*
Об этом позаботились
комсомольцы
	Когда у нас построили колхозную электро-
станцию. наша комсомольская организация
стала  инипиатором радиофикации кол-
хаза. Правление артели поддержале моло-
дежь, отпустило средству на оборудова-
ние радиоузла. Комсомольцы и молодежь за-
гомвили столбы, привезли из Минска зпла-
ратуру, проволоку, изоляторы, крючья. За-
кипела работа: десятки юношей и девушек
во главе с комсомольцами работали на раз-
бивке траегы; на` установке столбов и TO1Be-
ске ‘провола.
	Налболее свелущие в радиотехнике ком-
	осомольцы Иван Вольекий и Иван Обметка
	помогали радиотехниву монтировать радио-
узел, делали внутреннюю проводку в домах
колхозников.

Молодежь за короткое время установила
50 столбов и протянула провода. В клубе, в
правлении артели, в домах колхозников пер-
вой, второй и третьей колхозных бригад
заловорило радио, раздался голос Москвы.
Было установлено 80 радиоточек. _
	(етается пока без ратио только четвеутгая
	бригада. расположенная в деревнях Беляны
	и Коростыново, в нескольких километрах от
радиоузла. Но колхозникам этой бригады
нелолго придется жлать. Комеомольскае co-
	брание решило силами молодежи в ближай-
	ше» время радиофицировать все лома кол-
хазников четвертой бригады.

Мы считаем, что комсомольцы не должны
ограничиваться только радиофикацией. Они
обязаны ни на минуту не выпуекать из поля
зрения работу рахиоузлов. Что транслирует
радиоузел? Каково качество трансляции?
Все ли радиоточки действуют? Вавк исправ-
ляют повреждения?—всем этим должна ин-
тересоваться комсомольская организация.
Чтобы обеспечить квалифицированный надх-
зор за колхозным радиоузлом, по продложе-
нию комсомольской организации наш колхоз
	_ послал на курсы радистов комоомольна Ивана
	Вольского. Он успешно закончил учебу и
сейчас работает на радиоузле.

Мы на опыте убедились, что колхозпая
комсомольская организация может сделать
многое. В День радио хочется пожелать, что-
бы и другие комсомольские организации по-
боевому взялись за радиофикацию своих кол-
	х050В.
В. ЛАГУНОВСКИЙ,

секретарь комсомольской организации
	колхоза «Новый путь» Минского
района. .
БССР.

ее
	урнал «Радио» Л№ 5
	Майский номер нашего старейшего ра-
диотехнического журнала посвящен празд-
нованию Дня радио и 55-летию великого
изобретения А. С. Попова.
	В передовой статье «Праздник советской
	культуры». подводятся итоги развития ра-
дно в нашей стране.

В статье крупнейшего советского ученого
академика Б. А. Введенского «Радиотехника
в СССР» говорится о ‘приоритете и круп-
ных достижениях И Е во-всех
областях раднотехники;

Доктор технических наук, профессор А. Г.
Арэнберг в статье «А. С. Попов» подробно
рассказывает об открытии радио великим
русским ученым, о жизненном пути этого
выдающегося ученого и патриота.

И. Т. Пересылкин в статье «Великая побе-
да советского народа» показывает роль ра-
	дио и радистов в Великой Отечественной.
	войне,

Tpencenareat Центрального комитета
ДОСАРМ генерал-полковник В. И. Кузне-
цов посвящает свою статью «Всемерно раз-
вивать радиолюбительство» показу дости-
жений и задачам советского радиолюби-
тельского движения.

В номере также помещены статьи;
А. Абрамова — «Примаг-2», К. Борейко —
«Приемник для радиоузла», М. Ганзбур-
га — «Сельский ламповый приемник»,
Ю. Прозоровского—«О схемах возбудите-
лей», К. Болошина—«Цветное телевидение»

и другие.
		Первый телеграф
_ «без столбов и проволок»
	Трудящиеся Украины широко отмечают
День радио. Велнкий русский ученый А. С.
Попов неоднократно бывал на Украине. Пер-
вый приезд его на Украину относится в
1897 году. В Одессе на съезде железнодо-
рожных электротехников он сделал доклад
&() телеграфировании без проводов». Текст
этого доклада полностью‘ сохранился. .
	Летом 1901 гола А. С. Попов снова пои-
	езжал в Олессу, гле нод его руководством
	проводились опыты: по применению бееноо-
	волочного телеграфа на ‘судах Черномореко-.
	го флота. Опыты удались как нельзя луч-
ше. Радиотелеграф А. С. Попова действовал
отлично, поддерживая связь между броне-
носцем «Ростислав», находившимся в море,
и берегом.
	В дни вторичного пребывания А. С. По-
пова в  Одессе было принято решение
устроить первый в России радиотелеграй
для общественного пользования. Такой те-
леграф «без стелбов и проволок» между
Хереоном, и Голой. Пристанью вскоре был <0-
ззан и полностью оправлал себя.
	ее Ее:

Радиогазета на заводе
ТАЛЛИН. 6 мая. ФМажлый лень.
	в обеденный перерыв, в цехах электромо-
торного завода «Вольта» раздается голос
диктора: «Внимание! Говорит местный
ралиоузел. Начинаем нашу очередную
передачу».

Диктор зачитывает последние известия,
сообщения из-за границы, Болыное место в
передачах отведено рассказу 06 успехах
передовых токарей, фрезеровщиков, литей-
щиков, бригад и исхов. Во вчерашней
радиопередаче было’ сообщено of итогах
предмайского двухмесячника по сбору ра-
ционализатерских предложений. От рабочих
п  инженерно-технических работников за
этот срек поступило 25 предложений, лаю-
щих предприятию более 200 тысяч рублей
экономии. Инженер, Скворцов рассказал,
как инженерно-технический персонал пох-
хватил инициативу конструктора Ярослав-
ского автозавода В. Пушкина.

Радиогазета прочно вошла в трудовую
жизнь коллектива. Вольтовцы полюбили и
охотно слушают ралионерелачи.
	Радиогазета имеет большой авторский
коллектив. В нее регулярно пишут около
100 рабочих, служащих, инженеров.

За последние годы заводекие радисузлы
оборудованы на многих предприятиях Тал-
	Aida.
	Здесь учился и творил А. С. Попов
	В Ленинградском университете (верх-
нее фото) учились и работали многие
русские ученые. Сюда в 1877 году при-
шел 18-летний юноша Александр ИНопов.
Он блестяще сдал проверочные испыта-
ния и был зачислен студентом физико-
	И nnn nnn nn nn non ne eee У? ЗНА О ОУ Ч РЕ И ТЕ Мн о к К а

математического факультета. сдесь же
55 лег тому назад А. С. Попов впервые
публично демонстрировал изобретенный
им радиоприемник.

История этого величайшего изобрете-
ния тесно связана с Ленинградским уни-
верснтетом. Вот здание химического ин-
ститута университета (фото сбоку). От-
сюда была послана в эфир первая в мире
радиограмма, ‘принятая Поповым в ауди-
тории старого физического кабинета Ba
расстоянии. примерно в 250 метров.

Сейчас драгоценная реликвия — пер-
вый радиоприемник, изготовленный ру-
ками Попова, который он демонстриро-
вал ‘передо многочисленной аудиторией
7 мая 1895 года, хранится в Централь-
ном музее связи в Ленинграле. Музей
этот носит имя великого изобретателя
ралио.

Здесв недавно открылась выставка, де-
монстрирующая успехи самой передовой
в мире советской радиотехники. На вы-
ставке рядом с новейшими сложными
аппаратами выставлен и первый радио-
приемник А. С. Попова..

Экспонаты радиовыставки красноречиво
свидетельствуют о том, как бурно разви-
вается в нашей стране радио, изобретен-
ное Поповым, как оно используется в
промышленности, технике, культуре,

аа Е ew i eee) atte Tekh
	Научный подвиг патриота
	Во многих областях знаний довелось рус-
ским людям сказать свое первое слово. Вели-
кий подвиг Ломоносова возвестил миру 0:
научном гении русского народа. Труды Люба-
чевского и Пирогова, Ковалевской и Менде-
лесва, Сеченова и Циолковского, Павлова и
Мичурина и многих других русеких ученых
nO праву заняли ‘почетное место в
	  сокровищнице мировой науки, открыли перед
	ней огромные, необозримые просторы,

Нелегок был труд русских ученых. Не-
редко их смелые творческие искания натал-
кивались на стену разнедушия и тонули
в грудах бумаг бесчисленных парских де-
партаментов. Требовалось поистине несги-
баемое упорство, чтобы прорвать этот за-
колдованный канцелярский круг, сломить
коеность чиновников от. науки, отетоять
свою мыюль, свое законное право на первое
слово в науке,

Это была жестокая и долгая борьба. И
не многим она была по силам. К числу таких
смелых людей принадлежит и  Алексанлр
Степанович Попов, ‘которому поз звящен ху-
дожественный фильм: выпущенный на экра-
ны кинотеатроз страны.“
	и Е

ФИЛЬМ убедительно воспроизволит глав-
	HOG B жизни и деятельности А. Цепова —
бестредельный патриотизм. русекото ученого,
его неустанное служение интересам отече-
ственной науки, интересам Родины.
Александр Степанович Попоз (народный
артист СССР Н. Черкасов), преподаватель
	минно-офицерекото класса в ЁКронтатадте,
	настойчиво идет по новым, еще непроторен-
ным путям. После долгих почсков и наблю-
дений он приходит в мысли о возможности
создания радиотелеграфа. Вместе со своим
помощником П. Рыбкиным (народный артист
республики А. Борисов) талантливый уче-
ный,   недосыпая, отказывая. себе во всем,
ставят опыт. за опытом и ` навонец достигает
желанной цели.

Фильм образно, наглядно передает всю 0б-
становку рождения беспроволочного ‘телегра-
фа, обессмертившего имя Александра Попо-
ва, принесшего новую славу русской науке.

Никому в мире еще не удалось передать
сигнал на расстояние без проводов. И зри-
тели, затаив дыхание, внимательно следят
за попытками ученого. осуществить эту
дерзкую мысль. Но вот зигнал. передан на
близкое расстояние. Воодушевленный усте-
хом Рыбкин переносит приемник в’ следую-
щую комнату. Снова успех. Через минуту
уже в самой дальчей комнате дребезжит зво-
нок: сигнал принят. И тут же, во время
опыта, у Попова рождается мысль 06 антен-
	не. Новые перспективы открываются перед
ero изобретением. Кадры, в которых запе-
чатлено рождение радиоприемника, — наи:
более удачные в фильме. * Ее

Достоинством фильма является и то, что
‘он убедительно раскрывает связь науки с
жизнью, показывает практическое значение
	великого открытия нашего соотечественника,
	Спасение рыбаков, унесенных на неболь-
пюй льдине в море, помещь севшему на мель
броненосцу. «Тенерал-адмирал Апраксин» —
	* Александр Попов. Новый художествен-
ный фильм. Сценарий А. Разумовского. По-
становка.. лауреатов. Сталинской. премии
Г. Раппопорта и В. Эйсымонта. Режиссер
	М. Руф. Операторы А. Назаров, Е. Шапиро.
Художник И. `Махлис. Композитор Ю. Ко-
чуров. Производство ордена Ленина кино-
	чуров. а ор, „Ленина кино-
студии «Ленфильм»
	ОМСЕ, 6 мая. В ноябре протилого Года
здесь бы создан областной кол тхоЗНый ра-
	таковы первые шаги радиотелеграфа в. Рос-
‹ни, красочно запечатленные в кадрах ново-
го фильма. Только высокопоставленные чи-
ны, пресмыкавшиеся перед заграницей,
перед ев’ разрекламированными ‘учеными,
могли © холодным равнодушием смотреть на
труды А. С. Попова, толька они могли лопу-
стить, чтобы его открытие было нагло, на
глазах. у воего `мира. украдено Маркони.

Вполне. понятен гнев зрителя, когда ow
видит, как. итальянец Маркони. через полто-
ра года посде изобретения А. С. Попова за-
патентовал в Англии совершенно такую же
схему радиоприемника. Чувство брезгливо-
сти вызывают воспроизведенные на экране
снены беззастенчивого торга между Мархони
(заслуженный артист республики Б. Фрейн-
длих) и руководителем ‘английской акцио-
нерной компании. Айзексом (народный
артист республики 0. Абдулов). Не интересы
человечества и прогресса, о которых липе-
мерно говорят они, а: голый чиестоган, буду-
ие барыигя волнуютэтих людей. И: Марко-
ни В этом эпизоде. похож больше-на. торгана,
чем на. ученого: он с полуслова понимает
биржевого дельца Айзекса.

Баким резким контрастом этому ВЫГЛЯДИТ
поведение русского ученого! Его. не пре-
лыцают. миллионы, которые сулят. ему ино-
странные дельцы, —с достоинством и гне-
вом он отвергает их гнусные предложения.
Фин никогда не покинет Родину, и все, что
сделано им, принадлежит России, ее велико-
му народу. Это хорошо ноказано’ в: кадрах,
‘рассказывающих 9 Е: Попова © Лемке
и Маркони.

`В своей борьбе за риритее русской нау-
ки: Попов не одинок. Мы видим, как ему
помогает адмирал Макаров _ (народный
артист республики К. ‚ Скоробогатов),,. Rak
протягивает ему дружескую руку ВВЛИКИЙ
русский ученый Менделеев (народный ‘ар-
тист республики И. Судаков). В ‘стенах
Электротех нического института Попова окру-
жает мололежь, восторженная ий пытливая.
В ней, в этой мололежи, ученый. видит бу-
душее русской науки. Работая рука 06 руку
с этими юнотпами, от Ей им. евои-но-
вые отерытия.

Мы воочию убеждаемся: нет, не одинок
был изобретатель радиотелеграйа, У него
было много искренних, преданных друзей
из числа передовой русской ‚интелдитенции
и студенчества.

Высокоо актерское мастерство ‘исполните
ля роли Попова —Н. Черкасова, сумевие-
го не ‘только исключительно удачно передать
портретное сходство, но — и это главное —
большой, многообразный внутренний мир ге-
‘роя, его необычайную скромность и просто-
ту, Зорошая, слаженная игра. всего актер-
екого ‚веллектива делают этот. ‘фильм ярким
художественным документом, повествующим
© славном прошлом русекой науки, о ее за-
мечательном представителе -— ИР
-бтепановиче Попове.

Советская молодежь, ЖнБтазя B orpane,
где труд ученого окружен заботой и внимз-
нием народа и болышевиетекой, партии, за00-
той ‘великого корифея науки товарища
И: В. Сталина, © большим вниманием: #о-
смотрит фильм «Александр Попов». pactra-
Зывающий о научном подвиге русекого нзо-
‹ бретателя; о ето патриотическом труде BO

славу Родины.
  -Ю_ИВАШЕНКО.

Вчера и сегодня.
	5 Осенью 1920 года опытная московская
	  радиостанция установила мировой рекорд
	дальности радиотелефонной передачи
Москва — Берлин.

oe СССР — родина массовой радиофика-
ции. Еще 18 октября 1922 ‘года «Правда»
писала: «К Октябрьским торжествам во
всех уездных городах Черниговщины будут
установлены радиоприемники»,

38 Первая советская радиотелефонная
	станция имела ‘мощность 0,25 киловатта.
В 1933 году под Москвой заработала
500-киловаттная станция. В годы войны в
	СССР по ‘указанию товарища Сталина
	‘  сооружена величайшая в мире радиосвеща-
	тельная станция.

3 СССР — родина ‘проволочной радио-
‘фикации. Уже в 1940 году у нас было около
$ млн. радиотрансляционных точек.^
	Областной радиолекторий.
	TO новледнюю — 0b изготовлении и исноль-
зований гранулированных удобрений —186
тысяч человек. ~~
` Веето состоялись 24 лекции. У микредо-
на выступали главный зоотехник плёмсов-
хоза «Омский» Герой бопиалистического
Труда Ф. М. Кохомский, мастера выеекого
урожая яровой пшеницы из Одесского райо-
на тт. Нетяга и Василевская, бригадиры
тракторных бригад тт. Мочалов, Лысенко и
Хромов. . ‘Очередную лекцию прочтет знатная
Доярка области тов. Торанова. -

Вев лекции: изданы Е В
етвенным издательством.
	у 4:4 7
Село Чальмны-овары Ловозерского. рай-
она’ Мурманской. обл. полностью радио:
фицирована Здесь в каждом доме cay:
шают передачи, московских   радиостан-
	ций. На снимке: адист, колхозник сель-
скохозяйственной артели: «Красная тун-
дра», комсомолец; Леонил БОГДАНОВ
проводыхг радиолинию. .. ore

Фото И. КУЗЬКИНА.
	«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА?
7 мая 1950 г. е 3 стр.
	повые. радиоприемники помогают широ-
ким массам трудящихся учиться, повы-
шать свою культуру, они доносят голос
родной столицы в самые далекие уголки

она. Они уже передали колхозной дерев-
не более ста детекторных приемников. ~

На нижнем фото: один из уголков
выставки. Сотрудник музея В. Н. ВА-
	СИЛЬЕВ показывает молодым радиолю-
бителям первый радиоприемник. Тут
же демонстрируется новый многолам-
повый  супергетеродин рижского 3a-
вода, в котором объединены все совре-
менные достижения приемной радиотех-
Ники.

Фото Н. ДРАЧИНСКОГО.
	aH bl.

Многие ‘стенды ‘выставки посвящены.
работам радиолюбителей.  Оригинальные
приемники, телевизоры, передатчики.
приборы — все это создано радиолюбите-
лями. Здесь есть стенд своеобразного.
радиозавода. Его организовали юные тех-
ники Дома нионеров Фрунзенского рай-
	#2 Радиовещание из Москвы в настоя- диолекторий. Каждый вторник ученые, пар-
tee время ведется на 30 иностранных  тийные и советские работники, ‘пезеловяки
	1 языках.
	сельского хозяйства’ читали лекции. Перед
началом каждой лекции передавались  отве-
ты на вопросы. радиослушателей.
Радиолекторий вызвал живейший интерес
колхозников и работников МТО. Если нпер-
вуто лекнию прослушали 70 тысяч человек,
	38 Одним из усповий Всесоюзного кон-
	  курса 1950 года на ламповый двухдиапазон-
	ный приемник для деревни является требо-
вание, чтобы его стоимость не превышала
100 рублей при массовом производстве.
		сотни тонн дефицитных цветных метал-  нии <вязи на большие расстояния. В на-   наук ВБ. П. Вологлиным и его сотрудника-
	ми была разработана первая в мире аппара-
тура для поверхностной закалки метал-
лов. В настоящее время установки для 3a-
калки токами высовой частоты действуют
на, сотнях претприятий Советского Союза.

За последние годы радио все более и 69-
лее внедряется в самые разнообразные от-
раели науки. Биология исследует влияние
	HOB.
Есть основания полагать, что в недале-
ком будущем калодные лампы в некоторых
ралиоприемниках будут заменены  уси-
ливающими  детекторными кристаллами,
требующими гораздо меньших напряжений,
чем лампы, но дающими небольную мощ-
ность на выходе (до 25 милливатт).

Способность детекторных кристаллов, по-
JOOHO катодным лампам, генерировать коле-
бания высокой частоты была открыта в
1922 году молодым советским ученым 0. В.
Лосевым, построившим на этом принципе
оригинальный приемник, названный им
«Кристадином».

Перейдем теперь в друтой важной обла-
стя нрименения раднотехники—5 телези-
лению. Оно основано на применении при
передаче и на приёме катодных трубок, в
которых электронный луч прочерчивает од-
ну за другой строки, формирующие изобра-
жение. Чем больше число таких строк, на
которые разлагается изображение, тем вы-
ше его четкость. Практически чиело строк
колеблется от 300 до 625. Четкость теле-
визионных передач вновь нереоборудован-
ного Московского телецентра. доведена до
625 строк — это самая высокая четкость в
мире, не применяемая еще нигде, кроме
СССР, для массового толевидения.

Наша радиопромышаленность выпускает
несколько типов телевизионных приемников
‹ экранами различных размеров. Стоимость
телевизионных приемников во всех странах
весьма высока; Лишь у нас телевизионный
приемник стоит не дороже хорошего радио-
вешательного.
	Перех советской телевизионной техникой.
	и советской радиопромышаенностью стоят
огромные задачи. Прежде всего предстоит
увеличение сети телевизионных передатчи-
ков. Такие передатчики строятся или на-
мечаются к постройке во многих крупных
городах СССР. Программа передач должна
быть расширена, В передачи должен быть
включен показ парадов, демонстраций, со-
стязаний и других событий, происходящих
при дневном свете на открытом воздухе.
Применяя специальные ралиоретрансляци-
онные линии, можно будет показывать CO-
бытия, происходящие и в других городах.

Большое значение имеют также’ работы,
ведущиеся совелскими радиоспециалистами
в области цветного телевидения.

Огромную роль играет радио в обеспече-
	стоящее время эта связь осуществляется
исключительно на коротких волнах (от 15.
хо 60 метров), распространяющихся на
большое расстояние. Современная коротка-
волновая техника обеспечивает надежную
	радиосвязь и передачу изображений на
	дальние раюстояния, В этом году перед
1 Мая была торжественно открыта между-
	САМАЯ ПЕРЕДОВАЯ В МИРЕ
	РАЛИОТ
	ЕХНИКА

построить в Москве 12-киловаттный ралио-
вещательный передатчик. С тех пор СССР
как по числу передатчиков, установленных
в крупных центрах нашей страны, так и
по их мощности занимает первое место в
мире.
Бельшое распространение у нас получи-
ло коротковолновое радиовещание. Цель
его =— обелуживание отдаленных районов
нашей Родины и передачи для зарубежных
стран. Наши передачи с огромным интере-
сом слушают трудящиеся во всех частях
	} света. В 1936 толу пох руководством А. i.
	Минца был построен первый <оветский ко-
ротковояновый ‘радновещательный центр,
оборудованный по тому времени чрезвы-
чайно мощными, 150-киловаттными пере-
татчиками и снабженный оригинальными
направленными антеннами. С тех пор каче-
ство и мощность советского коротковолно-
вого радиовещания значительно. выросли,
Непрестанная забота партии и советского
правительства о том, чтобы приблизить ра-
дио к массам, привела у нас к невиданному
росту сети ироволного радиовещания в го-
	роязх и Ф<елах. Нарялу © этим советская
	наука и радимцюмьшленность много вни-
иания уделяют разработке и массовому
выпуску радиоприемников. _

Товоря о ближайших перспективах совет-
ского радиовещания, следует отметить в
первую очерель ‘увеличение сети мезтных
республиканских и областных радновеща-
тельных передатчиков и их. модернизацию,
улучшение качества радиовещания, рост
сети проводного вещания и использование
ев для передачи нескольких программ.

Перед фадиопромытшленностью стоит за-
дача —— увеличить выпуск приемников и
добиться их значительного удешевления
путем применения новой технологии. Ши-
рокие перспективы в этом отношении от-
крывает предложенная в 1940 году совет-
скими инженерами технология «печатных
схем», при которой почти вся электриче-
ская проводка приемника наносится в виде
проводящих полосок на пластмассовую па-
нель. «Печатание» схем позволяет предель-
но механизироваль сборку приемника,
уменыпить его размеры и вес, сэкономить
	Это было пятьдесят пять лет назад. ВБ
зудитории, где происходило очередное за-
седание Русского физико-химического обще-
ства. преподаватель физики А. С. Попов
	показывал, как действует сконструирован-
ный им аппарат. Прибор Попова бесперебой-
но записывал электросигналы, которые по-
	вылались на расетояние без проводов.

В день 7 мая 1895 года присутетвовав-
шие на этом заседании стали свидетелями
рождения нзобретения, совершившего ре-

волюциовный переворот в науке и тех-

HHKe,— рождения радио.

«Великим = делом» назвал  радно
В. И. Ленин. Ему и гениальному его сорат-
кику товарищу Сталину наша страна обя-
зана тем, что замечательный труд русского
ученого-патриота нашел применение в ги-
тантеких масштабах и формах, которые че
по плечу  капиталистическим странам.
Ленин и Сталин — корифеи нередовой нау-
ки — ясным взором мыслителей видели все
отромное значение радиотехники для куль-
турной революции, для строительства ком-
мунизма. В первые же годы советской
власти по их указанию принимаются важ-
нейшие решения для развития ралио, этой,
по выражению Ленина, газеты без бумаги
и расстояния, отпускаются значительные
средства на строительство радиостанций и
сазлание радиоаппаратуры.

Масштабы развития советского фадио

можно представить себе, только зная 1по-

ложение радиотехники до Великой Октябрь-

ской революции. До 1918 ода у нас 0а-

диосвязь осуществлялась © помошью несо-
верненных искровых передатчиков и де-
текторных приемников,

Лишь при’ советской власти, в 1918. го-
ду. была создана Нижегородская радиола-
боратория — первый в мире научно-иссле-
Ховательекий институт в области радио.
Несхотря на трудности тех лет, радиолабо-
ратория наладила выпуск радиолами и при-
ступила к перзым опытам радиотелефони-
рования.

В 1922 голу, когда радиовещатель-
ная станция Нью-Йорка имела всего 1,5
киловатта, а наиболее мощный передатчик
в №нигсвустергаузене (Германия) — 5 ки-
поватт, советские радиоспециалисты смогли
	народная радиотелефонная линия Москва-—   радиоволн и полой высокой частоты на жи-
	вые организмы. Метеорологня использует
радиосвязь для автоматической передачи
метеосведений не только с ивполвижных ра-
диостанций, но и с воздушных шаров-зон-
дов, выпускаемых в атмосферу. Геодезия и
Гидрография применяют Так называемый
радиоинтерференционный  с10боб, предло-
женный академиками 1. И. Мандельшта-
мм и Н. Д. Папалекси для, определения
расстояний. .

В самые последние годы радиовлиарату-
ра стала применяться для исследования ра-
хибизлучения солнца ‘и звезд. Этот новый
метод’ исследования в ‘астрофизике откры-
вает грандиозные перспективы в области
расширения ‘наших знаний о строении
солнца и вевленной.*

Советекие люди могут гордиться тем,
что все основные области использования
радио, в том числе дальновидение, радио-
локация и радионавигация, открыты и раз-
работаны русскими и советскими учеными.
	Советская палиотехника и радиофизика
	достигли огромных успехов потому, что на-
ши радиоспециалиеты работают в обстанов-
ке повседневного внимания и поддержки со
стороны большевистской партии, советеко-
го правительства и лично ‘товарита
Сталина. В 1945 тоду учрежден значок
«Почетный радист», которым награждены
тысячи ралиоспециалистов различных Ка-
тегорий. Тогда же учреждена золотая ме-
заль имени А. С. Попова, присуждаемая
ежегодно за выдающиеся научные Таботы И
изобретения в области радио.

Советские радиоспециалисты развили ге-
ниальные идеи А. С. ИНопова, утвердили
приоритет нашей науки во всех областях
радиотехники. Успешно решая стоящие пе-
ред ними грандиозные и увлекательные за-
дачи, наши ученые ‘и инженеры обогащают
советскую радиотехнику новыми достиже-
ниями, достойными нашей великой и пре-
	асной Родины. 1
noe А. ПИСТОЛЬКОРС,

член-корреспондент Академии наук
CCCP.
	Шанхай протяжениех в 6000 км.

Советской наукв и технике необходимо
было проделать огромный путь для того,
чтобы обеспечить надежную и уверенную
связь на коротких волнах, пришедших на
смену длинным волнам. Однако сейчас мы
стоим перед введением в практику радио-
связи еше более коротких волн — MBI Ha-
ходимея Накануне создания сети радио-
релейных, или радиоретрансляционных, ли-
ний, работающих на волнах длиной веего
в несколько сантиметров. Такие волны на-
зываются ультракороткими и по своим
свойствам приближаются ко световым.
Основным достоинством радиорелейной” ли-
нии является ее огромная пропускная спо-
собность: она может обслужить сотни неза-
виснмых телеграфных каналов, передавать
одновременно десятки телефонных разгово-
ров и даже осуществить передачу тёлеви-
ления самого высокого качества.
	Трюмадную роль сыграло и играет радио
в деле обороны нашей страны. Во время
Великой Отечественной войны советская ра-
‘диоаппаратура, а вместе с ней и советская
ралиопромышленноеть блестяще выдержала
строгий экзамен как по качеству, ‘так и по
количеству изтотовлявшейея ею продуд-
ции,

Больтное развитие за ‘время войны полу-
чила радиолокапия, Она дает возможность
обнаруживать неприятельекие самолеты в
воздухо при отсутствии. видимости. опреде-
лять раюетояние ло них. Радиолокационные
станции могут служить также для обнару-
жения кораблей противника на море и кор-
ректирования стрельбы по ним, могут быть
пепользованы для выслеживания движу-
шихея танков, для определения по летя-
щим минам местоположения минометов
й т. Хх. .

В газетной статье невозможно подробно
осветять применение радио в промышлен-
ности и науке. Отметим поэтому лишь наи-
более интересное в этих областях. В 1935
голу  членом-корребпондентом Академии