Козули, жамки и мятные. Русские декоративные пряники
В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки». В очередном выпуске архитектор и реставратор Николай Виноградов рассказывает о русских декоративных пряниках и своей пряничной коллекции, в которой насчитывалось около 2500 штук.
***
Пряники
Декоративность пронизывала весь быт русского народа. Резьба по дереву украшала избы и ворота, сани и телеги, столы и лавки, солонки, чашки, ложки и другие бытовые предметы из дерева. Декоративные рисунки помешались на тканях, печных изразцах, глиняных горшках и чашках. Декоративность выражалась и в том, что пеклось и подавалось на стол, в том числе в русском народном прянике. С сожалением приходится отметить, что о народном искусстве пекарей-пряничников ничего не написано, кроме весьма кратких замечаний да описания пряничных досок — деревянных форм для изготовления пряников. Но пряничные доски — это произведения резчиков по дереву, а не творчество пряничников. Не собирают пряников и в музеях.
Лично я пряниками заинтересовался в 1913 году при следующих обстоятельствах. Устраивая в Училище живописи, ваяния и зодчества, где я тогда учился, «первую выставку лубков», я выставил несколько штук купленных в соседней булочной сдобных булочек, сделанных в форме птиц, зверей и рыб. Выставка вызвала большой интерес и споры, что такое лубок и что можно относить к лубкам.
Архангельская козуля
Остановились на формуле: «все из области искусства, выполненное мастерами, не имеющими специального художественного образования, и есть лубок», — резьба по дереву и кости, чеканка по металлу, ручное ткачество и вышивки, изразцы и гончарные изделия; сюда же следует отнести и народные пряники.
Летом того же 1913 года я попал в Керчь, где приобрел целый комплект пряников. Возвращаясь осенью в Москву, во время стоянки поезда в Харькове, я успел сбегать на рынок и приобрести местные пряники, которые были совсем непохожи на керченские. Приехав в Москву, я обошел ближайшие бани, около которых продавались пряники. Таким образом, я собрал около 100 штук различных пряников. Это были первые мои приобретения, положившие начало образованию коллекции пряников. К собиранию пряников я привлек товарищей по училищу, знакомых и родных. Все знавшие о моей коллекции, куда бы и по какому делу не ехали, старались ее пополнить. К 1915 году, когда я кончил училище, у меня собралось несколько сот пряников из Москвы, Керчи, Харькова, Калуги, Рязани, Белгорода, Михайлова (быв. Черниговской губернии), Путивля (быв. Курской губернии) и других мест и городов.
В послеоктябрьский период, с восстановлением народного хозяйства, возобновляется и изготовление пряников.
Пряники пекут повсюду. Как и в былые годы, в них вновь отражается время. Появились пряники с надписями: «Ленин», «Комсомол», «Смычка», «Комиссарский» и т.п.
Вновь начинается и пополнение коллекции, уцелевшей при всех невзгодах; опять я привлекаю к этому делу своих друзей и знакомых.
Архитектор Н. А. Всеволжский руководит строительством памятника В. И. Ленину в Калинине (Твери); отыскав пряничную пекарню, в которой сохранились старые формы, он делает для коллекции заказ на тверские пряники и привозит 25 штук разнообразных по форме пряников. Художник-северянин С. Г. Писахов, просмотрев коллекцию, воскликнул: «А где же архангельские козули?».
Архангельские козули
Заявив, что берет шефство над коллекцией, он в течение ряда лет прислал свыше 300 штук архангельских, холмогорских и мезенских козуль. Инспектор железнодорожных училищ, учительница А. А. Канарская, исколесившая весь Советский Союз, из своих инспекторских поездок привозила пряники, которые изготовлялись в различных городах и селах на всем пути от Минска до Владивостока и от Мурманска до Баку. Так, объединенными усилиями энтузиастов была собрана коллекция пряников в количестве свыше двух тысяч экземпляров.
Весь собранный материал разделяется мною на три основные группы: силуэтные пряники, печатные пряники и пряники, выполненные из теста вручную.
Самая распространенная группа пряников — силуэтные. Силуэтный пряник, будучи испеченным, часто подвергается дополнительной декоративной обработке: либо покрывается слоем жидкого сахара, нередко подкрашенного, либо по его силуэту делаются различные сахарные разводы, либо пряник раскрашивается яркими красками.
Вторая группа, известная под названием «печатных» пряников, представляет собой те или иные фигуры, выдавленные из теста формами, вырезанными из дерева. В большинстве случаев печатные пряники никакой дальнейшей обработке не подвергались, оставаясь в том виде, в каком они выходили из печи.
И, наконец, третья группа пряничных изделий — фигуры, выполненные вручную, без применения каких-либо форм. Это своего рода объемная скульптура из теста.
Из группы силуэтных пряников наиболее декоративными являются архангельские козули. Готовятся они из темного теста, которое в старину замешивалось на сусле. Сусло — это темно-коричневая сладкая жидкость, получаемая при изготовлении русского напитка — браги. Тесто раскатывается в большую лепешку и жестяной формой из него вырезается силуэт животного, птицы, человека и т. п.
Холмогорская козуля
Вырезанные фигуры запекаются в печке на противне и украшаются цветным сахаром. Сахарным раствором покрывают либо всю козулю, либо палочкой наносят на нее рисунок. Иногда по сахару пряник посыпают цветным сахарным пшеном или же наклеивают кусочки сусального золота. Архангельские козули пеклись в Архангельске и его окрестностях к рождественским праздникам и зимним ученическим каникулам. В свое время на них был огромный спрос, говорилось даже, что «без козули и праздник не в праздник». Лучшие козульницы славились, и их козули предпочитались другим. Такими лучшими козульниками в Архангельске были Подъячева, Шесточиха (Шестакова), Беданиха, Мишуков, Беркуль и другие. Обычного размера козули резались железной формой, а большие — подарочные козули искусные мастера изготовляли ножом вручную. Особенно славились козули, которые резал муж Шесточихи — ломовой извозчик; в октябре он ставил своих лошадей в стойло, а сам, засучив рукава, становился к столу и начинал резать козули. Так же поступал и известный козульник Мишуков, в обычное время работавший сторожем в порту.
Силуэтные пряники можно найти в любом месте, где только они пекутся. Очень красочны пряники из города Путивля (Курская область), известного по «Слову о полку Игореве». Они изготовлены из белого теста с ярко-красной расцветкой и наклеенными кусочками сусального золота. Своеобразно делались силуэтные пряники в Михайлове Рязанской области. Не менее интересны пряники и в особенности кони из ярко-красного теста с сахарными разводами из Коломны Московской области.
Путивльские козули
Из печатных пряников наиболее известны тверские мятные фигуры. По полученным мною в 1926 году от директора Тверского музея И. И. Виноградова сведениям, эти пряники известны с начала XVIII века. Среди тверских пряничников были семьи, в течение 150 лет беспрерывно занимавшиеся изготовлением пряников. И. И. Виноградов называл, например, семью Уткиных, которая из рода в род пекла пряники, сохраняя старые деревянные формы. Один из Уткиных в 1876 году на выставке в Филадельфии (США) получил бронзовую медаль «за разнообразие сортов пряника и оригинальность его пошиба». Предприимчивый тверитянин пряничник Иван Баранов имел свои магазины пряников в Берлине, Париже и Лондоне. Его пряники широко продавались в Москве на «Вербе», проходившей на Красной площади; на грибном рынке, на набережной против Кремля; на масляничном гулянье на Новодевичьем поле и в других местах. Их можно было встретить на всех больших ярмарках. Отличительная черта тверских фигурных пряников — их абсолютная белизна. Следов подрумянивания или поджаривания на них не было.
Печатные пряники из Городца-на-Волге, прославленные А. Ф. Писемским, получали совершенно иное оформление. Приготовленные на меду из круто замешенного теста, они имели светло-коричневую окраску, с поджаренными выпуклостями рисунка. Очень близко к ним подходили по своему виду пряники с национальными украинскими чертами рисунка из Михайлова Черниговской губернии.
Простейшие же печатные мятные пряники, так называемые «жамки», в виде небольшой круглой вздутой лепешки с неясным отпечатком букв или чего-то похожего на цветок, имели повсеместное распространение. Эти жамки можно встретить и теперь в булочных и кондитерских.
К третьей, малочисленной группе пряников, как уже указывалось, относятся фигуры, вылепленные из теста вручную, без применения каких-либо форм. К этому виду пряников относятся холмогорские и мезенские козули.
Холмогорские козули представляют собой те же изображения животных, но сделаны они объемно и стоят на четырех ногах. Изготовляются эти козули из серого теста с очень скупыми украшениями из белого теста.
Тверские мятные пряники
Мезенские козули совершенно не похожи ни на холмогорские, ни на архангельские. Они готовятся из ржаного теста, раскатанного в тонкие веревочки, из которых затем делаются различные фигуры, несколько напоминающие древние украшения из проволоки, находимые в археологических раскопках. С. Г. Писахов, собравший их, считает, что холмогорские и мезенские козули сохранили свой образ и приготовление от глубокой древности.
Так же как мезенские козули, то есть из тонких полосок, но белого и розового теста, делались пряники и в Нижнем Новгороде, но уже в форме обиходных вещей — миниатюрных корзиночек, тарелочек, лапоточков и т. п.
Были пряники, совмещавшие форму плоского силуэта с вылепленными фигурками. Силуэт делался из темного теста, а на него выдавливалась из фунтика фигурка из цветного сахара. Такие пряники готовились преимущественно для украшения елок. В коллекции имеются такие пряники, полученные из Калуги и Коломны.
В наше время интерес к пряничному искусству не пропал. Замечательное искусство русских пряничников имеет все основания развиваться и впредь.
***
Николай Виноградов, архитектор, искусствовед, коллекционер. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 6 за 1959 год.
***
Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!