pec читателя. Листовки эти устроены наподобие детских игрушек и некоторые части их при разворачивании листка приводятся в действие.
б) ОБЪЯВЛЕНИЯ:
1) отдельные объявления,
2)серии объявлений.
Речь идет здесь об объявлениях в газетах и журналах. Этот вид пропаганды в торговой практике занимает первое место и настолько во
шел в обиход, что в обычном языке слово «реклама» отожествляется со словом объявление. Это конечно неправильно, так как объявление является только одним из видов рекламы и как раз такой, который в прак
тике пропаганды безопасности мало применим. Однако заведующий техникой безопасности и вообще практик пропаганды безопасности может извлечь много полезного, изучая технику газетных и журнальных объявлений. Краткость и выразительность языка, уменье подчеркнуть и особо выделить самое важное или самое интересное, уменье располо
жить текст и рисунок так, чтобы они составляли одно целое, - вот ценные качества удачного газетного и журнального объявления. Эти особенности объявлений могут быть хорошо использованы и для составления объявле
ний по охране и безопасности труда, каких вывешивается много на каждом предприятии.
в) ПОЧТОВЫЕ СРЕДСТВА: 1) письма,
2)писчебумажные принадлежности.
Этот вид пропаганды у нас развит очень слабо, между тем он может давать большой эффект. В наших условиях этот эффект мог бы быть не меньше, а даже больше, чем за границей, где каждого жителя буквально забрасывают десятками различных почтовых рекламных средств.
У нас население, в частности население рабочее и крестьянское, получает очень мало писем. А между тем все любят получать письма, особенно именные. Отделы техники безопасности могли бы рассылать ра
бочим своего предприятия подобного рода информационные письма, письма-предложения, письма-приглашения. Опыт рассылки такого рода
письма, проделанный Институтом охраны труда на одном из московских предприятий, дал неплохие результаты. Еще лучше было бы, если бы какое-либо издательство (в наших условиях - Гострудиздат) заготовляло заранее такого рода типизированные для различных отраслей промышленности письма.
Что касается писчебумажных принадлежностей, то здесь имеют в виду специальные пропагандистские тексты на конвертах, почтовой бумаге, линейках и т. п. Отделу техники безопасности какого-нибудь одного предприятия поднять такое дело не под силу, такую работу можно организовать только в общегосударственном или по крайней мере в областном масштабе, или на худой конец - в пределах крупного промышлен
ного центра. Самое простое в данном случае это - штемпеля с лозунгами на корреспонденции, ставящиеся почтовыми отделениями. Несколько сложнее выпуск специальных марок по типу юбилейных или благотвори
тельных. Инженер Фильков на заводе «Нарострой» в Москве успешно практиковал штемпеля с лозунгами и инструкциями по охране труда, которые печатались на всех выходящих из отдела техники безопасности этого предприятия документах: нарядах, объявлениях и т. п.