-
ва, — мы послали в ЦЕ 115 различных

МПАСНОЙ СТРЕЛКЕ

жились тралиции туризма. Здесь любят про-
кладывать новые, неизведанные маршруты,
путешествовать по-настоящему: с картой и
компасом, палатками и котелками, Напри-
мер, в прошлом году группа мальчиков пол
руководетвом преподавателя литературы
Владимира Петровича Суслова совершила
300-километровый  туристекий велопро-
бег по кольцу: Ярославль--Ростов— Шер-
баков — Тутаев — Ярославль. Этим  ле-
том мартнрут удлиняется, ребятам пред-
стоит проехать 500 километров. Не всегда

под шинами будет расстилаться  глаль
асфальта, а кое-где и грунтовая X0-
рога - вдруг сменится  проселком, HO’

это даже льстит самолюбию юных вело-
сипедистов: пробег Так пробег, co всеми
трудностями и превратностями походной
жизни! Вскоре после экзаменов двинутся в
ПУТЬ И «ВОДНИКИ».

В другом конце города находится муж-
ская школа № 57. Это школа-новостройка,
здесь еще только закладывают основы крае-
велческой работы, и делают это прочно, со-
лидно, высоко оценивая роль туризма в
силочении школьного коллектива. Недаром
так старательно, учитывая возрастные 060-
бенности ребят, руководетво школы разра-
ботало содержание походов всех пионерских
отрядов — от третьего класса до’ седьмого.
9 маршрутов проложены по карте области.
Составлены графики движения отрядов, ре-
шено, кто из педагогов пойдет во главе
каждой колонны, припасено школьное
«экспедиционное снаряжение»: ведь в пути
мальчики будут изучаль флору и фауну,
брать образцы пород, лелать промеры озер-
ных глубин, составлять альбомы, гербарий,
коллекции. Нужно ли говорить, с каким не-
териением ждут ребята начала летних пу-
тешествий! Младшие ребята совершат по-
ход по живописным берегам малых рек —
в июне они изобилуют растительностью. Че-
тверокласеники разлелятся на две группы:
одна держит куре на Варегово болото — ин-
тересно пионерам узнать, как добывается
торф для той самой ТЭП, которая освещает
и отапливает школу; другая пойлет в кол-
x03 Горшиха, чтобы углубить свои знания о
труде в поле и на фермах, сопоставить вы-
нелнюю, советскую деревню, с ее передовой
агротехникой, маптинами, с деревней старой,
дореволюционной, знакомой лишь по кни-

ОДЕЖИ

справок и докладных. Отделы ПА преврз-
тились в канцелярию по собиранию сво-
док. Оки не занимаются обобщением
опыта комсомольской работы;

Лиференцированное руководство — не
отвлеченное понятие. Диференцированно
руководить — значи? учитывать особен-
ности каждой областной организации, работ-
HMROB 05 Kosa. eae

— Hama область говорит секретарь
Кокчетавского обкома тов. Жайсаков, — в
течение. двух лет’ отстает. с сельскохозяй-
ственными работами. В этом бесспорно по-
винны комсомольские организации. ЦЕ не
раз указывал нам на эт0. Нь к нам присы-
лают. т6 же директивы, что и в другие об-
комы. А не проще.ти было бы прислать в
нангу область бригаду ПВ, которая на месте
разобралась бы в положении хел и помог-
ла активизиоовать фаботу комсомольской
организации?

— Нельзя упрекать работников ЦА,—
говорит секретарь Карагандинского обкома
тов. Майборода, — в том, что они редко
ездят в командировки. У нас в Караганде
было много представителей ЦВ. Но какова
цена их посещениям, если они вместе с на-
MH проглялели крупные недостатки в вом-
сомольекой работе на шахтах,

ЦЕ ЛЕСМ недостаточно занимался п9дбо-
ром и воспитанием кадров. Все еще мало
выдвигается женщин на руководящую ра-
боту. ее ;

Интересную мысль высказал ‘делегат
Аспаров (Джамбулекая область).

— Слабость наших palitomos,— сказал
он,—в0 многом 0б`яеняетеая неправильным
подбором кадров. Как правило, аппарат
райкомов комплектуется не за счет лучших
секретарей первичных организаций, а из
комсомольцев ‘учреждений районных цен-
тров, не имеющих опыта комсомольской ра-

в колхоз, они чувствуют себя берпомощ-
ными. _ ‘ en

С трибуны с’езда высказались Герои
Социалистического Труда звеньевые Горди-
енко и Махатова, министр сельского хозяй-
ства Казахской ССР тов. Даулбаев, предее-
хатель республиканского комитета по  дё-
лам физкультуры и спорта тов. Мухамед-
жанов, секретарь комитета комсомола Ал-
ма-Атинского университета тов. Темирга-
лиев.

С речью на с’езде выступил секретарь
ЦЕ ВЛЕСМ тов. Шелеёпин.

Партийной заботой о комсомоле было
проникнуто яркое. выступление секретаря.
ЦЕ КП(б) Казахстана тов. Шаяхметова. On
товорил о задачах комсомольских организа-
ций в идеологической работе, в воспитании
Учащейся. молодежи и детей,

-— У нас часто бывает так, -—еказал тов.
Шаяхметов, — когда ведешь разговор 5
комомольским активистом о хозяйственных
делах, он отвечает бойко, со знанием дела,

‘Это хороню. Но как только речь заходит о

ROMCOMOABCKOH учебе, о культурно-массо-
вой работе, oH становится втупик, У мно-
гих комсомольских активистов еще не вы-
работалея вкус к идеологической работе,
существует нелооценка важности этого
дела. ,

В завлючёние тов. Шаяхметов. поставил
перед комсомолом республики ряд правти-
ческих задач но мобилизации молодежи на
досрочное выполнение пятилетки. i

С’езд признал работу ЦЕ ЛЕСМ улов
летворительной. Избран новый состав ПА
комсомола республики и ревизибнной ко-
миссии, т

С большим пох’емом: делегаты послали!
приветствие товарищу Сталину,

# *ж +

`На состоявшемея пленуме нового соета-
ва ПК ЛКСМ были избраны секретари и бю-
ро ЦЬ, утверждены заведующие отделами,
редакторы молодежных газет и журналов.
Первым секретарем. ПЕ избран тов. Ка-
напин, вторым — тов. Светличный. секре-
тарем по кадрам — тов. Дыхнов, секрета-
рем по пропаганде — тов. Кунанбаев, с6-
Вретарем по школам — тов. Доспанова.

Г. ОШЕВЕРОВ.
АЛМА-АТА, (По телефону).

гам. На 10 дней уйдут из дома шебти-
классники. Первую остановку они сделают
в Ростове, ознакомятся с его замечательны:
ми архитектурными памятниками, а затем
пешком, по проселкам и тропам — в ета-
ринный Углич. В этом городке, где так евое-
образно сочетается история древнейших
времен с современностью, подростков 060-*
бенно привлекают гидростанция, автомати-
чески управляемая из Москвы, уникальный
завод камней для часов и точных приборов,
И, наконец, самый длинный маршрут: Яро-
славль — город Щербаков — Рыбицекое
море. Пионеров-старшеклассников поведет

сам директор школы Алексей Вячеславович

Поройков, бывалый турист и охотник, глу-
боко знающий и любящий родное Привол-
зье. Много ярких впечатлений сулит это
путешествие в места, столь обновленные со-
ветским человеком: плотина, запершая на-
тлухо устье Шекены, безбрежные водные
проеторы там, где несколько лет назад была
суша, — чье воображение не покорит рас-
сказ самой земли о сотворенном здесь. гео-
графическом чуде — искусственном море,
возникшем по воле и разуму социалиетиче-
ского общества. С

Что же, эги две ярославские школы со-
ставляют приятное исключение? Нет, со
всех концов области поступают сейчас со-
общения школ о их легних планах и замы-
слах. Bee глубже и глубже становится
страсть ребят к познанию родного края, вее
шире их запросы, интересы. И что ведь важ-
но——охватывает это увлечение и сельскую
детвору. Есть такая Переславцевекая на-
чальная школа в Борисоглебеком районе.
Три нохода наметили школьники: на луг
«Иванок», чтобы определить, где’ растет
валерьяна; на Погореловское болото — уз-
нать происхождение залежей торфа; вдоль
речки Ильмы — не  посбчастливится ли
найти полезные ископаемые. Вто же пове-
дет юных разведчиков, кто покажет им в
пути редкостные травы и птиц, вто обратит
внимание на красоту дальних холмов и пе-
релесков, кто ответит на множество детских
«почему» и «отчего»? Как и в других шко-
лах Ярославской области, путешествовать ©
ребятишками отправятся учителя. И это не
случайно,

Умело и дальновидно строит свою работу
Ярославская областная детская экекуреион-
но-туристская станция, много внимания
улеляет она учителю, пионервожатому, во-
спитателю детского дома — тем, кто по

В этом году семиклассни-
ки 110-й. московской школы
успешно держат выпускные
экзамены. У них нет ни од-
ной плохой отметки, очень
редко встречаются и тройки.
Вчера в седьмом классе ЖА»
был экзамен по Конституции
СССР. Уверенно и спокойно
подошел к карте комсомолец
Николай Хмелевский. Он хо-
рошо знает государственное
‘и общественное устройство
своей Родины, права и обя-.
занности ее граждан. Экза+
менационная комиссия ‘еди-
нодушно оценила его знания,
каки знания многих ‘его то-
‘ваоишей; отличными.

На снимке: члены экзаме-
напионной комиссии (слева
напоаво): Р. П..МАРГО-
ЛИНА, А. С. ВАКУЛОВ,
И.К. НОВИКОВ, Р. ЕГОР-
ЛОВА. У карты -> Николай
ХМЕЛЕВСКИЙ; - готовятся
Богис ИТИН и Юрий ЧЕР-
НИН. Фото М. ОМИРНОВА

ОХОТНИКИ ДО «ТЕПЛЫХ» МЕСТЕЧЕК

‚ В селе Хендозерск ее встретили радушно.
Пудседатель колхоза сразу выделил квар-
тиру, распорядился привезти хров и пообе-
mad: ‘ а

— Скоро мы вам домик в балу построим.
Конечно, после города поскучаете немного,
HO село наше вам понравится. С вашей по-
мощью, товарищ атроном, мы его еще: кра-
сивее сделаем. Деревья  посадим, сквер
устроим...

Приветливо встретили девушку и кол-
хозники; При случае каждый старался 9б-
ратить еб внимание на лостопримечатель-
ности села. За тохы советской власти из
него вышло 20 генералов, 100 офицеров.

0а- В колхозе есть клуб, библиотека...
боты. НФудивительно, что, придя на завод,

Но молодой агроном Бавакан Оганян слу-
Mala расеказы колхозников $ кислой ми-
ной. Девушка и не думала вникать в жизнь
артели. Держалась особняком, того, что вхо-
хило в ое обязанности, не делала. Иногха
заходила в правление колхоза и высокомер-
по требовала: ae

— Мне лошаль нужна, во обязательно.
е коляской. Поеду в район...

Колхозники так и не дождались лекций
с саловодстве, ‘06 агротехнике, которые, е
приездом агронома, включила в план ком-
вомольская организация вела.

Осенью Отанян уехала. из села. Молодежь
терялась в догадках: не обижен ли чем аг-
роном? Но люди постарте безоттибочно 33-

`ключили:

— Нестоящий человек. Нет у нее люб-
ви к делу. Приехала, как на. курорт.

След агронома отыюкался в Госстрахе ‘Ар-
мении,

— Поймите, — жаловалась Отанян уп-
равляющему конторой Госстраха тов. Гри-
горяну, —я институт закончила, у мевя
высшее ‘образование, и после этого я дол-
жна прозябать в деревне.

Тов. Григорян оказалея наредкость cep-
добольным человеком. Он приютил дезер-
тира трудового фронта под крышей своего
WHNGRACHHG о о
_ В отделе кадров Министерства. сельского
хозяйства Армении числичея несколько та-
ких «беглецов», которые” потеряли всякий
стых и не желают выполнять свой долг

перед страной, обучившей, воспитавшей их,
‘полготовившей из них специалистов.

Такова и Сильва Григорян. Ей, видите ли,
тоже стало скучно в сельской местности, и
она ео спокойной совеетью покинула свой
пост;

— Из-за нее в колхозах едва не погу-
били виноградники, — с возмущением гово-
par Bp Арташатском районном отделе сель-
ского хозяйства. — Уехала в самый раз-
гар работы.

Грант Овсепян окончил Фельскохозяй-
етвенный институт в минувшем голу и был

‘послан агрономом в Арташатскую МТС. Че-

рез пять дней он уехал оттуда, заявив: «Я
найду тавое место, где мне будут больше
платить...».

Любители «теплых» местечек, к. сожа-
лению, находят в Нреване, заступников и
покровителей. Агроном Мовсесян работает
диспетчером автогаража, зоотехник Мели-
кян отсиживается в бухгалтерии гостини-
цы «Севан», агроном. Хачатрян переввали-
фицировалась. в секретаря ковроткацкой
артели.

0 том, как относится к лезертирам ЦВ
комсомола Армении, можно судить по тако-
му факту. Агроному Эмме Сундухчян помог
перевестись из района на лругую работу ее
брат, а он не кто иной, как заведуюший
отделом рабочей молодежи ПА комсомола
Армении. On же «освободил» от работы
другого агронома — родственницу своей
жены. ,

Скоро в сельскохозяйственных вузах и
техникумах Еревана предстоит. очередной
выпуск. В отделе кадров Министерства вель-
ского хозяйства веерьез встревожены: на
многих выпускников, намеченных к отправ-
ке в сельские тайоны, уже поступила
«бронь» от различных покровителей. Как
быть? Сколько атрономов снова осядет в
канцеляриях Превана!

В сожалению, это ничуть не волнует ру-
коволителей комсомольских организаций
Армении. Они даже не пытаются вести
борьбу с этим позорным явлением и ми-
рятся с тем, что среди беглецов есть ком-

есмольцы,
В. ЛЯСКОВСКИИ. -
ЕРЕВАН. (Наш корр.).

———_———_—_—_—_——_—_—а_—_ Cad eON Leman ec SIONO

НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ НА РЫБНОМ ПРОМЫСЛЕ

В море вышли комплексные научные экс-
педиции, снаряженные Всесоюзным. научно-
исследовательским институтом рыбного хо-
зяйства и океанографии. В.их составе—©ко-
ло 100 вадных ученых и специалистов—их-
тиологов, гидрологов, гидробиологов.

Две большие экспедиция направились Ha
Черное море и на Балтику. До последнего
времени рыбный промысел развивался лишь в
прибрежной полосе этих бассейнов. Иселе-
дования советских ученых выявили запасы
рыбы ценных пород и в открытой части мо-

рей. Экспелиции установят районы скопле-

ния рыбы‘ и на
лова.

иболёе совершенные методы
Особое внимание будет улелено пелами-

праву должен стать душой, организатором
оебячьих походов. Лекции о детском туриз-
ме, очные и заочные консультации, учебные
экскуреии, практические занятия по обра-
ботке краеведческих материалов — все это
коллектив стапции делает с большой охотой
й творческим интересом. На самом деле, мно-
го`аи помогут призывы о развитии туризма
в школе, если первым и страстным побор-
ником путешествий не. станет сам педагог,
если он не сумеет претворить в жизнь за-
мыелы юных елелопытов? И станция прояв-
ляет большую заботу о краеведческом 06-
разовании педагогов. дна приглашает на се-
минар тех, кто отвечает в районе за крае-
ведческую работу в школах, и на восемь
дней опытные педагоги сами становятся уче-
никами — они узнают о том, как надо де-
лать фенометеорологические наблюдения в
походе, изучать достопримечательности род-
ной местности, собирать фольклор, созда-
вать уголок юного краеведа. И о будущих
учителях не забывает станция. Важдое лето
вблизи Ярославля взвивается флаг учебно-
туристского лагеря. Здесь выпускники
педагогических учили совершатот экекур-
сии. н походы, наблюдают и изучают нриро-
ду, учатся ходить по азимугу, делать гла-
зомерную с’емку, составлять коллекиии и
тербарии, изготовлять наглядные пособия
ит. д. ит. п: Надо ли говорить о пользе этой
практики, о том, как благотворно скажется
она в дальнейшем на обогащении жизни
пионерских отрядов.

Дружба с педагогами, тесное общение с
ними стало своего рода девизом сотрудников
станции. Особенно горячо за это ратует ру-
воволительница Мария Тихоновна Иванова,
человек, громадной энергии и пылкого’ инте-
реса в своему делу. Скольких педагогов yB-
левла она идеей массового детского туризма!
Врепкая опора создана теперь в каждом
районе. Много’ учителей — энтузиастов
краеведения и в самом Ярославле. Они
часто заходят к Марии Тихоновне, делятся

своими планами, спрашивают совета,
охотно берутся за консультацию  по-
ходов. Среди таких верных друзей

дома на Советской, 14,— преподаватель
истории 37-й школы Илья Антонович Во-
валев, принявший горячее участие в разра-
ботЕе кольцевого маршрута по древним: го-
родам области.

Что такое кольцевой маршрут? 9то—зна-
FOMCTBO с прошлым и настоящим таких
исторических городов, как Ярославль, Пе-

маршруту только 600—700 ребят. А как
быть с теми, которые захотят пройти часть

де — рыбе, лостигающей нередко метра в
длину. Она водится в большом количестве
в Чераом море. Открытый лов дает за один
замет до 240 центнеров. Изготовленные из
пеламиды опытные партии консервов отли-
чаются высокими „вкусовыми и питательны-
ми качествами. Сейчас предполагается при-
ступить к промышленному  использованаю
этоя рыбы.

Весьма значительны рыбные запасы и в
Балтийском море. Здесь до войны ежегодно
добывали более одного миллиона 300 тысяч
центнеров трески, камбалы, салаки и кильки.
Ученые исслелуют запасы рыбы, её распре
деление и места скопления, а также техви-
ку лова в открытом море:

или ии

реславль-Залесский, Ростов, Углич, Щерба-
ков, это редкоетной красоты окрестноети
Плещеева озера, это живописные притоки
Волги, это, наконеп, сама река с ве могучим
привольем. Что может быть заманчивее та-
кого путешествия, когда то мчит тебя поезд,
ту пешком, влыхая аромат полей, идешь ты
ог селения к селению, то плывешь на паро-
ходе и по вечерам долго-долго’ смотринть на
мигающие. вдали огни бакенов! Но туриет-
ская станция сумеет отправить по этому

маршрута, побывать в Угличе или Щерба-
кове? В шести названных выше городах об-
ласти создаются летние детские туристские
базы; здесь получат ночлег и питание мно-
гие юные путешественники.

Верхнее Приволжье — благодатнейший
край для туризма, много злесь примечатель-
ных мест, вошедитих в историю культуры и
созидательного труда народа. Нетрудно
представить, сколько любознательных ребят
выйдет за пределы своего’ района. Где они
найдут приют в ненастье? Ярославская лет-
ская туристекая станлия полумала и 06
этом. Почти всюду, где ожидается большой
приток юных туристов, создаются так на-
зываемые базы-примитивы. Ребята-путез
шественники могут здесь переночевать под
крышей школы или на душистом сеновале,
приготовить пишу на плите или походном
очаге. Все здесь рассчитано на полную с2-
мостоятельность юных туристов, их умение
обслуживать себя — но это как раз и хо-
рошо.

Скоро, совсем скоро замелькают загоре-
лые ноги на полевых дорогах и лесных тро-
пах, на склонах оврагов и на кручах бере-
гов. «Туристы нашей школы не предполага-
ют сидеть дома, в летние каникулы: мы бу-
дем путешествовать», — пишут ученицы
женской средней школы из города Пере-
славля-Залесского. Да, они не будут сидеть
дома — тысячи и тысячи мальчиков и де-
вочек! Мысленно они уже сейчае шагают по
подным просторам. И для того, чтобы юные
й пытливые пошли по верным дорогам,
чтобы глубоко вдохнули они радость позна-
ния окружающего их мира, много часов про-
сиживает вечерами над картой области Ма-

рия Тихоновна Иванова, обдумывая ответы:

корреспондентам — школам.

и Ат

С. ФИНГЕР.

ЯРОСЛАВЛЬ. (Наш спец. корр.).

НА ШКОЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ

ДИССЕРТАЦИИ
МОЛОДЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Комсомолец Левицкий пришел на завод
нефтяного машиностроения имени  лей-
тенанта Шмидта из средней школы,
Работая, он. продолжал ‘учиться, сперва
в кружке техминимума, потом в индустри-
альном институте. Он решил, не’ покидая
производства, получить высшее образование,
И лобился своего. Диплом инженера послу-
жил новым толчком к повышению техниче-
ских знаний. Он начал готовить диссерта-
цию. Прошли долгие месяцы кропотливой
работы. Недавно Левицкий защитил диссер-
тацию ‘и получил ученую степень кандида-
та технических наук.

Разработанная молодым инженером тема
имеет огромное практическое значение для’
машиностроителей автотракторной промыш-
ленности. Он предложил новый способ из-
готовления ‘поршневых колец. Благодаря
внедрению этого предложения промытаен-
ность уже в этом голу получит несколько
миллионов рублей экономии.

На заводе имени лейтенанта Шмидта
12 инженеров-производственников готовят-
ся к защите диссертаций на соискание уче-
ной степени кандидата наук. Некоторые
уже защитили диссертации. Темы их рз-
бот — совершенствование тех или иных
производетвенных процессов, связанных с
техническим нормированием и с друпи
насущными проблемами производства.
Инженер Романов готовит диссертацию
на тему: «Нарезка штанг глубоких насо-
сов повышенного качества». Как показали
опыты, предлагаемые им штанги позволят
эксплоатировать нефтяные скважины глу-
Cuno до 3000 метров глубоконасосным
с10с0бом вместо дорогостоящего компрес-
сорного способа.

Интересную и важную тему для диссер-
тации избрал инженер Сопин: «Техниче-
ское нормирование, как средство выявле-
ния резервов производительности труда и
повышения установленных мощностей ва.
заводах нефтяного машиностроения». Что-
бы проверить свои выводы, он побывал на
бакинских заводах имени Кирова, имени
Дзержинского и выезжал в Грозный, на 3-
вод. «Красный молот».

На многих бакинских заводах треста
«Азнефтемаш» и об’единения «Азнефтеза»
воды» десятки молодых инженеров-произ-
водетвенников ‘готовятся к защите’ диссет-
таций. Для них открыты технические кур-
сы, филиалы научных институтов, регу-
лярно проводятся консультации, лекции и

доклады ученых и крупнейших спепиали-

стов.
Б. XECCHH.
БАКУ. (Наш корр.).

—о_—-

ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ
И ПРОГУЛКИ

‚ СТАВРОПОЛЬ, 7 пюня, (Наш корр. ).
Сессия Ставропольского горолеком (Совета
депутатов трудящихся обсудила вопрос 0
летнем отдыхе детей. Заместитель предее-
дателя горсовета тов. Кочкина сообщила,
Что для ребят, остающихся летом в городе,
открываются в домоуправаениях детские
площалки. Там будут проводиться маеоо-
вые игры, читки книг, спортивные Ccopes-
нования. Ребята отправатся в походы и ва
прогулки. Для них будут организованы
кинофестивали. В этом году значительно
активизируется деятельноеть  туриетеко-
экекурспонных баз и детских спортивных
обществ.
В пионерских лагерях края нынче
отдохнет свыше 25 тысяч ребят,
«сия горсовета обязала отделы. народ-
образования в ближайшее время
укомплектовать детские — оздоровительные

учреждения опытными педагогами и воеии-
тателями.

ного

—о—
«ПИОНЕР» № 5
В этом номере журнала «Пионер»

много материалов посвящено жизни ребят в
пионерском лагере, тому, что было’ в прош
лом году. и может быть с успехом гриме-
нено нынешним летом. Здесь очерки А, Не-
красова «Как заполнялась карта» = о рабо-
тах юных географов, Н. Андреева’ «Пять
спортивных обществ» — о спартакиаде на
лагерном стадионе, статья начальника пи
очерского лагеря Г. Крисько «Пионерский
аэродром», заметки старшей вожатой С. Ну-
дельман «Добрая память» — о полезных
делах обитателей пионерского лагеря, их
общественных начинаниях. — Нанечатаны
письма пионеров о том, как они трудились
на колхозном ‘поле, чему научились У. кол-
хозников; «Мир вокруг нас»—дневник пыт:
ливых и любознательных юных натурали-
стов. Составленная ими в результате похо-
дов и экскурсий карта природы помещена
в конце номера.

Кроме того, в журнале опубликованы OT-
рывки из повести Н, Кальма «Староста Чар-
ли» (герой повести—мальчик-негр, борец за
человеческое достоинство и равноправие
негров); материал, посвященный 100-летию
со дня смерти великого русского критика

Г. Белинского (рисунки ВБ. Лебедева,
текст к рисункам Ив. Халтурина); продоле
жение научно-популярного очерка О, Писар»
жевского «Электроны в действии»; «В. Ита»
лин» — беседа члена президиума Антифа’
шистского комитета советской молодежи
5. Буркова с читателями журнала «Пионер»;
стихи Л. Квитко, Ел. Благининой, Е. Tpym
невой и другие материалы. i