жанра, мы находим геологов, разведывающих недра окраин Совет
ского союза, и кулаков, вредителей или диверсантов, пытающихся их убить и таким образом сорвать разведки. Авантюрный жанр исклю
чительно разнообразен по своей тематике и открывает громадные гори
зонты перед сценаристами. Только неумением фабрик работать с кинодраматургами можно объяснить то об
стоятельство, что у нас авантюрный жанр превращен в геолого-разведоч
ный. Спора нет - профессия геологаразведчика - очень почетная профес
сия в Советском союзе. Но только неумением планировать сценарную работу можно объяснить то обстоятельство, что в трех постановках Мосфильма этого года (по сценариям Пав
ленко и Радзинского, Ромма и Прута, Дубсона) мы увидим героев геоло
гов и ни в одной постановке не найдем героя стахановца или пятисотницу.
На Всесоюзном совещании и в докладе тов. Щумяцкого и в ряде выступлений постановка сценарной работы на наших кинофабриках была подвергнута жестокой и справед
ливой критике. Теперешние методы работы со сценаристами должны отойти в прошлое, и они отойдут в прошлое с организацией сценарных департаментов наших кинофабрик.
Только безнадежные пошляки и люди, которым нет места в советской кинематографии, пытаются пред
ставить эти департаменты как некие конвейеры для полузаводской фабрикации сценариев. Сценарные департаменты будут высоко авторитетными творческими центрами, объединяющими вокруг себя кинодраматургов, привлекающими к кинодра
матургии писателей, работающих в других жанрах литературы. Эти де
партаменты должны помогать твор
ческой работе кинодраматургов. Они должны освобождать кинодраматур
га от всей нетворческой работы - собирания материалов, поисков спе
циальных консультаций и т. д., и т. п., отнимающей у писателей кино очень значительную часть времени. Они должны помочь писателям, впер
вые пришедшим в кинематографию, создавать полноценные произведения для кино. Сценарные департа
менты должны обладать громадными и совершенными справочными аппа
ратами, создавать мемуарные библиотеки (наподобие той, которая имеется в редакции серии «Люди пятилетки» и о которой рассказывал на совещании В. Б. Шкловский), концентрировать литературные, историче
ские и другие материалы. Все это не должно храниться в сыром виде. Справочные аппараты должны систематизировать свои материалы таким образом, чтобы иметь возможность в любой момент снабдить кино
драматурга любыми исчерпывающими сведениями и документами.
Другой, бесспорно плодотворной формой работы сценарных департаментов явится организация творче
ских содружеств писателей, впервые пришедших в кино, с опытными кинодраматургами, создание сценар
ных мастерских или объединений кинодраматургов и режиссеров (последнее мы уже имеем в работе творческой мастерской Юткевича и в
работе Ф. Эрмлера со сценаристами Блейманом и Большинцовым на Ленфильме). Методы коллективной твор
ческой работы, коллективной, а не обезличенной, себя уже оправдали вряде искусств. Они оправдают себя в самом молодом из искусств - искусстве кино.
Организация сценарных департаментов позволит лучшей в мире кине
матографии создать лучшие в мире кадры кинодраматургов, привлечь в кинематограф крупнейших совет
ских писателей и сделать для них сценарную работу интересной и по
четной. Надо только добиться того,
чтобы с самых первых своих шагов эти сценарные департаменты работали в нужном направлении и до
статочно авторитетно, ибо наилучшую организационную форму можно
скомпрометировать, вложив в нее неверное содержание.

Организация

производства фильма

Радикальной реконструкции должна подвергнуться и организация подготовительного и съемочного пе
риодов. Этому вопросу Всесоюзное совещание уделило очень большое внимание.
Наши кинопредприятия, наряду с произведениями, завоевавшими ми
ровую славу советскому кино, до сих пор выпускают немало фильмов, художественно неполноценных, а порой и просто неудачных.
Этому «середняку» и браку не должно быть места в советской кине
матографии. Что является причиной появления подобных фильмов? В зна
чительной части - плохой сценарий,
переделываемый находу, а порой и тогда, когда фильм уже начал сни
маться. Способы устранения этой причины создания неполноценных произведений известны, и она, мы уверены, будет устранена. Порой постановки поручались режиссерам, недостаточно подготовленным для са
мостоятельной творческой работы.
И эта причина возникновения брака также легко устранима.
Но не только плохой сценарий или недостаточная квалификация режис
серов является причиной создания
«средних» или вовсе неудачных по своим художественным качествам фильмов.
Система организации производственного процесса на наших кинофабриках является наиболее ча
стой причиной снижения качества фильмов, создаваемых даже талантливыми режиссерами по талантли
вым сценариям. Она определяет мед
ленные темпы производства фильмов и высокую их стоимость. Поэтому вопрос радикальной реконструкции съемочного и подготовительного периодов был одним из основных вопросов в работе совещания.
Наши кинофабрики не сумели организовать рабочее место каждого из участников съемочного коллек
тива, не смогли выжать из своей,
пусть еще недостаточной техники все, что она может дать.
Едва ли более 30% рабочего времени основного создателя фильма - - режиссера - посвящено творческой работе. Режиссер занимается всем,
чем угодно: у него и организационные дела, он «штопает» сценарий, он изобретает всяческие трюки, кото
рые позволяют ему как-то использо
вать съемочное время, несмотря на неявку актеров, недостаток декора
ций, и т. п. Освободить режиссера от всего того, что не является его делом, четко разграничить обязанности участников съемочного коллектива, ввести новые технические спе
циальности в кинопроизводство - вот что справедливо требовали все участники совещания, вот чему по
святил значительную часть своего доклада тов. Шумяцкий.
Не дело режиссера заменять кинохудожника, сценариста, проду
сера и т. п. Для этого должны быть специальные люди, которые, работая над выполнением творческого задания режиссера, освобо
ждают последнего от всех работ не творческого характера. Только, если это достигнуто, если режиссер занят лишь творческой работой и ничем более, он может создавать произ
ведения, полностью выявляющие его творческие возможности.
Печатаемые в этом номере журнала материалы, в частности, хронометраж двух съемочных дней на Мос
фильме и высказывания режиссера Корша о проделанной им работе по укорочению съемочного периода,
являются лишними доказательствами правильности этих наших беглых замечаний.
Некоторые выводы
Перед советской кинематографией, создавшей произведения мирового значения, стоят колоссальные зада
чи. Решение этих задач, так глубоко и всесторонне поставленных перед советскими киноработниками секре
тарем ЦК ВКП(б)тов. Андреевым на Всесоюзном совещании, требует ве
личайшего напряжения сил. Но эти задачи разрешимы и будут разрешены, ибо за их выполнение под руководством партии борется вся советская кинематография. И в ответе тов. Андрееву режиссера Эрмлера не было ни капли успокоенности или зазнайства, когда он заверял тов. Андреева и просил заверить тов. Сталина в том, что советские кинематографисты создадут большое количество произведений, имеющих такое же художественное и воспитательное значение, как «Чапаев».
Мы не задавались целью в этих беглых заметках дать сколько-нибудь развернутую оценку работе со
вещания. Мы остановились только на двух вопросах, поставленных на совещании, - вопросе сценарной и режиссерской работы, оставив вне поля зрения такие важные проблемы, как актерская, проблема техники в кино, и многие другие.
Мы не смогли познакомить читателей с содержанием хотя бы основных выступлений работы Всесоюз
ного совещания, созванного в период борьбы за качество и за количество, за сотни новых замечательных про
изведений. Эти работы должны быть обязательно изданы. Они заслужен
но станут настольной книгой каждого советского киноработника.