НЕМУЗЫКАЛЬНЧАЯ ИСТОРИЯ
	Эта история началась еще летом, в Харь-
кове, когда Ростовский государственный
театр музыкальной комедии был на гастро-
лях. В один из выходных дней в театр при-
ехала представитель Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров POOCP тов.
Самборокая. Она детально ознакомилась ‘с ре-
пертуарным планом тезтра, побеседовала с
актерами, а, вечером созвала производствен-
ное совещание.

— Нам хочется, — обратилась тов. Сам-
борская к присутствовавшим, — чтобы са-
ми актеры вскрыли недостатки в работе
театра.
	Цервым попросил слова артист балета,
член комитета комсомола Федор Колодяж-
ный, Его речь была немногословна, но убе-
дительна, Комсомолец говорил о том, что
руководство театра пренебрежительно отно-
сия к молодым, начинающим актерам.
Людей. пытающихся выступать прогив
недостатков в работе коллектива, против чуж-
дых советскому тезтру правов, преследуют.

Дирекция тезтра имеет специальные сред-
ства для оплаты уроков по технике грима,
сольному пению, балетному и драматиче-
скому искусству. Но занятия не ведутся.
	При распределении ролей в новых пьесах
главный режиссер театра тов. Генин и ре-
жиссер-постановщик тов. Ленский. дают мо-
лодым актерам дублировать роли, но репе-
тиций с ними не проводят, к выступлению в
спектаклях не допускают. Лишь в тех слу-
чаях, когда основной, ведущий артист за-
болеет, режиссер в «пожарном» порядке, с
одной-двух репетиций и. aydae-
р из сцену.

Такая подготовка роли ничего не дает
молодому, не имеющему опыта ажлеру. Как
правило, его выступление в пьесе заканчи-
ваетея неудачей, и’у него отбирают роль,
Причем во всех неудачах руководители теат-
ра обвиняют не режиссера, выпуетивитего
на сцену молодого исполнителя без достаточ-
кой подготовки, а самого ‘актера:

Так случилось и © комсомолкой Майей
Онисиковой. Перед выпуском спектакля «Ле-
тучая мышь» неожиданно заболела актриса,
исполняющая роль Лотты. Режиссер’ Лен-
ский вызвал к себе Онисикову и предложил
ей играть Лотту. .

— Я же ни разу не репетировала, —
удивилась девушка.

— Не важно, — перебил ее Ленский.

Rak и следовало ожидать, молодая
актриса не смогла после двух беглых репе-
тиций создать полноценный сценический
образ. Но, вместо того чтобы призвать к от-
sory Ленского, главный режиесер театра
	тов. Генин на другой день вызвал к себе
	Онисикову.
— Вы подвели весь коллектив, — грубо
сказал он ей. — Плохо играли, очень плохо.
— Из нее вообще ничего не выйдет, —
поллакнул Генину Ленский.
	И комсомолку Майю Онисикову отстраня-
1H OT исполнения даже второстепенных ро-
лей.

(лучай с Онисиковой — не исключение.
Точно так же режиссеры Генин и Ленский
поступили ‘с молодой способной артисткой
комсомолкой Галиной Абрамовой. В спектак-
ле «Цыганская любовь» они заставили Абра-
мову играть ответственную роль Иоланты
после нескольких репетиций, а на другой
день обвинили комсомолку в нерадивом от-
ношении к порученному делу, заявили, ITY
	она вообще не может быть хорошей актри-
colt,

Несерьезность этих обвинений подтвердил
следующий спектакль, в котором по требо-
ванию общественных организаций тезтра и
всего творческого коллектива Абрамовой да-
ли возможность дублировать ведущую роль
Оленьки в пьесе «Чужая дочь», После
серьезных репетиций Абрамова сумела co-
здать обаятельный образ советской девуш-
ки-учёницы. Зрители тепло приняли моло-
дую актрису. Дирекция и режиссура вы-
нуждены были оставить за Абрамовой эту
роль. .

060 всем этом говорил на производствен-
ном совещании комсомолец’ Федор Колодяж-
ный. Он привел примеры, показывающие,
что и в балетной труппе тоже зачастую: мо-
лодых; неопытных танцоров выпускают на
сцену без репетиций и обрекают таким 0б-
разом их на провал. Говорил Колодяжный и
о том, что режиссеры оскорбляют актеров
во время работы, ведущие артисты позволя-
тит себе непристойные выходки.
‚Выступление комсомольца пришлось не
по нраву директору театрз -Пучеглазову и
главному режиссеру Генину. Правда, на с0-
вещании они не стали, д» и не могли возра-
жать Колодяжному: факты опровергнуть им
было нечем. Но директор тверло релгил раз-
делаться с неугодным критиком.

Работает Колодяжный хорошо, много раз
директор и режиссер выносили ему благо-
дарность за отличное исполнение ответ-
ственных сольных номеров, а после премье-
ры спектакля «Нищий студент» главный
балетмейстер театра тов. Леонидов. офици-
ально обратился к Пучеглазову с просьбой
прибавить молодому способному танцовщику
зарплату;

Теперь Пучеглазов ни о каком увеличе-
нии ставки Колодяжного, конечно, не хотел
и слышать, Он заявил, что Колодяжный —
самый плохой работник во всем балетном
коллективе, и стал ждать удобного случая,
чтобы расправиться с комеомольцем за кри-
тику.

Случай представилоя скоро, На одной из
репетиций Колодяжный почувствовал себя
плохо‘и попросил освободить его в этот день
от исполнения сольного танца.

На другой день в театре появился приказ
06 увольнении Колодяжного © ‘работы.
Взволнованные этим событием комсомольцы
пришли к Пучеглазову. Но директор не з%-
хотел даже выслушать их. Тотда комсомоль-
цы посоветовали товарищу подать заявле-
ние в расценочно-конфликтную комисеию
местного профсоюзного комитета. Однако кд-
миссия вопреки здравому емыелу не встала
на защиту Володяжного. И лишь под давле-
пием общественности Пучеглазов издал но-
вый приказ, в котором объявил Колодяжно-
му строгий выговор с предупреждением,

Несколько месяцев тянется эта далеко
не музыкальная история в Ростовском теат-
ре музыкальной комедии. Несколько мэ-
сяцев комсомолец Колодяжный ходит с яр-
лыком злостного, нарушителя трудовой дис-
циплины,

) фактах грубого зажима критики в теат-
ре музыкальной комедии хорошо знают ру-
ководители областного отдела искусств и его
заведующий тов. Григоров. Знают об этом ив
Ростовском горкоме комсомола. Знают, но не
принимают никаких мер. Зажимщики кри-
тики остаются безнаказанными. .

П. БОНДАРЕНКО.
	РОСТОВ-на-ЛОНУ. (Наш корр.).
	УЧИТЬ И ВОСПИТЬВАТЬ
СПОРТСМЕНОВ
	Спортеменам Ленинграда созданы все
условия для плодотворной учебно-трениро-
вочной работы. К их. услугам — 18 боль-
ших и малых стадионов, сотни площадок,
бассейны для плавания, зимний стадион, В
этом году вступил в строй крупнейший
стадион имени С. М. Кирова. _
	В ответ на заботу большевистской пар-
тии и советского правительства спортеме-
ны города добились заметных успехов. За
время, миновавшее после постановления
ЦК ВАЦ(б) о физкультуре, они 467 раз
улучшали городские и 153 раза всесоюз-
ные рекорды (три достижения превышают
официальные мировые рекорды). Звание
чемпиона Советского Союза завоевали 63
ленинградеких спортемена, а Н. Смирниц-
кая, В. Богданова, Л, Каляев стали чемпно-
нами Европы,

Однако, если глубоко проанализировать
состояние физкультурной и спортивной ра-
боты в городе, то обнаружится целый pay
серьезных недостатков. Вот некоторые из
них. В 1950 году было подготовлено только
194 разрядника по конькам (из них. пер-
вый разряд получили всего лишь Пять
	спортеменов). Так же слабо ведется подго--
	товка разрядников по плаванию, велосиие-
ду, штанге, борьбе и парусному спорту.
Качество городских рекордов оставляет же-
лать много лучшего, Есть среди них Ta-
кие, что не отвечают нормам второго раз-
ряда. Lo

В чем же причины такого ненормального
положения? Главная и основная причина—-
неудовлетворительная постановка полити-
ко-воспитательной ‘работы © мастерами,
разрядниками и тренерами. Между тем в
Ленинграде созданы исключительно блато-
приятные условия для организации и про-
ведения такой работы, В городе имеются
Дом мастеров спорта, Дом мастеров тенниса,
щахматно-шашечный клуб, яхтклуб и дру-
гие учреждения, в которых можно было бы
цгироко развернуть политико-воспитатель-
ную и культурно-массовую работу со спорт-
сменами; Однако физкультурные. организа-
пии не использовали до конца эти возмож-
ности,

Взять. например, Дом мастеров спорта. У
него прекрасное помещение, хорошая биб-
лиотека. Но за последние годы здесь не
проводились вечера, конференции по обмё-
ну опытом, не читались лекции и доклады
на научные и политические темы. Шахмат-
но-тшаттечный клуб в резульгате бесконт-
рольноети превратился в учреждение за-
крытого тила для ведущих шахматистов
торода, Доступ молодежи в него закрыт, Во
всех других учреждениях, которые назы-
вались выше, устраиваются лишь различ-
ные спортивные состязания, и только, Ни-
какой серьезной воспитательной работы co
спортсменами здесь нет.

Никто из комеомольских руководителей
в спортивных клубах и домах не бывал,
He интеросовалея подробно их деятельно-
етью. Между тем совершенно очевидно,
что без помощи комсомольцев там нельзя
наладить систематическую политико-воспи-
тательную работу.

Это‘лишь один пример, ‘показывающий,
что Ленинградский: обхом и горком ВЛКСМ
забывают о своей прямой обязанности зани-
маться воспитанием спортеменов, Вот еще
несколько фактов.

В’Ленинграде есть специализированные
спортивные Школы молодежи. В положении
о них, утвержденном ЦК ВЛЕСМ, преду-
смотрена должность замполита, В одной т4-
	  кой школе’ замполитом был заведующий во-
	енно-физкультурным ‚о отделом горкома
ВЛКСМ тов. Костюк. Однако справлялся он
во ‘своими обязанностями плохо. Тов. Ко-
стюз не замечал серьезных проступков от-
дельных учащихся, В школо слабо велась
учебно-трениревочная работа. Этого то-
же не замечал горком ВЛЁСМ.

Горком и райкомы ВЛЕСМ плохо забо-
THTCA и 0 повышении общеобразователь-

ного уровня спортеменов. Из 614 мастеров
И заслуженных мастеров спорта только
177 учатся в вузах, техникумах и школах.
Значительная часть спортеменов ‘не привле-
чена в занятиям в сети политического про-
свещения по. месту своей основной работы,

Руководящие срганы ДСО интересуются
главным 06разом тем, как поставлена В
секциях и командах тренировка спортеме-
нов. В содержание же вослитательной ра-
боты никто не вникает. Вопросы учебы
спортеменов, воспитания в них высоких мо-
ральных и волевых качеств не находят от-

‘ражения‘в деятельности советов обществ и

тренерских советов. комсомольские органи-
зации не ставят перед ними этих вопросов,
не помогают решать их.

В Ленинграде есть, конечно, хорошие,
достойные всяческого подражания приме-
ры, Можно назвать школу заслуженного

мастера спорта В, И, Алексеева, вспомнить

работу тренера Н. Петрова и других. Но, к

сожалению, их опыт комсомольские орга-
низации города не распространяют.

Крупные недостатки в постановке поли-
тико-воспитательной работы среди епорт-
вменов объясняются тем, что Ленинград-
ский горком ВЛЕСМ и его бюро слабо уча-
ствуют в общем развитии массового физ-
культурного движения.

За последнее время комсомольские орга-
низации города добились некоторого успе-
ха в воспитании спортсменов. Сейчас rop-
ком BARCM разработал конкретный план
этой работы. Все ведущие кбнькобежцы и
лыжники взяли ‘на себя обязательства —
повыеить евои спортивно-технические ре-
зультаты, подготовить много’ молодых раз-
рядников. Приняты также городские обя-

Ззательства по развитию конькобежного

спорта. Это. бесспорно, имеет большое прак-

‚тическое и воснпитательное значение. Ho не»

обходимо наладить действенный контроль 38
выполнением обязательетв.

Крайне важно решительно изменить от-
ношение к доятельности тренеров. Без это-
го трудно добиться коренного улучшения
постановки всей политико-воспитательной
работы среди спортеменов. Горком намечает
регулярно проводить конференции трене-
ров по обмену опытом. Налажен повседнев-
ный контроль за` деятельноетью тренеров
как со стороны физкультурных, так и ком-
сомольских организаций. На наш взгляд,
необходимо провести в Ленинграде переат-
тестацию ’ штатных тренеров, поскольку
некоторые из них не повышают своей ква-
лификации, отстали от жизни и не соответ-
ствуют новым требованиям. .

Пора и Всесоюзному комитету по делам
физкультуры и спорта изменить оценку ра-
боты тренеров. Действительно, есть У. нае
тренеры, вырастившие много замечатель-
ных мастеров, но есть и такие, которые

‘подготовят одного-двух  разряднихов и

считают, что они уже вошли в историю со-

`ветского спорта, А оценка труда тех и дру-

гих. одинакова,

Вот наиболее характерный пример: в
«Трудовых резервах» работает девять трене-
ров по боксу, а полноценную команду на го-
родские соревнования общество выставить
не может.

Работу тренера нужно оценивать не толь-
ко по количеству воспитанных им рекорд-
сменов, но и по тому, занимается ли он с
большой группой молодежи.

Комвомольцы Ленинграда понимают, что
успепгное осуществление задач, вылвину-
тых постановлением ЦЕ ВКП(б) от 27 де-
кабря 1948 гола, возможно при условии
систематической . политико-воспитательной
работы среди мастеров и разрядников.
Только на этой основе можно добиться даль-
нейшего роста мастерства спортеменов и
завосвания ими мирового первенства по
важнейшим видам спорта,

В, ХОМУСЬКОВ,
зав, военно-физкультурным отделом
Ленинградского обкома ВЛКСМ.
			Классик
армянской живописи
	На первой странице’ книги отзывов ©
выставке — стихи. И, перелистывая ее
дальше, можно увидеть еще ‘несколько

13 ‚ записей. стихами и Да-

же отрывок из поэмы
о художнике. Может
быть, об этой выстав-
ке и слелует писать
стихами, ибо ими лег-
че передать то чув-
ство, которое  овла-
девает посетителями
после просмотра кар»
тин армянского Ху-
дожника Георгия, За- §,
  харьевича Башинджа- 2
Г. Башинджасян. гяна. ok
Московский ° Дом

культуры Армянской ССР собрал`около
сотни картин и устроил первую выставку ` у
работ Г. 3. Башинджагяна (1857—1925),
которого по праву называют „Хачатуром %.
Абовяном в живописи, ибо гражданские
мотивы в творчестве художника перекли-
каются с прогрессивными идеями в произ-
ведениях армянского демократа-просве-
тителя Абовяна.
В руинах стоишь, Ани!
Злодеи! Да сгинут они!.,

Эти гневные слова Абовяна Можно
подписать под двумя картинами худож: 2.
ника — «Закат. Ани» и «Ани». Красные,
почти кровавые блики последних лучей.
заходящего солнца, точно свежие  сле- у
ды только что окончившегося боя, игра- j
ют на развалинах героического Ани;

seis жа

}

разрушенного захватчиками-персами,..
‘‚ажется, что эти картины написаны.
одной краской — огненно-тревожный тон
в первой и темный, суровый во второй.
Но, внимательно присмотревшись, зри-
тель обнаруживает в них разнообразней-
шую гамму цветов. Башинлжагян был
прекрасным живописцем; Краски На:
его ‘полотнах ‘еловно оживали, пере-.
давая ‘богатетво природы. Армении и $-.
Грузии: поэтическая «Ночь в Ортача-.
лах», роднящая Башинджагяна с Куинд-.
жи, залитая солнцем «Березовая роща», ‹
уходящая в пронизанную золотом доли-
ну «Дорога в Абастумани», склонившая \
тяжелый колос «Спелая пшеница», «Сос-
на в снегу»... 7

С особенной любовью изображал
Башинджагян мнлые его сердцу озеро
Севан и гору Арарат, Около тридцати
картин с видами озера и горы экспони-
руется на выставке. Они дают полное
основание судить о Башинджагяне как ©
превосходном художнике-пейзажисте.

Величественна и прекрасна природа
Армении и Грузии в картинах Башин-
джагяна, но тем горше было сознавать
художнику полное несоответствие ее кра-
сот с тяжестью жизни угнетенного наро-
да в дореволюционные годы. С горечью
повторял художник слова Абовяна:

Ужасаюсь я —
Без хозяев ныне
- Страна моя...

Двадцать пять лет прошло ‘со ‘дня
смерти. художника, но’ его ` творчество,
испытанное временем, продолжает жить:
Только в. условиях. Советской Армении
оно получает достойную оценку. Лучшие
картины Георгия Захарьевича Башин-
джагяна войдут в золотой фонд нашего

искусства,
О ОБРУЧЕВА.
	ПОВЫЕ КЛУБЫ
И ДВОРЦЫ КУЛЬТУРЫ
	В Москве вакончилось строятельство зда-
ния клуба Нижне-Вотельското кирпичного
завода. Открытие клуба приурочивается 5
дню выборов в местные Советы депутатсв
трудящихся.

Под Москвой, на ст. Апрелевка, Москов-
ско-Киевбкой железной дороги, завершается
строительство нового здания Дворца культу<
ры Апрелевекого завода граммофонных пла*
стинок, Здесь оборудуются зрительный зах
на 600 мест, фойе, библиотека-читальня,
физкультурный зал, комнаты для кружков
хуложественной самодеятельности.

Новое здание клуба, сооружается тазже в
Вунцеве.
		чал «Слово», предлагал толкования отдель-
ных его мест, энергично отстаивал его поз
линность в споре CO скептиками, которые
склонны были считать «Слово» подделкой
восемнадцатого века. ]

0браз Ярославны ‘на стене Путивля;
горько плачущей о своем пленнем муз
же, заклинающей ветер, Днепр и солнце,
чтобы они шадили Иторя и не томили его
войско, замыслившей чайкой  полететьл
чтобы утереть князю его кровавые раны;—
один ‘из прекраснейних женеких образов. ве
ввей мировой поэзии. Непреоборимая сила
любви как бы магически разрушает все
преграды, отделяющие Ярославну от Игоря,
и он, как бы откликдясь на ве молящий Зов,
удачно бежит из плена.

Описание бегства Игоря отличаетея не-
обыкновенной динамичностью и напряжен-
ностью. Нервный, взволнованный, очень
беспокойный, торонливый ритм, три помощи
которого ощутительно рисуютея’ приготов=
ления Игоря к побегу и самый побёг, ©
большим мастерством передает и взволно-
ванное состояние беглеца, и картину стоб-
мительного бегства и погони за беглецом,

С такой же взволнованностью и папря-
женностью общего тона рисуется и вторая
битва Игоря в половцами.

Эта битва, как и в нарсдной песне,
уподобляется сначала засеянному полю, за-
тем пиру: «Черная земля под копытами ко=
стьми быль посеяна, а кровью потита: горем
взошли они по Русской земле... Тут крова-
вото`вина недостало; тут пир окончили храб-
рые сыны русские: сватов напонли, и сами
полегли за землю Русскую. Никнет трава ot
жалости, а дерево е горем к земле прикло-
НИЛОСЬ». .
	Неисчернаемы сила и красота «Слова о
полку Игореве». Оно является самым на-
глядным показателем той высокой культу-
ры, которая достигнута была Русью еще в
очень отдаленную эпоху, в раннюю пору
становления русской литературы. Оно до-
рого нам потому, что вся последующая оте-
чественная литература ‘вплоть до наптих
дней в своем идейном и художественном су-
ществе свято хранит и развивает традиции,
заложенные в бессмертном «Слове 0 полку
	Игореве»,
Проф. Н. ГУЛЗИЙ.
	«АОМОСМОЛЬСкАЯ ПРАВДА»
[3 декабря 1950 г. 8 etp.
	В Кузбассе началея лыжный сезон. Пер»
вые соревнования в этом году провели
лыжники. общества «Шахтер» города
Анжеро-Судженска, На снимке; один из
лучших лыжников Кузбасса токарь заво-
да «Свет шахтера» А. РОМАНОВ на
дистанции,
Moro Il. KOCTIOKOBA.
		ПЬЕСЫ ДЖАФАРА ДЖАБАРЛЫ
	В г. Баку, в издательстве «Азернешр», на
русском языке вышел сборник пьес выдаю-
птегося азербайджанского драматурга Джа
фара Джабарлы (тир. 10.000 экз., стр, 458,
	цена 18 р. 50 к,). В сборник вошли пьесы:
	«Невеста огня», «Севиль», «В 1305 году» и
«Алмаз». Две пьесы даны в переводе автора,
две —— в переводе С. Беглярбековой,
	«НА РАССВЕТЕ»
	Так называется выпущенная  издатель-
ством «Азернешр» повесть азербайджанского
писателя Сабит-Рахмана (тир: 10.000 sxz.,
стр. 296, цена 9 р.`50 к.).

Повесть рассказывает об известной боль-
шевистской подпольной типографии, создан:
ной в Баку: по инициативе и под руковод-
ством товарища И. В, Сталина в дореволю-
пионные годы.
		В том же издательстве «Азернешр» вышла
книга стихов азербайлжанского поэта Амо
	Сагияна «Зеленый тополь» (тир. 5.000 экз.,
стр. 100, цена 2 р.). В книгу включены стихи
«Большевистской партии», «Русский народ»,
«Москва», «Портрет Ленина в Пекине»,
«Поджигателям новой войны», «Приветствую
	  мирные дни» и многие другие.
		ПОЧЕМУ НЕ НАЛАЖЕН ВЫПУСК
СТЕРЕОФОТОАППАРАТОВ? —
		Рие на заре развития фотографии крон-
штадтекий изобретатель и живописец Ф. И.
Алоксанмювекий построил первый в ‘мире
	дают впечатление лействятельнотго объема,
	рельефности. натурального расположения
снятых предметов в пространстве. Цветная.
	«МОЕ СОЛНЦЕ»

Под таким названием в.Азербайджанском
издательстве детской и юношеекой литера-
туры вышла в свет книга стихотворений
азербайджанского поэта Б. Азероглу (тир.
10,000 экз., стр. 76, цена 4 р.). В сборник
включены стихи поэта «Москва», «Азербай-
джан», «Клятва красного солдата», «Книга
жизни», «Весна Тавриза», «Хлеб», «Я с вами
пойду!» и другие. :
		стергоскопический фотоаппарат. Нриоритет   фотография ome более усиливает это впечалт
	В развитии стереофотоапиаратов принадле-
жит русским. Из списка, привилегий, выдаж-
ных в России на изобретения в области фо-
тографии, мы Узнаем, что в 1854 году вы-
дана привилегия «живописного цеха масте-
ру Александровекому на азипарат для енятия
	_ потребных для стервоскоца двух изображе-
	пий в одно и то же время и одной и той же
машиной, 14 октября, на 3 года».

Позднее, в 1880 году, Д. И. Езучевекий
построил первый универсальный стереофо-
тозппарая’ для путешественников и тури-
стов, в то время самый легкий и компакт-
ный, и сделал им массу стереосбнимков B
Крыму и на Кавказе. За, свой аппарал` Езу-
VERNA получил премию на международной
выставке в Венеции. В 1883 году 0. А. Юр-
ковский изобрел шторный, моментальный
затвор, широко применяющийся для Horo
аппаратов всех типов и в настоящее время.

Однако в условиях царокой Poceun, не
имевиюй своей оптической промышленности
и фотопромышлениости, стереофотоаптараты
изготовлялись кустарным путем. Затадные
фотопромьпиленники заимствовали весе рус-
ские изобретения в области стеросфотогра-
фии и широко их использовали, .

(тереоскопическая фотография дает в0з-
можность получать такие фотографические
изображения, которые. при раесматривалии
их в очень простой прибор — стереоскоп
	ление.

Стереофотография может иметь очень ши-
рокое применение в области научной пропа-
ганды, технического обучения, показа до-
стижений нашего строительства, может
также оказывать помошь при изучении ар-
хитекгуры, скульптуры, биологии, геогра-
фии, стереометрии.

Чем же объяснить, что. у нае, на родине
стереофотографии, до еих пор не начато
произволетво отечественных стереофотоан-
паратов в принадлежностями к’ним? Ведь за
хы сталинских пятилеток У ‘нае созданы
крупная фотопромылтленность и отереокино.

Мне кажетея, что пужно широко погу-
ляризировать. стереофотографию, овобенно
цветную. Надо начать маюсовое производ-
ство стереофотовтпаратов й принадлежно-
стей к ним, выпустить соответствующего
формата фотоматериалы и, в частности, об-
ратимую фотопленку для цветной стереофю-
TOP (uA.

Crepeodoroannapat ценен вдвойне, так
как он пригоден и для производетва обыкно-
венных енимков.

Нужно создать все условия для ‘развития
отечественной стереофотографии.

О, СКВОРЦОВ,
фотолюбитель.

Москва.

==

Е И Е Я SSS SSE I

Я Ф
		@ PI © WD
		Полтора века назад`был впервые опубли-
кован в Москве один из величайших памят-
ников средневековой мировой литературы —^
«Слово о полку Игореве». Драгоценнейшее
достояние русского, украинского и белоруе-
ского народов «Слово» живет в их сознании
нестареющей жизнью и неубывающей -си-
лой своего идейного и художественного воз-
действия на читателя. Вак все неумираю-
щие создания народного тения, оно воспри-
нимается нами: в бозвучии с теми чуветва-
ми и мыслями, какие рождаются сегодняш-
ним днем.

Глубоко вникнуть в текст древнего па-
‘мятника стараются ве только ученые-спе-
циалисты, не только поэты ий переводчики
на современный русский. украинский и 0е-
лорусский языки, но и рядовые его цени-
теди, увлеченные высокой идейностью и
поэтическим его строем. Многим и многим
советским людям, не причастным ни Е
‘филологической науке, ни к поэтическому
творчеству, «Слово о полку Игореве» хоро-
шо знакомо и дорого. Над истолкованием и
осмыелением его настойчиво трудятея, по-
коренные его красотой, бескорыстные «б9-
лельщики», Они стараются разгадать в нем
то, что еще до конца не разгадано, и внести
свою лепту в работу над его текстом,
А сколько веть мечтателей, ждущих и ве-
рящих, что будет найден хотя бы еще один
старинный еписок «Слова», который вос-
полнит горестную утрату единственного до-
шедшего до нас списка, погибщего при мо-
сковоком пожаре 1812 года!

И нет ничего необычного в том, что «Сло-
во о полку Игореве» пользуется такой боль-
шой любовью, что оно так восхищает дале-
ких потомвов того неизвестного автора, ко-
торый создал его более семи с половиной
веков назал, в ‘конце ХИ века. В «Слове»
заключены все те основные качества, кото-
рыми хараклеривуются дучигие создания ли-
тературы трех братских народов, взрастив-
ших драгоценное зерно, впервые посеянное
гениальным древнерусёким поэтом. Как ве-
личие этой’ литературы, так и величие
«Слова о полку Игореве» определяется тем,
то в них высокая идейность, подлинная на-
родность, страстный гражданекий пафос со-
четаются с высоким хуюжественным ма-
стерством. Недаром «Слово» приковыв»ло к
себе внимание самых больших наших поэ-
тов — от Радищева до налиих современни-
ков =—— советских поэтов. Недаром «Словом»
увлечены были Пушкин и Шевченко, им
интересовалиеь и изучали его Марке и
Энтельс.

К 150-летию ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ «СЛОВА © ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
-~ +> +
	ными для русской вемли, и уетами киевско-
то великого князя Святоелава он упрекает
их ва самовольные и необдуманные шаги.

Великий гражданин и публицист, автор
«Слова» — великий поэт, Но ‘поэт в нем
был неотделим от гражданина, Он восхи-
щалея вдохновенным «замьнилением» своего
предшественника, певца Бояна, буйным по-
летом его поэтической фантазии, но он не
мог во всем следовать вещему Бояну, потому
что тот пел лишь славу князьям, & автор
«Слова» не только прославлял достойных,
но судил и поринал тех, кто обоселавил
себя поступками, приносившими ущерб руе-
ской зомле. Его творение одновременно и
героическая лиро-эничеекая песнь, и 1г9-
рестная повесть, и воодушевленное «Слово»,
то есть ораторекая речь, содержащая в собе
и похвалу, и обличение, и рассказ о <обы-
тиях, и рассуждение о них, и оценку их 6
позиции политического трибуна, историка,
горячего патриота. \

Весь пафос своей взволнованной речи
автор облек в такую совершенную художо-
ственную форму, какой не достигло ни одно
произведение средневекового героического
‘эпоса. Ни одно произведение тех времен не
достигло и той степени реализма историче-
CKHOTO и политического мышления, какое
свойственно «Слову о полку Игореве». Ве
ботатетво книжной культуры евоего време-
ни ив 060бенности устного народного твор-
чества автор использовал и освоил для то-
ro, чтобы сделать ©вое произведение доход-
чивым для тех, к кому оно было обращено
и ого должно было побудить в активному
участию в судьбах родной земли.

Народно-поэтической  отихией насквозь
проникнуто «Слово». Он проявляется пре-
жде всего в том, ‘как изображается в нем
природа — живая, одухотворенная, наде-
ленная теми жа свойствами, какие mpycy-
щи и человеку. Природа в «Слове» — ак-
THBHO действующая сила, принимающая са-
мов непосредственное участие в судьбах
людей. Она зловещими предзнаменования=
ми стремится предостеречь Игоря от его
рискованного похода; она же помогает ему
	‘в его бегетве из плена.
	OSS О чи И

Незведомый нам автор «Слова о полку
Игореве» выступил как страстный побор-
ник сплочения всех русских сил в борьбе
е врагами Киевской Руси половцами. Автер
«Слова» хорошо понимая, что раздроблен-
ность Руси, феодальные распри и междоусо-
бицы — главное зло, служащее на пользу
врагам, И он обращается с призывом ко
всем сильным и. влиятельным русским
князьям постоять за родную землю, за кров-

‘ное достояние русского народа, Человек

больнюто политического кругозора, отли-
Чающийся реализмом исторического мышяе-
ния, автор «Слова» сознавал, что поражение
князя Игоря во время его похода на полов-
цев — это само. по себе лишь частное собы-
тие в исторической жизни Киевской Руси.
Ho он очень натлядно иллюстрировал им
всю гибельность для Руси разобщенности
сил, несогласованноети действия русских
князей.

Реалиет в своих исторических ваглядах
на события, автор сумел понять и объяснить
волнующие факты политической действи-
тельности, стоя не на религиозной точке
зрения, как мы видим это у авторов лето-

писных повестей о походе Игоря, а на точке
‘врения трезвого политика и патриота, пред-

загающего действенные меры для спасения
свой родины от вражеского нашествия.

Ол явно симпатизирует Игорю и его бра-
ту Всеволоду, несмотря на то, что их по-
стигла военная неудача, дорото обошед-
шаяся русской земле. 0ба они храбрые,
отважные люди, непримиримые, RAK HOF
сам, к врагам родной земли, Рыцарекая
доблесть, бесстрашие в бою, высокие пред-
етавления о чести, достоинетве и долге воина
располагают к ним автора, Он скорбит, ко-
гда враги одолевают их, и радуется, когда
князья освобождаются из плена, Горем и ра-
достью отважных князей и их дружины,
заботой о них и сочувствием к ним живет в
его изображении и природа, чутко откли-
кающаяся на вее перипетии похода и бег-
ства Игоря из плена. Автор зовет русских
князей постоять за русскую землю и одно-
временно отомстить за раны Игоря, удалого
Святославича, И все же личные симпатии к
потерпевшим поражение братьям-киязьям и
антипатия к победителям не мешают ему.
признать действия северских князей полити-
чески ошибочными, в конечном счете вред-
		`` ариев
	Харьковский завод транспортного машиностроения по праву гордится своей

о а Е о Е ЕЕ Па А а Е:
	школой рабочей молодежи, Она рас
	тет с каждым годом. Этой осенью для удоб-
	а ША лодых рабочих занятия   проводятся в две смены. В одном из крупнейших

В ое НЕО КОХ бленена ЧР
	свой филиал.
	exon — цехе топливной аппаратуры — школа открыла
pole
	БЕ ЛУ < о ЗОРУ ТВ

За семь лет среднее образование получили 217 молодых. рабочих. Двадцать
	ОЧ СМЕЕТ Не

чацихея весной этого 1 рода получили аттестат зрелости. Почти все они поступили
	узнала
в высшие учебные заведения.
	ee т

Сейчае в школе обучается свыше пятисот юношей и девушек Это передовые

стахановцы. комсомольский актив.
	На снимка (слева направо); ученики 19-го клас-
	Г Е УД УТ 3.

са В. КОМАРОВ, Е. ЖУКОВА #3. ДЮНЯШЕВ в школьном физическом кабинете.

i om mee EU er ter REM
	Художественная изобразительноеть «Сло-
ва», богатство его образной системы, его
поэтического языка поистине изумительны.
Пушкин незадолго до смерти усердно изу-