Советская фотография теснейшим образом связана с печатью. Из фотоиллюстраций в газетах и журналах многомиллионные читатели знакомятся ежедневно со всей жизнью нашей страны, с ее лучшими людьми.
За последние годы на страницах „Правды ежедневно помещается несколько фоторабот лучших мастеров СССР. Перед многочисленными читателями „Правды прошла вереница портретов знатных людей нашей родины — героев Советского Союза, стахановцев, колхозников, пограничников, летчиков, артистов, учащихся... Все специальности, все профессии почетны в стране победившего социализма. И портреты, помещенные в „Правде , ярчайшим образом иллюстрируют это положение.
Большим мастерством должен обладать фотограф, снимающий неизмеримо выросших советских людей. Необычайно выросли вкусы и потребности трудящихся
масс. И любой гражданин Советской страны в праве требовать от фотомастеров достойного отображения его дел, правильного реалистического портрета.
В наши дни позорным анекдотом звучит факт, в свое время рассказанный на Всесоюзном съезде советов председателем Якуповского сельсовета. Этот сельсовет организовал колхозную фотографию. Построил помещение, купил аппарат и при
гласил из города на постоянную работу фотографа, но качество и методы работы этого „мастера вызвали такой протест всех колхозников, что пришлось созвать специальное совещание по вопросу о фотографии. Крайне интересна речь бригадирши Павловой, записанная в протоколе:
„Товарищи, мы построили новый народный дом, создали читальню, больницу, парикмахерскую. Теперь устроили колхозную фотографию. Все это — одна линия—
улучшить колхозную жизнь, сделать ее культурной и разнообразной. Все это хорошо, но вот с фотографом получилось скверно. Товарищ фотограф, мы рабо
таем, учимся, перестраиваем всю нашу жизнь, а ты, наш фотограф, снимаешь нас будто при царской власти. Обидно и стыдно — истуканы какие-то. Мы люди весе
лые и новые, а ты городишь одно и то же. Старорежимная твоя фотография! Есть в твоих фотографиях презрение к крестьянству. Эх, брат! Такими делами шутить нельзя! Мы мир переделываем, и сердце горит. Каждый в нашем селе хочет стать героем Советской страны, а ты фотографируешь нас, словно при капи
тализме. Товарищ фотограф, нынче ведь наша власть. Мы далеко ушли, а ты все еще на опушке плетешься!
Эта замечательная речь бригадирши Павловой, к сожалению, еще и сегодня является угрожающим укором по адресу многих фотоработников. Есть еще у нас фотографы, которые до сих пор повторяют слова героя припева популярной в свое время песенки: „Спокойно, снимаю, веселое сделайте лицо!
Но все же в области портрета советскими мастерами фотоискусства сделан большой шаг вперед. На снимках первой полосы „Правды , на многих выставоч
ных работах мы уже не увидим людей с застывшей стандартной улыбкой, с изломанными тенями декадентско-экспрессионистической фотографии. В этих портретах нет ни грана „красивости и „украшательства . В них видно стремление охарактеризовать каждый портрет выявлением черт, присущих именно данной индивидуальности.
То, чего достигли лучшие мастера — еще не стало, к сожалению, общим явлением. Недостаточность общей и специальной культуры многих работников фотографии общеизвестна. Элементы необоснованного зазнайства, недостаточная самокритика, иногда равнодушие к дальнейшему росту — эти серьезнейшие недостатки свойствены еще многим работникам фотоискусства. Несомненно, что дальнейший рост художественной фотографии неизбежно тормозится этими недопустимыми явлениями.
Всемерно повышать свой идейный и профессиональный уровень, не отставать от ежедневного роста вкусов и требований советского читателя и зрителя — вот обязательное требование к полноценному советскому художнику, в полной мере относящееся и к мастерам фотографии. Только напряженной самокритической работой, неустанным повышением своей политической и профессиональной квали
фикации работники советской фотографии окажутся на уровне требования эпохи, смогут двигать вперед и обогащать советское фотографическое искусство.