«СОЛОВЕЙ-СОЛОВУШКО» Режиссер Н. Экк. Цветооператор Ф. Проворов. На фото: арт. Г. Егорова в роли жены Лузнецова и арт. В. Аталов в роли Лузнецова. Межрабпомфильм
раться к отдельным кадрам. Я хочу поднять этот вопрос на принципиальную высоту. Режиссер Экк, трак
туя определенным образом эпизоды своего фильма, развивает не то, что должно помочь нашему зрителю в его социальном и эстетическом воспитании.
Эпизод похорон. В этом эпизоде тов. Экк без чувства меры показывает зрителю, как хоронят погибших рабочих: он слишком акценти
рует на панихиде, плаче, «вечной памяти». Все это сделано для того, чтобы средствами мелодрамы воздействовать на зрителя.
Эпизод пьяного барака. Тов. Экк хочет назвать свой фильм «памятником безвестным борцам за дело революции». Но «безвестные борцы
у него вечером пьют, а утром читают листовки и идут на восстание. Все это ложно и неправильно.
Эпизод изнасилования. Он также чрезмерно развит режиссером. Гру
ня послала баб бастовать и ушла мыть полы к мастеру. Режиссер тщательно, монтажно разрабатывает сластолюбивого мастера, который собирается изнасиловать девуш
ку. Это ничего не дает ни образу Груни, ни для развития сюжета.
Можно было сделать так: в момент, когда Груня вынимает прокламацию, врываются женщины, и тогда зри
тель не заметит, что Груня была на кровати. Но шаг за шагом подводить ее к кровати и ставить пе
ред зрителем вопрос - успеет ли раздеть Груню мастер или работницы во-время добегут, - этого конечно не следовало делать режиссеру.
Оценивая актерское мастерство, мне кажется, что нельзя также говорить о полноценности работы ак
теров. Нельзя прежде всего потому, что работа актера подчинена в значительной мере формальным установкам режиссера.
До середины картины я вообще не видел Ивашевой как актрисы. Ничего, кроме розового лица и различных сочетаний цвета с ее голубыми глазами. Однако далее я заметил куски, в которых она демонстрирует упрямство и волю. Хо
рошо разработан кусок, в котором она плачет, прощаясь с матерью. Очень четко сделан эпизод с вазой.
Тут конечно много зависело и от работы режиссера с актрисой. Но все же эту работу в целом нельзя
признать правильной. Тов. Экк очень часто схематично подходит к акте
ру. Во многих местах речь актера звучит деревянно, как, например, реплики Карначихи.
Больше всего в фильме удались эпизодические роли.
Специально следует остановиться на работе Максимовой. Это един
ственная актриса в фильме, которой я верю, которая по-настоящему, хотя и не всегда совсем сознательно, творчески работает над образом.
Режиссер Экк работал не в плане создания образов, а стремясь со
здать характерный типаж. Поэтому актерская работа в фильме часто находится на грани с трюком.
Работа тов. Экка над цветом кажется мне несомненно положительной. Цветная картина сделана при до
вольно ограниченных технических возможностях, и сделана неплохо.
Первые шаги в работе над цветным фильмом требовали большого напряжения, организационных спо
собностей, терпения и упорства. Эти качества нашлись у тов. Экка. Ценно, что тов. Экк не бросает своей работы, что он думает работать сейчас над трехцветкой, ставит зада
чу создания объемного кино. Из недостатков работы тов. Экка над