р НИКИФОРОВ
	ПОКАЗ УЖАРНИЧЕСТВА
В МАССОВОЙ КАРТИНЕ ИЗОГ ЗА
	Показ героев — социалистического
труда--ударников-— является одной из
ответственнейших тем  крепнущего
пролетарского искусства и пробным
камнем действительной перестройки
попутчиков в союзников ’пролета-
риата.

Показ социалистических героев тру-
да стал генеральной задачей проле-
тарской литературы реконструктивно-
го периода. Директива партии о том,
что «страна должна знать своих ге-
роев», одинаково обязательна для
всевозможных видов искусства и OCO-
бенно ответственна в области массо-
вых видов изоискусства, каким яв-
ляется массовая картина Изогиза. На-
ступающая годовщина постановления
ЦК ВКП(б) о картинно-плакатной про-
дукции требует от нас постановки во-
	проса о том, насколько художники и
	издательства сумели выполнить Эти
директивы.

Практика показывает, что серьезная
работа в области издания массовой
картины, изображающей соцсоревно-
вание и ударничество, начата, и целый
ряд картин на эту тему уже выпущен.

Однако о больших достижениях в
показе ударничества в массовой карти-
не говорить еще рано. Наряду с неко-
торыми удачными произведениями, все
же раскрывающими чаще всего только
отдельные элементы ударничества и
далеко не охватывающими этого явле-
ния во всей его сложности и значи-
тельности, мы до сих пор имеем боль-
шой процент издаваемых Изогизом
массовых картин, в которых ударниче-
ство показано не только односторонне,
но даже и искаженным. Это свидетель-
ствует о неумении части художников
понять новые условия труда, превра-
щающие труд «в дело чести, в дело
славы, в дело доблести и геройства»,
условий, которые производят грандиоз-
ные сдвиги в психике рабочих и кол-
хозных масс.

В показе ударников в пролетарском
искусстве необходимо брать явления
ударничества во всей его сложности и
многообразии, уметь выделить то ос-
новное и ведущее, что характеризует
ударника в конкретной обстановке
как сознательного борца за социа-
лизм, как представителя действительно
до конца революционного класса. В
обращении к художникам, опублико-
ванном в июньском номере «За про-
летарское искусство», указывалось, что
для показа ‘ударничества «нет Me-
ста ни узко омпирическому под-
ходу к явлениям, ни добросовест-
ному натурализму». С другой сто-
роны, давался отпор «установкам
леваков» в изобразительном искусстве
на схематический показ действитель-
ности, на  конструктивно-схематиче-
скую активность, экопрессионистичес-
кое истолкование социалистического
строительства». Элементы этих чуж-
дых пролетарскому искусству ‘устано-
вок еще не изжиты в художественной
практике и дальнейшее осуществ-
ление директив партии о показе удар-
ников будет зависеть от преодоления
пролетарской и близкой к пролетариа-
Ty части художников этих. чуждых
	пролетарскому мегоду творчества ус-
тановок.

Тенденции пассивно-натуралистичес-
кого изображения ударничества, игно-
рирование задач показа отдельных
ударников в общем процессе ге-
роической борьбы пролетариата за
социализм есть один из существенных
недостатков показа ударников в мас-
совой картине Изогиза.

Возьмем для примера «Ударники»
худ. Кацмана. Оригинал этой массовой
картины фигурировал на выставке
«Изоисскуство в третьем, решающем
году нятилетки» под названием «Энту-
зиасты труда». Конкретная характе-
ристика производства, в котором рабо-
тают эти ‘ударники, в картине отсут-
ствует. Идея ударничества ни в. чем
не выражена. Идея ударничества в
этом произведении — только ярлык,
прикрепленный к нему художником.
«Честно» нарисовать натурщика с пал-
кой в руке и назвать его ударником —-
	это еще далеко не решение задачи по-
каза ударничества.
	1равильнее решается вопрос о по-
казе ударничества в тех произведе-
ниях, где ударники показаны на фо-
не конкретной производственной об-
становки в процессе работы. Таковы
в массовой картине Изогиза. ударник
Дийков худ. Шафрана, ударник Ма-
тюнин худ. Луппова.
	Художнику эвереву не удалось пере-
дать процессы работы. Его ударник
Гирьят позирует около плавильной
печи,

Лучше увязаны с процессом работы
в производстве портреты ударников
худ. Шафрана и Луппова. Но во всех
этих вещах все же очень упрощенное
и штампованное изображение героя-
ударника. Этот штамп: обязательно
крупным планом данный портрет героя
и недиференцировакная масса мелких
фигурок «остальных» рабочих на зад-
нем плане. В литературе неоднократно
указывалось уже, что такое противо-
поставление толпы и «героя» должно
быть чуждо пролетарскому искусству.
Подобного же рода ошибки допущены
и в картине Чашникова «Портрет Мат-
росова—изобретателя тормоза». И про-
изводственный процесс и. взаимоотно-
шения с рабочим коллективом разре-
шены в картине очень неудачно.

Опасность натуралистического под-
хода к изображаемому проявляет-
ся в некоторых из перечисленных ве-
щей в том, что художники загромо“
ждают картину деталями, которые ве
помогают выявить основные идеи ху-
дожественного произведения и только
сбивают с толку зрителя. Так, напри-
мер, излишне перегружена деталями,
не организованными с целью придания
ясности выражаемой идее  картинз
Козочкина «Рабочий Казанцев — изо-
бретатель тормоза». На дешевом эф-
фекте построена картина худ. К. Ко.
рыгина «Ударница». изображающая
	буржуазно-мещанского типа девушку,
	работающую в. слесарной мастерской.

Помимо указанных недостатков в по-
казе ударников в массовой картине
сушественным недостатком большин-
	Е. .Нацман
	Ударнини

делячество, огромные социальные пер-
спективы колхозов.

Где логика в этом писании, где на-
чинается и где кончается понятие Зи-
вельчинской о плакатной лаконично-
СТИР :

Олталкиваясь от абстрактной, вне-
классовой методологии плаката и
пышных фраз о его роли, Зивельчин-
ская переходит к непосредственным
задачам. художников и в качестве
этих задач выдвигает три условия,
которые, по мнению автора, могут
создать подлинный пролетарский
плакат. Согласно автору, эти три ус-
ловия заключаются в нижеследую-
щем: ‚1. Художник-плакатист должен
быть ‘политически грамотным. 2. Ху-
дожники-плакатисты не должны про-
тивопоставлять политической мысли
художественное достоинство плака-
та. 3. Плакат не должен ограничивать-
ся голым лозунгом.

На этом все скудные рецепты Зи-
вельчинской для изготовления проле-
тарского плаката заканчиваются. Это
опошление и упрощенчество огромных
политических и творческих задач ху-
дожников-плакатистов может быть
объяснено тремя причинами: или Зи-
вельчинсокая совершенно не знакома
с плакатом, или же в результате бар-
ского отношения к плакату, наблюда-
емого среди многих наших, искусство-
ведов, она просто смазывает и при-
нижает проблему пролетарского пла-
ката, или же ее произведение являет-
ся халтурой.

Необходимость развернутой и по-
следовательной критики этих выска-
зываний вызывается тем, что эти вы-
ступления дезориентируют художни-
ков в условиях напряженной классо-
вой борьбы четвертого, завершающего
года пятилетки, когда к плакату мы
предъявляем особо принципиальные
политические требования.

Все эти факты и примеры прони-
кновения на теоретический плакатный
фронт буржуазных тенденций и вуль-
гаризация пролетарского плаката обя-
зывают нас к развертыванию неприми-
римой. критики враждебно-классовых
теорий, призывают к большевистской
бдительности в духе письма т. Стали-
на по. отношению к теории плаката—
pouty ожесточенной классовой борь-

LI.