ПРЕДИСЛОВИЕ
Вопросу о крестьянстве и его роли в революции 1905 г. партия большевиков уделяла огромное внимание. Ее отношение к крестьянству на этом буржуазно-демократическом этапе революции определялось основным стратегическим лозунгом: «Вместе со всем крестьянством, против царя и помещиков при ней
трализации буржуазии, за победу буржуазно - демократической революции» 1.
Основным вопросом борьбы крестьянства в 1905 — 1907 гг. был вопрос о свержении власти помещиков - крепостников и ликвидации полукрепостного землевладения.
Подавляющая масса пригодной для сельского хозяйства земли находилась тогда в руках ничтожной, по сравнению с миллионами крестьянских хозяйств, кучки помещиков и кулаков.
«Суть дела, — писал В. И. Ленин, — состоит в том, что на одном полюсе русского землевладения мы имеем 10 1/2 миллионов дворов (около 50 милл. населения) с 75 милл. десятин земли, а на другом полюсе тридцать тысяч семей (тысяч около полутораста населения) с 70 милл. десятин земли»2.
В руках помещиков и кулаков в 1905 г. было сосредоточено свыше 60% всей земли.
Ясно, что хозяйственное положение большинства крестьян было крайне тяжелым. Малоземелье ставило крестьян в не
избежную зависимость от помещиков. Чтобы не умереть с голоду, крестьянин должен был итти на любые условия, лишь бы получить клочок земли.
Однако, всю картину кабальной зависимости крестьян от помещиков можно представить, лишь вспомнив условия крестьянской реформы, 1861 г. Недаром В. И. Ленин называл эту реформу «освобождением» крестьян от земли. При «освобожде
нии» крестьяне лишились свыше 20 % своих земель, отрезанных у них помещиками. «Земли, — пишут в публикуемом приго
1 Сталин, Вопросы ленинизма, стр. 151 - 152, изд. 10-е. 2 Ленин, т. XII, стр. 224.