ДНЕВНИК „ИСКУССТВА КИНО

К ИТОГАМ ВСЕСОЮЗНОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ
Происходившее в декабре прошлого года Всесоюзное совещание по тематическому плану советской кинематографии резко отличалось от ставших традиционными совещаний этого рода. Оно было созвано на ру
беже двух периодов в истории советского кинематографа: периода замечательных творческих достижений, выразившегося в выпуске та
ких, фильмов, как «Чапаев», «Юность Максима», «Крестьяне», «Аэроград», «Последний маскарад» и др., созданных на базе слабой, подчас кустар
ной техники, и периода расцвета большой советской кинематографии, периода, когда подобные достижения будут не единичными, но массо
выми, когда искусство советского кино обогатится передовой американской техникой.
Доклад Б. З. Щумяцкого о путях реконструкции советской кинематографии, глубоко содержательные вы
ступления секретаря ЦК ВКП(б) тов. Андреева, тт. Ангарова и Фурера, речи основных творческих и хо
зяйственных работников советского
кино поставили по-новому и вопросы, связанные с версткой плана производства фильмов в 1936 г.
Советская кинокомиссия, возглавляемая Б. З. Щумяцким, глубоко и детально изучила работу американской кинематографии, самой пере
довой для капиталистических стран, и в сравнительно небольшой срок сумела критически освоить ее богатый производственный опыт.
Поэтому и доклад тов. Шумяцкого, и выступления членов кинокомиссии являлись не сообщениями о виденном, а конкретными, большевистскими планами освоения нашей кинема
тографией всего лучшего, что есть в американской кинотехнике и организации кинопроизводства.
Производственные возможности наших кинофабрик - ограничены. Они могут дать 100 - 120 полнометраж
ных художественных фильмов в год. Нам нужны многие сотни фильмов для того, чтобы обслужить на
шего зрителя, культурные запросы которого растут с каждым днем. Для этого нужно создавать новую техни
ческую базу. Где ее создавать? Как должна работать эта база для того,
чтобы быстро и дешево создавать первоклассные художественные про
изведения? Тов. Щумяцкий в своем докладе дал исчерпывающий ответ на этот вопрос, ответ, основанный на сочетании лучших традиций советской кинематографии с техническими достижениями кинематографии США.
Ныне действующие ваши кинофабрики, которые также будут рекон
струированы, должны немедленно сделать выводы из опыта работы нашей кинокомиссии. Еще несовершенная техника этих кинофабрик освоена ими далеко не в достаточной степени. Организация производства имеет очень серьезные недостатки. Су
ществующая производственная база советской кинематографии может выпускать до 120 фильмов в год, выпускали же мы вдвое меньше.
Попробуем очень кратко и бегло изложить главные ив выводов, к ко
торым можно притти на основе богатого опыта советской кинематографии, обобщенного работами Всесоюзного совещания.
О сценарной работе фабрик и работе сценаристов
Наши кинофабрики справедливо жалуются на недостаток хороших сценариев. Наши сценаристы не менее справедливо жалуются на труд
ности работы с кинофабриками. На переделку сценария и согласование
его с фабрикой порою уходит вдвое и втрое больше энергии и времени,
чем на творческую работу. Кто же виноват в создавшемся ненормальном положении? Повидимому не ки
нофабрики и не сценаристы, а та порочная система сценарной работы, которую мы сейчас имеем.
Взаимоотношения между кинофабриками и сценаристами состоят в за
ключении договоров и установлении необходимых переделок, причем эти злополучные переделки предлага
ются сценаристу иногда по стольку раз, и столь непоследовательно, что у многих авторов они вообще отби
вают охоту работать для кино. Ни одна фабрика не может похвастаться тем, что она помогает кинодраматур
гу в его творческой работе в период создания сценария. Ясно, что поэтому кадры киносценаристов и коли
чественно, и качественно растут мало и плохо. Ясно, что увеличение плана производства фильмов тормозится порой недостатком, а иногда и низ
ким качеством сценариев, имеющихся в распоряжении фабрик.
В этом году главнейшие из кинофабрик пришли на Всесоюзное со
вещание с относительно большим количеством порою очень ценных в художественном отношении сценариев. Но это не означает, что самотек в какой-то степени изжит фабриками. В производственных планах фабрик не видно организующей руки. Важ
нейшая, громадного политического значения и драматургически исключительно благодарная тематика со
циалистического строительства в промышленности - тема стахановского движения - не нашла никакого отражения в планах кинофабрик и в сце
нарных портфелях. Единственным исключением является сценарий Кап
лера «Садовник», по которому на фабрике Ленфильм будет ставить картину С. Юткевич. Разумеется,
единичный фильм на эту тему не
сможет полностью удовлетворить, интересов нашего зрителя. А ведь не следует забывать, что производ
ственная тематика не нашла своего достойного выражения в кино со времен «Встречного».
А как обстоит дело с колхозной тематикой, с показом стахановского
движения в сельском хозяйстве? Опять-таки почти единственным произведением на эту группу тем, пред
ставленных на совещании, является заявка К. Виноградской на фабрику Мосфильм. Нам могут возразить, что мы преувеличиваем. Но что же отне
сти к колхозной тематике из сцена
риев, запланированных, например, Мосфильмом? Мультипликационный сценарий Сутеева «Колобок»? В пла
нах этой крупнейшей фабрики мы не нашли больше ни одного сцена
рия, построенного на материале, советской деревни.
Тов. Андреев в своей речи на совещании выдвинул требование умелой организации тематики кинофильмов разнообразия этой тематики.
Наши фабрики пока еще не сумели выполнить это требование. Мы не имеем в планах ни одной музыкаль
ной комедии. Неужели «Веселым ребятам» Г. Александрова суждено остаться единственным произведением этого рода?
Некоторый перелом наблюдается в области научно-фантастического фильма. Есть два сценария, обещаю
щие нам интересные произведения этого жанра. Это «Разговор о погоде» Ильина, намеченный к постановке на фабрике Ленфильм, и «Го
лубая звезда» Болотина, которую будет ставить на фабрике Мосфильм А. Птушко.
Перелом мы наблюдаем также и в. деле создания авантюрных фильмов Ряд фабрик представил на совеща
ние авантюрные сценарии. Но здесь приходится отметить одно очень характерное обстоятельство: все сценарии в той или иной степени исполь
зуют ту сюжетную схему, которую мы имели в первых двух (кстати сказать, не слишком удачных) при
ключенческих фильмах, - в «Золотом озере» и «Лунном камне». В каждом сценарии, авантюрном или содержащем элементы авантюрного