В не меньшей мере фотографии были присущи ошибки неосмысленного натуралистического копирования действительности.
Зачастую натурализм и формализм в фотографии (так же, как и в других видах искусств) смыкались, переплетались друг с другом. Нередко самый изо
щренный формалистический портрет или пейзаж несет в себе элементы самого махрового натурализма, излишних бытовых и биологических деталей. Перегрузка этими деталями, подчинение им общего смысла снимка неизбежно либо подменяет смысл явления или полностью изгоняет его. Характерен с этой точки зрения снимок А. Родченко „Прыжок спортсмена . Единственное, что запоминает здесь зритель — это волосатые ноги и скрюченные пальцы неестественно согнутой фигуры пловца. И вот вместо того, чтобы вызывать симпатию у зрителя строй
ной, здоровой фигурой спортсмена, автор (очевидно, против своей воли) добился противоположной эмоции. Зритель с неизбежным отвращением отходит от этого неэстетического фото. Такого же отрицательного эффекта достигает Д. Дебабов фотографией „Сталевар . В снятом неоправданно крупным планом лице сталевара „запоминаются лишь волоски и поры кожи, бугры на лице сталевара.
Подобные примеры можно умножить. Чего стоит, например, ряд фотографий, довольно часто мелькающих на страницах наших газет и журналов, где за нарочитыми улыбками и ненужными деталями фона пропадает содержание и направленность самого снимка.
Нездоровые тенденции натурализма особенно опасны для фотографий еще и потому, что в известной мере натуралистическая потенция коренится в самой технической природе фотоаппарата. Недостаточная культура фотомастера, равно
душие к своему искусству, нежелание, а зачастую и неумение отобрать наиболее характерное и типическое — приводят либо к слепому копированию действительности, либо к неожиданному, но совершенно не оправданному материалом ракурсу.
Это неумение разнообразить и осмыслить действительность приучает некоторых мастеров к однообразию сюжетов и жанров. Между тем фотография, как и все виды искусств, имеет право на развитие самых разнообразных жанров. И лирический пейзаж, и героический этюд, и портрет, и натюрморт — все эти жанры имеют равное право на существование в фотографии, ибо разнообразие жанров только обогащает искусство. Однако, работая в любом из этих жанров, художник обязан в совершенстве владеть методом социалистического реализма, уметь правильно отображать типические явления жизни в их неповторимой индивидуальности.
* * *
Особое значение в наших условиях приобретает искусство фоторепортажа. В далекие аулы и кишлаки, на северный полюс и в пески Каракума, на много
численные новостройки, в колхозы и совхозы проникает глаз фотообъектива, запечатлевая на пленке замечательных людей нашей родины и их замечательные дела. „Портативность фотоискусства, возможность проникать в любые уголки нашего Союза делают его исключительно ценным и в то же время особо ответственным.
Один из крупнейших и многотиражных наших журналов „СССР на стройке строится целиком по принципу фотоальбома. Известно, какое большое внимание уделял этому журналу инициатор его создания Алексей Максимович Горький. В 1930 — 1932 гг., находясь в Италии, Горький неоднократно посылал свои замеча
ния и указания редакционной коллегии журнала, где детально оценивал и разбирал помещаемые в нем снимки. Он внимательно подходил к оценке каждого помещенного фото, считая, что главная задача журнала воздействовать на зрителя массовостью материала, разнообразным его освещением.
А. М. Горький глубоко понимал колоссальное пропагандистское значение этого журнала, разносящего далеко за пределы Советского Союза величие и славу дел нашей родины. Велика и почетна поэтому задача советского фотографа, работы которого должны реалистически отобразить все многообразие социалистической жизни шестой части мира, должны ознакомить зарубежный пролетариат с нашими успехами и достижениями.