ПЕРЕЛ ВЫБОРАМИ
	Гукас Мадоян, мастер рекордных урожаи
Амалия Вартанян и стахановка Лени.
аканекой прядильной’ фабрики Антин \}.
сесян. председатель колхоза Матевое Нат.
	бандян, секретарь Кироваканекого райкоц
комсомола Роза Пашинян, Учительнии
Сатик Вартанян и звеньевая в колхоз
Ашхен Дадунц-— вот кого народ назв
своими кандидатами. Это — достойные ли
ди, воплощающие ‘в себе лучшие ачестн,
свойственные советскому человеку.
Подготовка к выборам вылилась в ды
монстрацию * морально-политического един
ства народа. Каждый, на каком бы учаеть
он ни стоял, мечтал в эти дни отличить,
работать лучше и производительнее.
Разве не эти чувства переживали кузны
	Шаварш Демирчян, выполнявший Задания “
	на 300. процентов, каменотесы hapo Гу.
	горян и Сарибек Садоян, штукатур Анд. ©
	ник Мартиросян и другие рабочие али.
мициевого завода, чьи замечательные дел
стали ‘известны ввей республике?

Небывалый производственный TOY ey
царит на предприятиях, которые входят в
Заводской Избирательный округ ropoy
Еревана.

— У нас будет баллотироваться вели:
кий Сталин! — © тордостью говорят из
биратели этого округа.

_. Это звучит как призыв к упорному
труду.

— Я выполнил ‘февральский план,
с гордостью скажет электроеварщик Axo.
пян, опуская свой бюллетень. — Я тру.
дом завоевал честь голосовать 38 наше
вождя и учителя!

() своих славных производственных 10+
дарках к этому дню могут рассказать
и слесарь-монтажник Геворкян, и токарь
Ходоян, и сотни молодых рабочих, что со;
ревновались между собой.

Особенно большую агитационно-раз’яс-
нительную работу провели комсомольцы
республики с теми армянами, которы
вернулись из зарубежных стран к cele на
родину. Агитаторы помогали им изучить
Конституцию Советского Союза, избиратель.
ный закон и другие политические докумен:
ты. Молодые советские граждане также ак
тивно готовились к выборам.

На одном предвыборном собрании xox.
хых избирателей выступил  начальних
смены кабельного цеха Мачак Тигранят,

Он так выразил мнение армян, которыв #
	обрели енова родину:

— Я прибыл в родную Армению м
Греции. Для меня, как и для десятков ты-
сяч армян, вернувшихся на родную зу.
лю, кончилиеь долгие годы скитаний 1
бесправной жизни. В Греции сейчас царят
разгул реакции, голод, нищета. Я виа
«свободные» выборы в Греции. Первое
тые жандармы раз’езжали по избиратель.
ным Участкам. Честные люди прятались,
чтобы не видеть этой комедии. А сейчас я
вижу действительно свободные выборы,
Кандидаты не подкупают избирателей, (ни
простые и скромные люди. День выборов
для меня`будет большим праздником...

Завтра свободный армянский народ вы:
разит свою ‘волю — изберет депутат
Верховного Совета Армянской ССР и пов.
жет свою беспредельную любовь к boat
певистекой партии и ее вождю Иостйу
Виссарионовичу Сталину.

Г. АЛЕКЯН,
	‚секретарь ЦК; комсомола Армении,
	Колхозники Араратской долины, горняки
Зантезура, текстильщики Ленинакана, ал-
лавердекие медеплавильщиви — весь ар-
мянский народ встречает день девятого
	февраля, как большой и светлый праздник.

Вместе со всем народом радостно встре-
чают знаменательную дату молодые сыны
и дочери Армении. Непередаваемо дорот
этот день сердцу каждого молодого гразж-
данина республики, Которому даны вели-
кие права на счастье и труд. С волнением
опуетит молодой избиратель бюллетень в
урну для голосования и снова испытает
прилив гордости за свой край, когда-то
бедный, угрюмый и печальный, а ныне —
	цветущий и богатый.
Та и как не тордиться нашим краем!
	Великий просветитель Хачатур Абовян
написал когда-то роман «Раны Армении»,
	Писатель мечтал увидеть золотое время,
	когла коестьянекие дети сядут за парты и
	получат книгу на родном языдв®.
Сбылась его мечта. Большевики зале-
чили ‘раны многострадальной Армении,
вернули к жизни опаленную BeKOBBIM
зноем землю и заставили ее плодоносить.
Й об этом подумает молодой избиратель,
	опуская свой бюллетень. Он не изведал
	тех тягот и лишении, которые достались
людям старшего поколения.

Bee двери в науку, к знаниям от-
крыты. перед нами. Цодумать только: каж-
дый четвертый человек в Армении учится
в каком-либо учебном заведении.

Внушителен тосударственный бюджет
Армянской республики, где развиты хими-
ческая, резиновая, торнорудная, мапшино-
строительная, пищевая промышленность.
43,4 процента этого бюджета составляет
расход на народное образование. Сорок
пять научно-исследовательских институтов
действуют при Армянской академии наук.
Дети армянских рабочих и крестьян учатся
в медицинеком, педагогическом, сельеко-
хозяйственном и других институтах, к их
услугам — Государственный Ереванский
университет, десятки техникумов и все-
возможных учили.
	Армянекая молодежь уверенно штур-
	мует вершины науки, чтобы сделать свою
	республику еще более цветущей и богатой.
Во имя этого молодые труженики совер-
шают подвиги на заводах и фабриках.

Молодые сыны и дочери Армении само-
отверженно трудятся на главных стройках
новой пятилетки, Они возводят стены кор-
пусов алюминиевого завода, сооружают
мощные гидростанции Севан-Зангинекого
каскада.

В лни, предшествующие выборам Bep-
xopHoro Совета республики, армянские
юноши и девушки продемонстрировали не
только возросшую политическую актив-
ность, но и свои организаторские таланты,
которые раскрылись еще ярче и полнее.
Более семи тысяч комсомольцев стали аги-
таторами. Они несли в массы слово боль-
шевиютской правды. Чудесную политиче-
скую школу прошли эти люди. На них и в
дальнейшем  комеомольские организации
реепублики будут опираться в своей по-
вседневной деятельности.

Лучших и достойных сынов посылает
армянский народ в свой парламент. Чьи
имена будут значиться в бюллетенях?
Убеленный сединой признанный классик
армянской поэзии Аветик Исаакян и пи-
томец комеомола Герой Советского Сотоза)
	БЕСЕДЫ О КОНСТИТУЦИИ СССР

бщественное устройство CC
	БЕСЕДА СЕДЬМАЯ *)
<
	= Социализм — основа
общественного устройства СССР
	_Т мая 1919 года-на Красной площади в
Москве В. И. Ленин говорил народу:
«Внуки наши, как диковинку, будут
	Такого морально-политического единства,
как у нас, нет и не может быть в капита-
листическом обществе, где идет непримири-
мая борьба между рабочими и капиталиста-
ми, крестьянами и помещиками—эксплоа-
тируемыми и экеплоататорами.
	Дружественное сотрудничество рабочих,
	крестьян, интеллигенции нашеи страны,
морально-политическое единство советского
общества является одним из основных
источников несокрупимой прочности и мо-
щи Советского Союза.

В результате победы социализма во всех
отраслях народного хозяйства в корне из-
менился характер общественного: труда, его
организация и дисциплина. Много тыесяче-
летий трудящиеся работали на эксплоата-
торов — вначале на класс рабовладельцев,
потом на феодалов и, наконец, на капита-
чистов. 9то был подневольный труд. И вот
создана реальная возможность работать на
себя и на свое государство. И труд из еред-
этва порабощения. каким он был при капи-
тализме, превратился в средство оевобож-
дения личности. Он стал почетной обязан-
ностью каждого советского гражданина,
стал делом чести, славы, доблести и герой-
ства. В СОСР ссуществлен принципи социа-
лизма: «от каждого по его способности,
каждому — по его труду».

«Тюди работают у нас, —товорил товарищ
Сталин,—не Ha эксплоататоров. не для 0бо-
гащения тунеядцев, а на себя, па свой
класс, на свое, советское общество, где у
власти стоят лучшие люди рабочего клаееа.
Поэтому-то труд имеет у нас общественное
значение, он является делом чести и сла-
вы. При канитализме труд имеет частный,
личный характер. Выработал больше, полу-
чай больше и живи себе, как знаешь. Ни-
Кто тебя не знаег и знать не хочет. Ты
работаешь на капиталистов, ты их обога-
шаешь? А как же иначе? Для тото тебя и
наняли, чтобы ты обогащал эксплоататоров.
Ты не согласен с этим, — ступай в ряды
безработных и прозябай, как знаешь, —най-
дем других, более сговорчивых. Поэтому-то
труд людей невысоко ценится при капита-
лизме... Другое дело — в условиях совет-
ского строя. Здесь трудовой человек в по-
чете. Здесь он работает не на эксплоатато-
ров, а на себя, на свой класс, на общество.
Здесь трудовой человек не может чуветво-
вать себя заброшэнным и одиноким. На-
оборот, трудовой человек чувствует себя у
нас свободным гражданином своей страны,
своего рода общественным деятелем. И если
он работает хорошо и дает обществу то,
что может дать, — он герой труда, он овеян
славой» («Вопросы ленинизма», стр. 499—
500).

Советское общественное устройство созда-
но руками рабочих, крестьян и трудовой ин-
теллигенции, т. е. руками народа. Народ
отстоял его от внутренних врагов, помещи-
ков и капиталистов. и от пнозем-
ных захватчиков. Лучшие люди 0о-
ветского народа не щадили крови и жизни
своей в борьбе с врагами. Весь мир восхи-

щался силой, стойкостью и героизмом наро-
	да-строителя и народа-воина. Советский 05-
шественный строй — это подлинно народ-
ный строй и в том смысле, что он, как ни-
какой другой, выражает интересы и чаяния
народные и служит только народу.
	Советекие люди, став полновластными
гражданами своето государства, хозяевами
земли, ее недр, фабрик и заводов, ценят
свое общественное положение и готовы на
великие жертвы во имя советской Родины.
В этом один из могучих источников силы и
прочности Советокого Союза. Создатель со-
ветекого государства — великий Ленин —
товорил, что никогда и никто не победит
того народа, в котором рабочие и крестьяне
узнали, почувствовали и увидели, что они
отстамвают свою, советскую власть-— власть
трудящихея города и деревни, что они за-
щищают то дело, победа которого им и их
детям обеспечивает возможность пользо-
ваться всеми благами культуры, всеми с9-
зданиями человеческого труда.
	История полностью подтвердила предви-
дение и надежды великого организатора со-
ветского государства и большевистской
партии.

Можно смело сказать, что никогда еще
во всей прошлой истории народные массы
не учаетвоваля с такой самоотверженностью
в защите своей Родины, как в годы Вели-
кой Отечественной войны Советского Cow-
за. Вот яркая к тому иллюстрация. Один Бе-
левский район Тульской области дал госу-
даретву и нароту 14 Героев Советекого бою-
за. Крестьяне деревни Слобода Белевского
района назвали свою сельскохозяйственную
артель «Колхозом Героев» в честь своих
земляков, прославившихея в годы Великой
Отечественной войны Советекотго Союза.
	Советский народ с честью вышел из су-
рового испытания. Он не только освободил
свою землю от оккупации, но и помог на-
родам Европы ебросить фашиетекое иго. (9-
Бетекий народ вел героическую борьбу 3a
восстановление мир» и ‹вободы народов.
Ныне все признают, говорит Товарищ
Сталян, что советский народ своей са-
мсотверженной борьбой спас цивилизацию
Европы от фашистских погромщиков. В
этом великая заслуга советского народа пе-
ред историей человечества.

Отечественная война Советского Союза
оказала, что советский общественный
строй является подлинно народным строем,
выросшим из недр народа и пользующимея
его могучей поддержкой. Война показала
«что советский общественный строй ока-
зался более жизнеспособным и устойчивым,
чем несоветский общественный строй, что
советский общественный строй является
лучшей формой организации общества, чем
тобой несоветский общественный строй»
(Сталин).
	Ныне, в новых условиях послевоенного
развития социалистического общества, со-
	ветскии общественный строй. выражающий
	водлинную социальную справедливость,
поднимает энергию народа, энергию всей
советской молодежи на совершение новых
подвигов во имя дальнейших успехов на-
шего государства, во имя восстановления и
развития народного хозяйства СССР. Со-
ветский общественный строй является вер-
вым залогом того, что наш народ, наша
молодежь не пожалеют сил, чтобы больше-
вистскими темпами выполнить и перевыпол-
нить план второго года новой пятилетки,
поднять преизводительность труда. наибо-
тее успешно провести весенний сев 1947
года, с честью реализовать великие планы
сталинской пятилетки.
	рассматривать документы и памятники эпо-   ЛИстическая собетвенность на орудия и
	средства, производства, утвердившиеся в ре-

зультате ликвидации капиталистической си-
стемы хозяйства, отмены чаетной собствен-
ности на орудия и средства производства
и уничтожения эксплозтации человека
человеком,

Экономическое развитие в СССР не за-
висит от стихийных сил, господетвующих
В экономике капитализма и порождающих
анархию производства и экономические кри-
зисы. Хозяйственная жизнь СССР, как. гла-
сит 9б этом ст. 11 Конституции, опреде-
ляется и направляется государственным на-
роднохозяйственным планом в интересах
увеличения общественного богатства, неук-
онного под’ема материального и культур-
ного уровня трудящихся, укрепления неза-
висимости СССР и усиления его обороноепо-
собности.

Пятая статья Конетитуции указывает,
что сопиалистическая собственность в СССР
существует либо в форме государственной
собственности, т. е. всенародного достоя-
ния, либо в форме кооперативно-колхозной.
собственности, т. е. собственности отдель-
ных колхозов и кооперативных 0б’едине-
ний. Наличие двух форм социалистической
собственности отражает своеобразие путей.
развития к коммунизму рабочего класса и
крестьянства. г
	Тосударетвенная собственность (земля,
ее недра, воды, леса, шахты, заводы, фаб-
рики, основные средства транспорта и свя-
зи, банки, совхозы, машинно-тракторные
	станции, = Коммунальные предприятия
ит. д.) является всенародным  достоя-
нием.
	Доходы от производетва здесь принадле-
HAT не отдельному предприятию, а всему
народу. Нролажа отдельными предприятия-
ми государегвенной собственности, будь то
в виде орудий или средств производетва
или в виде продукции, запрещена законом.
Это право иринадлежит государству в лице
его органов. Таким образом, государетвен-
ные предприятия представляют собой ели-
ный неделимый народный фонд.

Кооперативно-колхозная собственность, в
отличие от собствелности государственной,
принадлежит отдельным 9б’единениям тру-
дящихея (колхозам, промышленным арте-
лям ит. д.). Достоянием сельскохозяйствен-
ных и’ промышленных артелей распоря-
жЖается общее собрание членов ‘артелей,
которое и является хозяином обобществлен-
ной в артелях собственности. Выполнив
установленные законом обязательства, 0б-
щее собрание вправе на основе Устава сво-
бодно распоряжаться своими доходами.

В. И. Ленин придавал огромное значение
кооперации. В кооперативных об’единениях,
как и в советских государственных пред-
приятиях, нет частной собственности на
средства производства. Там полностью
устранена всякая возможность эксплоата-
ции чужого труда. Поэтому кооперативно-
колхозная собственность есть социалисти-
ческая форма собственности.

Веемерное укрепление как государствен-
‘ной, так и кооперативно-колхозной 005-
ственноети соетавляет жизненную потреб-
ность социализма.

«Еели каниталисты провозгласили част-
ную собственность священной п неприкос-
новенной, добившись в свое время укреп-
ления капиталистического строя,— указы-.
вал товарищ Сталин, — то мы, коммунисты,
тем более должны провозгласить обществен-
ную собственность священной и неприкос-
новенной, чтобы закрепить тем самым но-
вые социалистические формы хозяйства во
всех областях производства и торговли»
(«Вопросы ленинизма», изд. 11, стр. 393).

Наша социалистическая собственность
священна и неприкосновенна. 131 ст. Кон-
ституции товорит: «Лица, покушающиеея
на общественную, социалистическую. соб-
ственность, являются врагами народа».

Царяду © социалистической снетемой хо-
зяйства, являющейся господствующей фор-
мой хозяйства в СССР, Конституция допу-
скает мелкое частное хозяйство единолич-
ных крестьян и кустарей, но при условии,
Что это хозяйство основано на личном тру-
деи исключает экеплоатацию чужого труда.

Конституция также охраняет право лич-
ной собственности граждан на их трудовые
доходы и сбережения, па жилой JOM, Ha
предметы подсобного домалинего хозяйства
и обихода, личного потребления и удобетва.
Советский закон охраняет и право наследо-
вания личной собственности.

Социалистическая система хозяйства от-
крывает перед человеком неограниченные
перспективы общественного прогресса. Про-
изводительные силы развиваются здесь
ускоренным темном, указывает товарищ
Сталин, так как соответствующие им
производственные отношения дают полный
простор для такого развития. Соответетвен-
но складываются и новые отношения между
людьми в процессе производства. Они ха-
рактеризуются как отношения товарищееко-
го сотрудничества и социалистической
взаимопомощи свободных от эксплоатации
работников.

Окиньте мыеленно взглядом вою нашу
страну от края до края, и вы увидите, ка-
кую несравненную картину дружественного
сотрудничества рабочих, крестьян, интел-
лигенции предетавляст с0б0ю наше социа-
листическое общество. Бы увилите, как
единодущен весь наш народ, как миллионы
и миллионы советских людей, братеки по-
могая друг другу, творят одно общее вели-
кое дело.

Это глубокое единство основных интере-
сов, взглядов и целей советских людей, их
сплоченность вокруг советского правитель-
ства и коммунистической партии мы назы-
ваем морально-политичееким единством ¢0-
ветского народа. Откуда же оно берется?

Это единство создалось не сразу. Такого
глубокого единства всего советского наро-
да еще не было в первые годы советской
власти. Оно выросло на основе победы со-
циализма в нашей стране, оно кроется в
том, что экономическая основа нашего 06-
щества едина, что все советские люди яв-
ляются тружениками единого социалисти-
ческого хозяйства.

Морально-политическое единство совет-

CROTO социалиетического общества, создан-
ное в TOIbB мирного  сопизатиеотичесорРого
	‚06 В ТОоДЫ Мирного  социалистического
  строительства, еще больше укрепилось в
  тоды Отечественной войны.
	хи кациталистического строя. С трудом смо-
гут-они нредетавить себе, каким образом
могла находиться в частных руках торгов-
ля предметами первой необходимости, как
могли принадлежать фабрики и заводы от-
дельным лицам, как мог один человек, экс-
плуатировать другого, как могли существо-
вать люди, не занимавшиеся трудом».

И действительно, очень трудно нашей
молодежи, родившейся и выросшей при <0-
веткой власти, представить ‘себе обще=
ственный строй царской России, когда фаб-
тики и заводы, орудия и средства произ-
водетва, поля, луга и горы, лева и воды
составляли частную собственность экеплоз-
таторов, а миллионы рабочих и kpe-
етьян-бедняков влачили полуголодное су-
ществование, продавая свою рабочую силу
`капиталистам, помещикам, кулакам.

. Капиталистическая система, существо-
вавшая прежде в России, означала, что фаб-
рики и заводы, шахты и рудники, железно-
дорожный и водный транепорт, земля и ее
недра принадлежат не тем, кто работает
на фабриках, заводах, в шахтах, рудниках,
а тем; кто не работает на них.

Значительная часть богатств, создавав-
шихся рабочими, шла в распоряжение с0б-
ственников фабрик, заводов, земли. Это под-
тверждают официальные данные. В 1908
году отдел промышленности министерства
финансов России произвел обследование
фабрично-заводских предприятий страны,
Полученные таким путем статистические
данные показали, yo 2.258.787 рабочих
‚создали за год. новых стоимостей на

1.126,4 млн. рублей. Из этой суммы дохода

„ рабочие получили в виде заработной платы

` лишь 557,7 млн. рублей. Что касается при-
были капиталистов, TO она равнялась

568,7 млн. рублей.

При капиталистичёской системе хозяй-
ства экеплоатируются не только рабочие,
но и трудящиеся-крестьяне. От дохода Kpe-
стьянина государство помещиков и капита-
листов отбирает в виде налотов и иных по-
боров етолько, что самому крестьянину при-
ходится жить впроголодь, прозябать в ни-
щете. Он_подвергается жестокой эксплоата-

“TMH! CO стороны помещиков, капиталистов,
купцов, кулаков.

Как и в других странах, возникновение
и развитие капитализма в России привели
к-ширекому применению на’‘фабриках и за-
- водах труда детей и подростков. Молодежь
‚ подвергалась чудовищной эксплоатации п
бесчеловечным надругательствам ее сторо-
ны хозяев фабрик и заводов, торговых пред-
‘приятий и их верных слуг — мастеров,
управляющих и т. п. Работали молодые ра-
бочие столько же и нередко выполняли те
же нормы выработки, что и взрослые ра-
бочив, а получали меньшую заработную
плату. Трудовой путь рабочего подростка,
начинавигийея, как правило, с 10—12 лет,
был тернистым и трудным. Нужда, голод,
безработица, надругательства. над человече-
ским достоинством — вот что было уделом
рабочих нопростков.

Великая Октябрьская социалистическая
революция свергла власть капиталистов и
помещиков, ликвидировала частную об-
ственность на орудия и средства производ-
ства. установила диктатуру рабочего клас-
Ca и тем самым создала условия для строи-
тельства нового, социалистического обтще-
ВА

25 октября (7 ноября) 1917 года на
Заседании Петроградского Совета рабочих и
солдатских депутатов Ленин говорил:

«Отныне наступает новая полоса в исто-
рии Россий, п данная третья русская pe-
волюция должна в своем конечном итоте
‘привести вк победе социализма» (Ленин,
Соч., т. ХХЛ, етр. 4).

`Социалиетическое общественное устрой-
ство в Советском Союзе создано в результа-
те ликвидации капиталистической системы
хозяйства, отмены частной собетвенности
‘на орудия и средства производства и уни-
чтожения эксплоатации человека человеком,
в результате огромного творческого труда
десятков миллионов тружеников города и
деревни, смело ветавших на путь созидания
новых, социалистических форм жизни,

‹ Социализм — основа — общественного
устройства СССР. Рабочие, служащие, кол-
хозники работают у нас без капиталистов
и помещиков, причем руководят их работой
люди ‘из народа. «Это и называется у нас
социализмом в быту, это и называется у
нае свободной, социалистической жизнью»
(Сталин).

СССР-—социалистическое государство ра-

бочих и крестьян. Вся власть в СССР при-
надлежит трудящимся города и деревни в
мице Советов депутатов трудящихся.
- Советы как государственную форму но-
вого, социалистического строя открыл
В. И. Ленин, опираясь при этом на опыт
Нарижекой Коммуны и русской революции.
Советы организовывалиеь, росли, крепли и
побеждали под руководством партии боль-
шевиков и ее вождей Ленина и Сталина.
Эни превратились в грозную, нееокрушимую
силу и, как гласит об этом ст. 2 Сталин-
ской Конституции, составляют политиче-
скую основу СССР.
< Советское государство — государство но-
вого тина. Октябрьская социалистическая
революция создала новый, принципиально
иной, более высокий из веех предшествую-
щих демократических учреждений тип го-
сударственной организации — Советы, ко-
торые 05’единяют всех трудящихся и наибо-
лее полно выражают их интересы.
- Советы — новая форма государственной
организации, в рамках которой осущеет-
вляется строительство коммунизма. Сове-
ты. =— В6е0б’емлющие массовые организации
трудящихся. Они привлекают широкие на-
родные массы к управлению государством,
максимально развертывают их революцион-
ную энергию, творческие способности.

Экономическую основу СССР, как гласит
6б этом ст. 4 Конституции, составляют co-
пиалиетическая система хозяйства и сопиа-

*) Предыдущие беседы см. в «Комсомоль-
ской правде» за 13, 29 октября, 30 ноября,
13,.25, декабря 1946 года и 15 января 1947
года.
$906006660600-6050065000040066606606600066004
		2 cTp.
	< Февраля 1947 г.
	эти . юноши и девушки — ученики
старших классов московских школ —
четыре года занимаются в историческом
	кружке городского Дома. пионеров.
Все они — активисты Московского об-

щества юных историков.
Сейчас, ‘в связи с исполняющимся

в апреле 1947 года 800-летием Москвы,
они готовят конкурсные работы по теме;
«Москва — город вечной славы».

На снимке: юные историки за обсу-
ждением темы «Новый сталинский
пятилетний план Москвы». Проводит
занятия руководитель общества юных
историков гор. Москвы А. Ф. РОДИН.
		Снабжение
‘кол учебниками
	Проверкой, произведенной Министерст-
вом просвещения РСФСР, ВОГИЗ’ом и
Центросоюзом, установлен ряд серьезных
недостатков в работе книготорговых орга-
низаций и органов народного образования
по снабжению школ учебниками. Сейчас
приняты меры лля решительного улучие-
вия этого дела.

Распределение учебников по краям,
областям и феспубликам будет произво-
диться строго по плану, утвержденному
министром просвещения РСФСР. YVera-
	навливается Контроль за отгрузкой учеб-
ников. перевозкой их по железной дороге
и распределением по школам. Отделениям
КОГИЗ`а и Потребсоюза поручено органи-
зовать в школах киоски и продавать
в них учебники непосредственно учащим-
ся. Запрещается создание резервов и про-
дажа учебников вне школьных киосков.

Районные магазины КОГИЗ’а и райпо-
требсоюзы в день поступления учебников
будут сообщать об этом местным отделам
народного образования, которые в двух-
дневный срок должны распределять учеб-
ники но школам. Директорам и заведую-
щим школами поручено наладить учет
учебников, являющихея собственностью
учащихся, и по окончании учебного года
оказать содействие в продаже их школь-
ным киоскам. В этих киосках будет про-
изводиться также продажа письменных
принадлежностей.
	ПОСЛЕДНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
	ХАБАРОВСК, 7 февраля. (Наш керр.).
Проведена предварительная проверка всех
средств связи, призванных в лень выборов
	обеспечить свсевременное получение ре-
зультатов голосования.

В северных районах края действуют де-
сятки ралиостанций. в том числе новые,
	уставовленные на избирательных Уча
ках.

В последние дни оборудованы радиостан
ции На отдаленных избирательных участ
	ках Анапка, Таловка, Лаучан, Ваеги Ам .
	чатокой области. Окружные избирательные
комиссии уже получили первые ради
граммы, переданные этими станциями,
	OB3SOP TIEYWATH.
	РАССКАЗЫ О ВЕЛИКИХ ПРАВАХ
	ная скотоводка Шожутмаа выступила пн
циатором социалистического соревнования.
В «Тыванын аныяктары» мы читаем 06
уснехах молодых животноводов Дзун-Хем
чикского и Барун-Хемчикского районов -—
тт. Седимы, Монге-Баир, Имирека и других

Раньше мало кто из аратов пахал землю,
ныне земледелие начинает завоевывать
прочное место в экономике области. Обшнр-
нее становятся массивы посевных. площа
дей. На полях Тувы уже есть и комбайны,
и тракторы, и другие сельскохозяйственные
машины.

Быстрыми темпами развивается местная
промыигленность.
	(} радости творческого труда, о производ“
ственном под’еме тувинской молодежи, по-
лучившей священное право на труд, по
Бествуют страницы газет. Юноши и деву
ки_тувинцы впервые участвуют в выпол:
неции пятилетнего плана. С содержательны*
ми материалами о том, как пятилетка пре \
образит лицо области, выступил в газете
«Тыванын аныяктары» начальник 6бдаст. /
ной плановой комиссии тов. Сертиенко,
	Нрошло немногим более двух лет с тех
пор, как Тува вступила в братскую семью
народов Советского Союза на правах авто-
номной области.

Всего два года. Но как далеко вперед
шагнул за это время край, какие перемены
произошли в экономике и культуре области,
какие широкие горизонты открылись перед
тувинским народом, перед молодым поколе-
нием Тувы!

Юноши и девушки области вместе со
всей советской молодежью участвуют в ве-
ликом социалистическом строительстве, 06
этом ярко свидетельствуют страницы o6-
ластных молодежных газет «Тыванын
аныяктары», издающейся на тувинеком
языке, и «Сталинское племя»—на русском.

В передовых статьях, корреспонленциях
и заметках газеты рассказывают молодым
солетеким гражданам о великих правах, ко-
торые предоставляет им государство, о том,
как использует молодежь эти права, 0 за-
бете, которую проявляет правительство о
тувинеком нароте.
	Тазета «Сталинское племя» поместила
Гассказ старой  аратки Чиргал Бадыевны
Чимба о горькой участи бетняков-аратов
дореволюционной Тувы:

«Нас было четверо у родителей. Жили
мы в тесной, полуразвалившейся юрте...
У нас не было скота, даже лошади, Мать
Ооржак Току и отец Иргит Бады осенью
собирали падалицу на сжатых нивах бо-
гачей и зажиточных аратов, кедровые оре-
хи, а весной выкапывали из земли тонкие
корни кичигэне... Я не знала, что такое
школа». До 19 лет батрачила Чиргал, но
и после того, как вышла замуж, стало не
легче: женщину ставили ни во что, ее
называли презрительной кличкой «хре-
KOK, что по-русски значит — «ненуж-
ная». И лишь в 1921 году, когда тувин-
ский народ, при помощи ‘Красной Армии
изгнавший из страны иноземных захват-
чнков, взял власть в свои руки, улучши-
лась жизнь старой аратки».
	Бак все это непохоже Ha сегодняшний
лень! Рядом с рассказом аратки напечатана

@отография девушки-тувинки. Подпись под
CHAMEOM гласит?”
	«Спокойны за судьбу своей дочери Чи-
сынмы родители — престарелые ‘араты.
Чисынмаа — отличница учебы 8 класса
тувинской средней школы Кызыла. Де-
вушка живет в интернате на полном го-
сударственном обеспечении. Страна забо-
тится о том, чтобы она могла плодотворно
учиться. По окончании школы Чисынмаа
решила поступить в пединститут».
	Праву на образование «Сталинское пле-
и» посвятило специальную страницу.
«Сноши и девушки, Советская власть п
	«Сталинское племя», «Тыванын аныяктары» — Кызыл (Тува]
	Сталинская Вонститупия лали вам великое
	право на образование. Используйте это
право, овладевайте знаниями по-ленински,
по-еталински!» — призывает газета. Из
	образования тов. Тригоренко чит:
узнает, что правительство постат
10 взять всех учащихея  тувин
начальных и средних школ на
ное государственное содержание.
значит, что дети кочевников-азатов
	значит, что дети кочевников-аратов He
платят за обучение, снабжаются бесплатно
учебниками, письменными принадлежностя-
ми, бесплатно обеспечиваются питанием,
одеждой, обувью. Читатель с гордостью у3-
HaeT, что расходы на народное образование
по области в 1946 году увеличиваются по
сравнению с 1944 годом в 3.5 раза. Ках
	«Гыванын аныяктары», так и «Сталин-
ское племя» сообщают, что только в
1946 году для начальных тувинских
и русских школ области издано боль-
шим тиражом 10 новых учебников,
	uw в Туве появились первые  спе-
	циальные средние учебные заведения —
	о В училище и сельскохозяйст-  Богатства Тувы-—лес золото, уголь пу
нный техникум. развернул деятельностт — с ‘ 3
GA VUTIOTOM TON arate rate ea Le bHOCTH   HHA—obpalisioren Ha caymoy социалисты
	в > [