ПРАВ ДА

Декада азербайджанской
	литературы
	Вчера азербайджанские писатели и поэты
провели в Москве два выступления, Днем в
клубе имени Русакова гости встретилиеь со
студентами и.преподавателями Московского
государственного университета: Председа-
тельствующий, поэт Степан Шипачев первое
слово предоставил писателю Расулу Psa,
который охарактеризовал основные этапы
развития азербайджанской советской лите-
ратуры. Тепло были ветречены произведе-
ния Самела Вургуна, Азер-оглы, Ахмеда
Джамиля, Сулеймана Рустама и других азер-
байджанских поэтов, прочитанные авторами
и мастерами художественного слова.

С большим успехом прошла вторая часть
встречи, когда на сцене выступали артисты
Советского Азербайджана. Высокое наетер-
ство продемонстрировали участники Азер-
байджанекого государственного ансамбля
песни и пляски и солисты.

Хорошо прозвучала песня Д. Джангирова
«Москва», написанная на слова 3. Халила.
Хореографическая группа показала краси-
вый танец «Сбор винограда» (солистка
Т. Гамидова). Заслуженному артисту рес-
публики А. Абдуллаеву и артистке М. Джафа-
ровой дважды пришлось повторить народный
танец «Наз Эляма». Большой успех выпал
на долю вокалистов — заслуженных арти-
стов республики И. Агаларова и А. Бунияд-
заде. артисток Ф. Ахмедовой и 3. Рагимовой.
	Вечером участники декады азербайджан-
ской литературы выетунили в Московском
Доме кино. Работники советской кинемато-
графии горячо приветствовали писателей и
артистов Азербайджана и пожелали им но-
вых творческих успехов.
		EFTORH
		КАНЛИЛАТЫ СТАЛИНСКОГО BJIOKA
КОММУНИСТОВ И БЕСПАРТИИНЫХ
	СОБРАНИЯ МОЛОДЫХ
	ИЗБИРАТЕЛЕИ
	ВЛАДИМИР, 3. (Норр. «Правды»). В го-
родах и селах области проходят многолюд-
ные собрания и вечера молодых избирате-
лей, посвященные предетоящим выборам в
	местные Советы.
В клубе Карабановского текстильного
	комбината состоялся вечер молодежи, по-
священный Сталинской Конституции, на
который собралось свыше 600 юношей и
девушек.

С большим интересом прошел в агитпунк-

те при Александровском радиозаводе вечер
на тему «Что дала советекая власть моло-
дежи». После доклада лектора горкома ком-
сомола тов. Баранниковой перед молодыми
избирателями выступил старый кадровый
рабочий тов. Смирнов, который рассказал
с бесправии и угнетении рабочих и моло-
дежи при царизме.
— 300 молодых избирателей, работников
Александровского текстильного комбината,
встретились со своим кандидатом в депута-
ты тов. А. С. Ершовой. Молодежь Алексан-
дровской кожевенной фабрики встретилась
с кандидатом в депутаты областного Совета
тов. П. И. Гавриловым.

Вечера и собрания молодых избирателей,
посвященные встречам кандидатов в депу-
таты с избирателями, состоялись в Суздали,
Коврове, Вязниках и других городах и селах.

Молодежь области готовится достойно
	встретить день выборов в местные Советы.
—}——-
	На землях Шуманая
	НУКУС, 3. (Корр. «Правды»). Десять
лет назад в Шуманайскую степь пришла
вода: был построен канал, которому кара-
калпакский народ дал имя Ленина. Благо-
даря самоотверженному труду советеких
людей на землях Шуманая расцвела жизнь.

Шуманай —— высокоурожайный район
Кара-Калпакии. В 19 колхозах, производя-
щих хлопок и пшеницу, выращиваются са-
мые высокие урожаи, имеются крупные
животноводческие фермы, буйно растут мо-
лодые сады.

Шуманайские колхозники выдвинули
кандидатами в депутаты впервые избирае-
мого районного Совета лучших людей: пред-
седателя сельскохозяйственной артели имени
Ленина Мирзамурата Абдуллаева, бригадира
Жонае Байменову из сельскохозяйственной
артели имени Сталина и звеньевую Тазагуль
Бузалбаеву из сельскохозяйственной артели

имени Молотова.
	Встреча избирателей
	с кандидатом
	БАРНАУЛ, 3. (Корр. «Правды»). Свыше
250 колхозников  сельхозартели имени
Сталина, Благовещенского районз, собралиеь
па встречу с кандидатом в депутаты Алтай-
ского краевого Совета Христиной Филип-
повной Шимолиной.

Доверенные лица рассказали колхозникам
© жизненном пути кандидата в депутаты.
За выращивание высокого урожая пшеницы
правительство присвоило тов. Шимолиной
звание Героя Социалистического Труда.

Колхознина Шимолина не только мастер
высоких урожаев, но и хороший животно-
вод. Сейчас она заведует овцеводческой фер-
мой колхоза.

На собрании выступило много колхозни-
ков. Они характеризовали своего кандидата,
как достойного представителя нерушимого
блока коммунистов и беспартийных.

Кандидат в депутаты тов. Шимолина по-
благодарила избирателей за оказанное ей
высокое доверие и призвала односельчан
усилить подготовку к весеннему севу.

Мастер скоростных плавок
	Когда плавку ведет почетный металлург
И. С. Семенов, на площадке его печи всегда
присутствует кто-либо из работников цеха,
заводоуправления или ученых-металлургов.
Они пытливо и е удовлетворением наблюда-
ют за тем, как мастерски Иван Семенович
управляет ходом плавки, как слаженно и
епоро работают его подручные, привыкшие
понимать распоряжения с полуслова.
	Интерес к его работе давний и обосно-
ванный. Четверть векз простоял И. С. Се-
менов у мартена Кировекого завода. Никто
не помнит, чтобы когда-либо имя знатного
сталевара было запятнано недоброкачест-
венной плавкой. Зато помнят другие факты.
В 1926 году «Красный путилевеп» полу-
чил важный заказ: надо было еварить
сталь, из которой предстояло изготовить
машины для первенца советской электри-
фикации — Волховской ‘гидроэлектростан-
ции. Эту сталь варил Семенов. В годы
первой пятилетки осваивалось производство
машин, каких не знала старая Россия. И
снова сталевар Семенов оказалея одним из
первых в ряду тех, кто приумножил славу
отечественной металлургии производством
высокосортной стали различных марок. В го-
ды Великой Отечественной войны Й. С: Семе-
нов, как признанный мастер сталеварения,
работал на’ одном из уральских заводов,
поставлявших броневую сталь.
	Вот почему и теперь не только молодые,
но и бывалые сталевары почитают 38 честь
поучиться у Семенова, посоветоваться с
ним. А поучитьея у него есть чему. Он ©-
кратил продолжительноеть плавки с 12 до
9, затем до 8,5 и, наконец, до 8 часов.
Существовала когда-то норма, по которой
печь должна выдерживать 140 плавок до
очередного ремонта свода печи. Семенов
делал до 260 плавок без ремонта. Теперь
существует новая норма — 240 плавок, а
он дает 300 и уже сделал обоснованные
расчеты, доказывающие, что и на старых
печах можно добиться 400 плавок, то есть
полгода работать без ремонта свода.
	Обучение молодежи своему мастерству —
особая заслуга сталевара Семенова. Он де-
лает это с любовью и гордостью. В цехе
работают десятки людей, в той или иной
	Ученый - 6
	a Dd=
	ВИЕВ, 3. (Корр. «Правды»). Имя дей-
ствительного члена Академии наук УЕраин-
ской ССР Евтения Оскаровича Патона из-
вестно далеко за пределами нашей Родины.
Десять лет назад Институт электросварки
Академии наук Украинской ССР под руко-
водством Е. 0. Патона разработал и подгото-
вил для внедрения в производство новый
пособ автоматической скоростной электро-
сварки под слоем флюса, способ, которому
суждено было сыграть большую роль в CO-
циалиетической индустрии.

Всея деятельность института Е. 0. Патона
тесно связана е нашей промышленностью.
Наука и практика здесь родные сестры,
творчески объединяющие свои усилия в
борьбе за новые, более совершенные методы
производства. В этом творческом содруже-
стве науки и практики выдающийся уче-
ный-большевик, страстный новатор Е. 0.
Патон и его талантливые ученики черпают
силы для достижения своих благородных
целей.

Разработанный институтом способ элек-
тросварки произвел подлинную революцию в
этой отраели производства. Он позволил пе-
рейти от ручной сварки к индустриальным
методам работы. Автоматизация и механи-
зация электросварки неизмеримо повысили
ее качества.

Трудно найти теперь отрасль промышлен-
ности, rie бы не применялся новый спо-
	с0б электросварки. Домны и трубопрово-
ты, металлические конструкции высотных
	В. ВЕЛИЧКО
	грандиозная плотина, будет построена гид-
роэлектростанция, и отсюда начнется Глав-
ный Туркменский канал.
	Далек путь величайшего в мире канала.
	От Тахиа-Таша Главный Туркменский ка-
нал берет свое генеральное направление
на юго-запад-запад. С первых шагов он
пересечет Ташаузский оазис—замечатель-
ную хлопковую фабрику Туркменистана с
ее садами и плантациями, электрическими
огнями, шоссейными дорогами и автобус-
ными линиями между городами и селами.
	Вак голубая стрела, канал вырвется из
садов Ташауза и, оставив величественные
храмы древнего Ургенча, устремится в
знойные и необъятные Вара-Вумы.
	И там произойдет историческое сражение
советского человека с мрачной пустыней.
		мере прошедшие школу Семенова. Пять лет
назад пришли в цех два молодых паренька
Алеша Желтобрюхов и Павел Теняев. Иван
(Семенович взял их к себе учениками. А ныне
они оба сталевары, ведут самостоятельные
плавки.

— Того и гляди обгонят учителя, — не
без гордости говорит о них И. С. Семенов.

„Он искренне. ралуетея- успехам молодых
сталеваров, не переставая следит 3a HX pa-
ботой. хотя официально онй уже-давно вы-
шли из-под его опеки. Да и сами молодые
сталевары рады каждому случаю понаблю-
дать за работой своего учителя. 6

Вот он ведет плавку. Сигнал — сталь
пошла! Бывшие ученики © интересом на-
блюдают за этой операцией, венчающей
мастерство сталевара. Они знают; Семенов
выпустит готовый металл и сейчае же нач-
нет заправку печи. Он их учил это делать
быстро, пока не остыла печь. Но... ковш
еще не успел принять металл, еще по жело-
бу идет сталь, а ‘по сигналу Семенова его
подручный уже начал заправку печи магне-
зитом. Это -—— опять  нечто новое. Семенов
видит удивленные лица ‘своих бывших ни-
томцев и весело бросает им на ходу:.

— На месте не стоим, ребятки, все впе-
ред идем, время такое...

Сталевар Семенов’ непрестанно совершен-
ствует свои приемы. Он сокращает продол-
жительность плавки на веех операциях. Он
работает на самых высоких температурных
режимах и в то же время слывет самым
осторожным и бережливым сталеваром. ~

Когда коллективу кировцев предстояло
выдвинуть своего кандидата в депутаты
Ленинградского областного Совета, они еди-
нодушно назвали имя Ивана Семеновича
Семенова, сталевара-новатора; коммуниста,
заботливого воспитателя молодежи.

Кировцы знают И. С. Семенова не только
ках новатора производства, но и Как актив-
ного общественного деятеля. Он член Киров-
ского райкома партии. В’ третий раз ему
оказывают доверие избиратели, выдвигая
его кандидатом в депутаты местных Оове-
	тов.
М. КУРТЫНИН.

(Корр. «Правды»).
г. Ленинград. .
	ольшевик
	зданий, железнодорожные цистерны, ваго-
ны и суда, сельскохозяйственные машины
и паровые котлы одинаково убнентно, быет-
ро и прочно свариваются по способу Е. 0.
Патона.

Действительный член Академии наук
Украинской ССР Е. 0. Патон вмеете со сво-
ими учениками создал ‘ряд. оригинальных
сварочных автоматов и станков для произ-
водства специальной электродной преволо-
ки, разработал и внедрил в промышленность
несколько способов: электродных покрытий.

В марте этого года Е. 0. Патону исполни-
лось 80 лет. Изних он свыше 55 лет тру-
дится как строитель, педагог, изобретатель,
ученый, новатор. Многообразен. труд уче-
ного, сложен путь к завоеванию новых от-
грытий, но ясна цель — великая и прекрас-
ная цель построения коммуниетического
общества.

Партия и правительство высоко оценили
заслуги выдающегося ученого перед Родиной.
Е. 0. Патону присвоено звание Героя Со-
циалистического Труда. За разработку и
внедрение скоростных методов электросвар-
ки он получил Сталинскую премию. Совет-
ский народ второй раз избрал коммуниета-
ученого депутатом Верховного Совета СССР.

Трудящиеся избирательного округа
№ 136 города Киева единодушно’ выдви-
нули вице-президента Академии наук Укра-
инской ССР Евгения Оскаровича Патона
канлидатом в депутаты Виевекого городского
Совета депутатов трулянгихея.
	умов
	стен мавзолея Тюрабек-Ханум, миновал ги-
тантские ворота Караван-Сарая и затонул в
пустыне. Лишь каменная стрела ургенчеко-
го минарета, устремленная в небо, долго
еще виднелась ему, словно бы предостере-
гала и звала назад.

Караван шагал дальше,

Впереди его шел человек © лицом муже-
ственным и спокойным, тронутым оспой
еще в детстве и с детства черным от зноя.
Это был Баяр Овезов — предеедатель кол-
хоза «8-е марта», некогда потомственный
батрак в Ташаузеком оазисе. А за ним дви-
гался и весь колхоз — соров семейств.
Смелые советские люди оставили свои на-
сиженные места в ‘цветущем Ташаузском
оззисе и шли’ осваивать новые земли, шли
на бой с пустыней. Колхоз переселялся на
новое жительство —в Ззунгузские Кара-
Вумы, как называется северо-восточная
часть пустыни.

И вот колхозники достигли своей цели —
Покинутых колодцев.

Караван остановился, и люди начали ста-
вить кибитки. А кругом было так дико и
жутко, что дети перестали плакать и при-
жались к матерям.

— Ничего; милые. наши: крошки, — уте-
шал маленьких гостей пустыни Ата Баба-
ев, старый и веселый колхозник.—За нами
идет вода!

Вскоре появилась на Покинутых колол-
цах семья Гарлиевых — мать Огульджик
и ¢@ маленькие сыновья-сиротки Мелё
п Джума. Они пришли пешком. Усталая
Огульджик сказала Баяру Овезову:

— Я пришла в поисках счастья для мо-
их детей...

В те годы на Аму-Дарье уже шло большое
строительство. Берега реки были вепороты
и разворочены во многих местах. От Аму-
Дарьи, е обонх берегов, прокладывались кд-
налы — Советский, канал Кеникес, канал
Кыз-Кеткен и канал имени Ленина. Госу-
дарство вело воду колхозам. Канал Совет-
ский направлялся к Покинутым колодцам.

Й вот минуло пятнадцать лет.
	— Теперь че слушайте, а смотрите, что
мы‘ сделали,-— сдержанно улыбнулея Баяр
Овезов.

На пустынных некогда землях широко
раскинулись «белые нивы». хлопка. Буйно
	Цветут и плодоносят Фрутовые сады, ви-
	била Григория Волесника
	‚завизаала, вскочила на ноги и опрометью
бросилась в настежь открытые двери. [о-
гонять ее Колесник не стал...

Через несколько минут В стойло тороп-
ливо вошел невысокий плотный Yonex
в. кожаной! куртке. Это был директор
ипподрома Синяев. Оглядевшись, он заметил
Колесника, который сидел в темном углу
на. ящике с песком и неподвижно смотрел
в одну точку. Синяев подошел к наезднику
и осторожно тронул его за плечо:

—_ Ты что, уж не захворал ли?

Колесник. шевельнудся, но в ответ пе
	произнес ни слове.
— Ла чего тут и спрашивать, — учасл-
	тиро замахал руками Синяев. — Сам вижу:
	болен, полежать надо:
— Злоров я, — неохотно  процеди
	сквозь зубы наездник и отвернулея.
— Злоров? — удивился Синяев. — [у
	Е >

Тогла уж не взыщи: за свинкой Николая
	Ивановича плохо смотришь.

Колесник мрачно взглянул на директора,
потом приподнялся и вдруг громко закричал:

— К чорту свинью, пальцем кв ней
больше не притронусь, знать ее ве хочу!

Синяев понял вве и испугался. On su.
во представил себе гнев Вельможного, ко-
гда тот узнает о дерзостном поступке на-
ездника.

— Ну, и пусть гневаетея. — подума-
лось вдруг Синяеву, да так легко и смело
подумалось, что он сам этому изумилея. —
Ведь прав же Колесник, ей богу, прав! Вот
возьму, да и разгоню этот евинюшник, —
И он с удовольствием представил себе, как
вытянется лицо У Вельможнохго, когда он
ему сейчас же, по телефону, предложи
немедленно убрать свою свинью. «Вуда? —
«А это нас мало интересует, — куда угод-
но, а на ипподроме ей не место».

Приятно бывает иногда дать волю во
ображению. Разгорячившись, Синяев уже
видел, как он смело и рештительно реже
з глаза начальству всю правду:
	— Нехорошо ведете себя, товарищ Вель-
можный! Да, да! Уж я знал, что говорю.
В Броварской госконюнгне корову и погреб
себе завели, в Кировоградской конюшне ваш
шофер каким-то специалистом числится.
Интересно, кто же там лошадей выхаживат,
будет? Шофер ваш из Виева за 500 кило

метров, что ли?
Вельможному, конечно, от таких слов
	становится неловко. Он пытается что-\
возразить, но Синявв и слушать ничем
	He хочет:
	Наездник Киевского ипподрома Григории
Колесник, человек молодой, но В жокейском
деле достаточно опытный и хорошо извест-
ный публике, с самого утра был не в духе.
Третий день моросил надоедливый осеннии
дождь, и. подопечное животное Колесника,
чуя непогоду, капризничало, ничего не едо
и не давалось в руки.

Наездника, одолевали тяжелые, досадны
мысли. Давно бы полагалось ему сходить
в контору, выписать на завтра Фураж, HO
он не спешил. Там сейчае, дожидаясь оче-
реди, толкутся жокеи и конюхи, и его
непременно встретят шуточками да подко-
вырками:

— Глядите, Колесник явился!

— Привет укротителю!

Особенно насмешливо в устах соелужив-
цев звучало слово «укротитель», потому что

свинья «Линка», которую выхаживал на-
ездник, и впрямь была очень мало похожа
на дикого зверя.

А ведь он сам, Колесник, никогда не мог
предположить, что дело обернется так плохо
и обидно. Вызвал его в министерство тов.
Вельможный, заместитель начальника глав-
ка, заботливо усадил в кресло, предложил
закурить папиросу «Казбек», минут пять
расспрашивал о том, о сем и потом ласково
сказал:

— А у меня, брат, к тебе личная просьба
имеется.

Наездник немало удивился этим словам.
Тогда-то Вельможный и сказал, что Надо
бы помочь ему выкормить евинку к новому
году. Поросенка он уже приобрел и сам бы
этим делом охотно занялся, да жаль,
недосуг.

— Сам, брат, видишь, сколько забот.
Во! — И Вельможный широким жестом ука-
зал на висевшую за его спиной большую
карту Украины, где цветными значками
были обозначены подчиненные главку коне-
заволы, конюшни и ипподромы.
	Солидная обстановка кабинета, да и сам
начальник, крупный, осанистый,— все вы-
глядело так внушительно и серьезно, что
Колесник, даже не успев подумать хоро-
шенькою, лал свое согласие.
	Из-за, этого-то и нет ему теперь нигде
проходу, а на днях он даже услыхал пущен-
ное вдогонку обидное слово «подхалим».
Тьфу, будь она трижды проклята, ока-
янная свинья! Возни с ней — самое малое
три часа в день, да еще вечером — прибе-
ри, присмотри. Тут бы самое время молодого
дончака «Роланда» объезжать, чтобы потом,
Ha скачках, неожиданно для веех первым
притти к столбу. «Менуэт» — позади,
«Свирепый» — весь в пене... Ах, как хо-
рошо! И сам он, Григорий Волееник, усме-
хаясь, ведет «Роланда» на поводу мимо
рукоплещущих трибун.

Но тут же наездник нахмурился, отгоняя
мечты. Он вспомнил о малоприятных допол-
нительных хлопотах, которые возложил на
него Вельможный.
	Только теперь он до конца понял, как
несправедливо и унизительно обошелея с
НИМ заместитель начальника главка, и от
этого на дупге у него стало еще тоскливей.
	Погруженный в свои невеселые думы,
Колесник, сам того не замечая, приблизил-
ся 5 стойлу, в котором обитала причина
всех его; бед, и машинально заглянул
внутрь. «Линка» мирно посапывала во
сне. Недуг ее, очевидно. проходил, так
как отруби, на которые она утром и гля-
деть не хотела, теперь были наполовину
съедены. Колесник заметил, что щетина у
свиньи на три пальца заросла густой
грязью.

— Нехорошо, — со вздохом подумал на-
ездник и потянулся за щеткой. — Все-та-
ки животное. Оно ведь не виковато.

Как это случилось, он и сам не помнит,
но только в руках у него вместо щетки
оказалась по ошибке жесткая конская
	скребница. Едва она прикоснулась к жир-
ному телу свиньи, «Линка» оглушительно

— Мы будем итти вперед все время, бу-
дем теснить пустыню...

К дому подошла «Победа», и два, молодых
человека вышли из машины.

— А вот наши Мелё и Джума! — заеве-
тИзтея весь Баяр Овезов, встречая молодых
людей.— Как здорова мать Огульджик?

Братья Гарлиевы, те самые сиротки...

Молодые люди ответили, что Огульджик
чувствует себя хорошо, что дома у них все
в порядке. Они скромно заняли свои места
на ковре гостиной, и все присутствующие
оживились. Люди заговорили 0 богатом
урожае, о том, что земли становятся все
лучше.

— А мне кажется, — отозвался Мелё,—
земли все такие же, как я их помню.

Бригадир Байрам Халлыев, Герой Сопиа-
листического Труда, хитро сощурил глаза.

— Руки, вот эти руки стали други-
ми! — заметил он, коснувшись рук Мелб и
Джумы.

Мелё и Джума — гордость колхоза
«8-е марта». Они — новаторы, мастера
редкостных урожаев хлопка: Мелё выра-
щивает сто центнеров с гектара, Джу-
ма — девяносто. Их замечательный опыт
перенесен во все бригалы колхоза. Это ena-
	менитые люли Гуркменистана. Их знают и
	в других республиках Средней Азии. 06а
они Герои. Социалистического Труда, оба
звеньевые, оба коммунисты и оба действи-
тельные члены Общества по распростране-
нию политических и научных о знаний.
Прекраено сложилась жизнь этих людей!
Широта мира — для них. Их приглашают в
разные концы Туркменистана и в другие
республики Средней Азии — поделиться
опытом. Они читают лекции колхозникам и
ученым.
	Мелё — живой, непосредственный —
заговорил о том, какие урожаи дадут но-
вые хлопковые поля в Кара-Кумах:

— Там вее будет новое. Там земли спят
тысячу лет, и мы их расшевелим!

Джума не похож на брата — напряжен,
как туго натянутая струна, молчалив. Но
вот он улыбнулея, жарко сверкнул глаза-
ми, и стало видно, какая силища бурлит в
этом человеке!

Смеясь, Баяр Овезов погрозил пальцем:

— 0, Джума, горячий йомудекий конь!
Пользуйся своей силой и смотри, чтобы
она не выплеенулась: дорога в Кара-Кумы
будет опять новая! Ты ждешь. что скажет
брат? Мелё — прочный сосуд, из него
не выплеснется попусту ню одна капля.
	Все засмеялись.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
УЗБЕКСКИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ
	ТАШВЕНТ, 3. (Корр. «Правды»). Воллек-
тив машиностроителей завода «Ташхлопко-
маш», став на стахановскую вахту в честь
выборов в местные Советы, обязался ко дню
выборов в республике ввести в действие
несколько. собранных хлопкоочистительных
предприятий.

Первый образец такого универсального
хлопкоочистительного завода со всеми агре-
гатами машиностроители собрали и выпу-
стили к 33-й годовщине Октября. Специали-
зируясь на производстве новейшего обору-
дования для хлопкоочистительной промыш-
ленности, завод «Ташхлопкомаш» в ближай-
шие годы станет основной машиностроитель-
ной базой для хлопкосеющих районов Совет-
ского Союза. Завод будет выпускать хлонко-
вчистительного оборудования в пять раз
больше. чем выпускается сейчас.
		 . — Постыдилиеь бы! Что ни бега и в
	скачки,-—Вельможный тут как ТУТ глав
ным судьей. Да почему, по какому таком
празу? А ни по какому, только ради денег,
	Синяев мысленно репетирует, Как 0
скажет еще несколько суровых слов о под
халимах и угодниках, которыми окружил
себя Вельможный, но тут его перебивают.
По двору, перепрыгивая через лужи, бежит
худенькая девушка из конторы. Лицо у нее
раскраснелось, волосы выбились из-по
платка.
	— Товарищ. директор!—кричит она еще
излалека.—К телефону кличут... Срочно
	— Вто там еще’— недовольно спраши-
вает директор.—Что за спешка?

— Вельможный требует. — Сердится,
сказал, чтобы быстрее бежали.
	Секундой позже, чуветвуя, как колет ем}
спину тяжелый, презрительный взгляд на-
ездника, Синяев’труспт по двору к т6ле-
фону. Двор широкий, есть еще время 1о-
думать. Й директор ипподрома с горечью
признаётся самому себе, что нехватит у нею
духу сказать начальству правду в глаза.
Он сердится на свое малодушие и думает,
как было бы хорошо, если б Никифор Ти-
мофеевич Кальченко, министр сельского х0-
зяйства УССР, самолично, без его—Синя-
ева—вмешательства, узнал 0 проделках
Вельможного и обрушил на него карающую
десницу... .
	Е. КИСЕЛЕВ,
A. TAJIHHCKHA,
	ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
НА ГОРНЫХ РЕКАХ
	ДЗАУДЖИКВАУ, 3. (Hopp. «Правды»).
Колхозники Северной Осетии, используя бо-
тгатые водные ресурсы горных рек, элек-
трифицируют свои аулы и села. На днях
пущена Ново-Ардонская гидроэлектростан-
ция в Коста-Хетагуровском районе, соору-
женная на реке Сунже. Электроэнергию
получили крунные колхозы имени Ленина
и имени Маленкова. Начали работать На-
гирекая гидроэлектростанция, построенная
на реке Терек колхозом имени Калинина,
Орджоникидзевекого района, и Тарская
гидроэлектростанция на реке Бомбелеевке
в Пригородном районе. Четыре больших
гидроэлектростанции находятся в стадни
строительства. Их пуск колхозники при-
урочивают во дню выборов в местные Co-
веты.

Сейчас в аулах Северо-Осетинской АССР
действуют десятки электростанций общей
мощностью в несколько тысяч киловатт. Во
многих колхозах электрифицированы жи-
	вотноводческие фермы и другие отрасли
колхозного производства.

ноградники, благородный тутовник. зелене-
ют рощи. Длинные линии тополей уходят
вдаль и исчезают там. Шесть кучных селе-
ний со школамн, клубами, детскими садами
стоят среди этого обретенного и завоеван-
ного мира. Вее это — колхоз «8-е марта».

Его земли соединились с Ташаузским
оазисом и врезались в пустыню зеленой,
многоцветной полосой в семьдесят два кило-
метра длины и пятнадцать километров ши-
рины.

Люди достигли изобилия. У них — пол-
ная чаша. Средняя колхозная семья пелу-
чила в прошлом году на трудодни
54.300 рублей деньгами и 288 пудов хлеба,

Годовой доход колхоза — десять мил-
лионов рублей.

Неопровержимы документы победы кол-
хоза над пустыней. В его истории запя-
вано*
	  1935 г. 1949: г.

Баяр Овезов, испытанный вожак колж-
за, закончил беседу так:

— Главный Туркменский канал буден
строить мы, колхозниклт, весь советский на-
род. Мы, коммунисты, етанем впереди. На
ведет партия Ленина — Сталина. И мы
не ошибемся в том, какую жизнь построить
в Вара-Кумах!

ТИ.

Путь Главного Туркменского канала м
Ташаузского оазиса идет по Заунгузеких
КБара-Кумам и составляет на этой част
пустыни“ триста сорок километров. Необ-
зрима эта земля, еле прикрытая редкой
растительностью. .

Места эти вовутся землями «crap
Дарьи», Некогда здесь. был главный х0-
зяйственный центр Хорезма, земли слави-
лись плодородием и ценились невероятно
дорого. Это было сокровище древнего Х9-
резма.

Хлопководческие колхозы Ташаузеког
оззиса содержат в Заунгузеких Кара-Ку:
мах свои богатейшие животноводческие
фермы — каракульских овец, лошадей
верблюдов. Многочисленные фермы и г
мадные стада тонут в необъятном про
странетве, но они и владеют им!

Мы направились к колодцам Чарышаи,
что неподалеку от Сарыкамышекой впали-
ны. Караванная дорога — единственный
спутник. И вот она неприметно. раешири-
лась, стала как бы тверже, и будто рвану-
лась вперед. Пилот Георгий Лисавец кричит;
«Колодцы! Колодны!» А где они? Два гау-
боких отверстия в земле еле приметны. В
как важны они для жизни!

Зной валит с ног.

А источники дышат прохладой. Множе-
ство следов лежит у колодцев Чарыш-
ли —— широкие пути  отар, несколько
больших караванных дорог, десятки трот,
всё это скрестилось здесь п устремляется
дальше — в колхозы и на фермы, живущие
в пустыне. Тут же, у колодцев, лежат глу-
бокие следы машин — автомобильный Ка-
раван вышел из Ташаузского оазиса, пере
сек Заунгузские Кара-Кумы п 11е-®
сверлит пустыню, направляясь на запал,

Колодцы Чарышли-—четырехеотый кило-
метр Главного Туркменского канала,

Узел этот — древний. Влага поддержи
вается здесь много веков. Поколения масте-
ров — народных ирригаторов пустыни пе
редавали эту влагу из рук в руки, Старей-
ший строитель Чарышлинеких колодцев
Язмед Каррыев, знаменитый в прошло
	lioroneHnme
		12 сентября 1950 г. мир был возвещен
0б историческом решении Советского пра-
вительства — о сооружении Главного Турк-
менского канала из Аму-Дарьи через пузты-
ню Вара-Кумы в Каспийское море.
	Главный Туркменский канал — одна из,
	великих с<троек коммунизма, призванных
преобразовать природу огромного края.
	Вара-Бумская пустыня составляет де-
вять десятых территорин Туркменистана и
в полтора раза больше Великобритании.
Преобразование Кара-Вумов равно по мас-
титабам сотворению целой страны. И это
так. По существу в Вара-Кумах будет со-
здана новая страна, будет сотворена новая,
цветущая природа. Это будет страна счастья
11 радости. Она раскинется на громадном про-
странетве от Аму-Дарьи до Каспийского моря.

..Свое путешествие по трассе Главного
Туркменского канала мы начали е урочища
Тахиа-Таш. Туда мы поехали на такси из
г. Ташауза.

zs = =
	Тахиа-Таш — по-русски означает «Ва-
менная тюбетейка». Это круглая каменная
сопка-островок у левого берега Аму-Дарьи.
	Волнующе прекрасно это место. Река здесь
словно бы притихла. Ясный и холодный
осенний рассвет гонит прочь тьму с ее мут-
ных вод, и они льются под огнем зари мед-
ленно и тяжело. словно остывающий металл.
	Велик источник.

Как стрелы, устремились от Аму-Дарьи
каналы в обе стороны: в сторону пустыни
Кзыл-Кумы — направо, и в сторону пу-
стыни Кара-Кумы — налево. Место знаме-
нательное! Слышитея беспрерывный шум
манн, выбирзющих и высасывающих ил
и песок: где-то лязгает железо и гудят мо-
торы. Идут осенние работы на действую-
щих каналах — маленький рабочий посе-
лок экскаваторщиков у головного сооруже-
ния канала имени Ленина, рядом с Камен-
ной тюбетейкой, занят своими будничными
обязанностями. И поселок крошечный, и
людей мало, а фронт работ развернут кру-
том громадный. Машины и механизмы за-
менили здесь ручной труд нескольких ты-
сяч рабочих. Советский человек властвует!

В этом месте ляжет через Аму-Дарью
	Посевные площади
хлопка (в гектарах)

Урожайность хлопка
с одного гектара (в
центнерах) . . .

11,1

1.131

46,7
	Почти все полевые работы в колхозе
механизированы: машинами пашут землю,
сеют, культивируют поля; в этом году на-
чали работать хлопкоуборочные машины.

Богат колхоз.

По дорогам тянутся его караваны,
мчится автоколонна, встречаются легковые
«Победы». В Кара-Кумах кочуют его мно-
готысячные стада дорогих каракульсеих
овец и табуны еще более дорогих йомудеких
лошадей; у колхоза несколько сот транс-
портных верблюдов.

Общественные богатства колхоза колос-
сальны — он может устоять перед любыми
испытаниями...

Победа досталась нелегко.

Героический труд советских людей при-
нес ее. Им помогал советский строй. Ни на
одну минуту они не оставались одинокими
в суровой пустыне. Й здесь, в далеких
Кара-Вумах, они опирались на братскую
руку великого русского народа; дружба всех
народов Советского `Союза вдохновляла их
созидательный порыв.

В первую же весну вместе с многоводным
	каналом государство дало ROAXOGY мощную
технику МТС. И с тех пор жизнь его ша-
тает семимильными шагами.

Спокойно светятся упрямые глаза ком-
муниста Баяра Овезова. Он говорит:
	Поддадутся ли Вара-Кумы советскому че-
ловеку, покоритея ли ему их суровая прн-
рода?

— Слушайте, и я расскажу вам обо всем
и отвечу на все ваши вопросы, — сказал
Герой Социалистического Труда Баяр Ове-
зов гостям, приехавшим издалека в Ташауз-
ский оазие.
	Стояла сухая вима 1954 года.
	Холодный ветер летал и метался по хо-
лолной и обнаженной земле.
	Небольнюй караван верблюдов и впря-
женных в арбы быков и лошадей, тяжело
нагруженный земледельческими орудиями,
скатанными кибитками и всяким домашним
скарбом, многолюдный и необычный, вышел
из Ташаузского оазиса и взял направление
в Кара-Вумы: Была длинна караванная до-
рога в пустыню, открывшуюся перед людь-
ми, и было безлюлно кругом.
	Скрипели арбы, плакали детишки.
	Вараван достиг руин древнего Ургенча,
города, погибтнего от. жажды много столетий
назал. В храмах и мавзолеях его пустынно
	‚ гудел ветер. Вараван прошел у звездных