ционного движения переместился в Россию, стачечное движение русского пролетариата начало сливаться с борьбой за социализм. Под руководством великих вождей пролетариата В. И. Ленина и И. В. Сталина, ко
торым принадлежит историческая заслуга соединения социализма с рабочим движением, пролетариат России
уже в 90-х и особенно в 900-х годах стал переходить от экономических стачек к политическим стачкам и демонстрациям.
Стачка, это специфически пролетарское средство борьбы, стала приобретать особо большое, общенародное значение после событий 9 января 1905 года. Она определяла пролетарский (по методам борьбы) характер развернувшейся буржуазно-демократической революции. Все более широкое развитие стачечного движения в период первой русской революции свидетельствовало о степени подъема общереволюционной волны в стране. В известной статье «О статистике стачек в России» Ленин, оценивая исключительную роль стачки в период революции 1905 — 1907 годов, писал:
«Правилом для изучаемого трехлетия является то, что подъем стачечной волны означает критические, поворотные пункты всей социально-политической эволюции страны» 1.
За годы первой русской революции стачки охватили более 60 процентов всего числа фабрично-заводских рабочих России. Благодаря участию многих рабочих в повторных стачках число стачечников превышало в 2 раза общее количество фабрично-заводских рабочих в стране. За один только 1905 год стачечное движение в России дало почти в 2 раза больше стачечников, чем в трех крупнейших капиталистических странах за пятнадцать лет. В Соединенных Штатах Америки, в Германии и во Франции с 1894 по 1908 год в забастовках участвовало 1 625 тысяч стачечников, а в России в течение одного года насчитывалось 2 859 тысяч стачечников.
В той же статье «О статистике стачек в России» Ленин подчеркивал, что человечество до сих пор не знало, какую энергию способен развить в стачечной борьбе промышленный пролетариат. В 1905 году число стачеч
1 В. И. Ленин. Соч., т. 16, стр. 377, изд. 4.