превратившие ее а самую сильную армию, самую сознательную и самую бесстрашную.
Эта тема формирования новых социалистических качеств бойца и командира Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флота получила блестящее выражение в двух картинах, слава которых гремит во всем мире, картинах, силой великого примера цементирующих армию республиканской Испании, сражающуюся против фашистских орд.
Значение этих фильмов — «Чапаева» и «Мы из Кронштадта» — огромно. Они говорят, как побеждала армия рабочих и крестьян, защищая свою родину от силь

ного и превосходящего ее своим вооружением противника, как побеждала она своей преданностью делу народа, своей органической связью с народом.

Новый фильм авторов «Чапаева» бр. Васильевых — «Волочаевские дни» рисует замечательную картину превращения всего советского народа в армию в тот момент, когда родине угрожает опасность. Японские интервенты, пользуясь оторванностью Советского Дальнего Востока в годы гражданской войны, пытаются осуществить там интервенцию, отторгнуть его от Советской России. Интервенты занимают города и села. Но все, кто может взять винтовку в свои руки, уходят из заня
тых городов. Каждый новый захват увеличивает силу и численность партизанских отрядов. Весь народ встает на защиту своей родины, на бой с захватчиками. И когда подоспевают части народно-революционной армии, возглавляемые товарищем Блюхером, партизанские отряды помогают им нанести сокрушительный удар японским интервентам.
Значение этих фильмов, а также и многих других хороших картин, рассказывающих о героическом прошлом Рабоче-Крестьянской Красной Армии, очень велико и неоспоримо. Но разве эти фильмы исчерпывают тему героической Красной Армии? Они не исчерпывают даже и тематику гражданской войны. Ведь до сих пор не сде
лан фильм, который с достаточной полнотой воссоздал бы образ величайшего стратега революции, которому Красная Армия обязана своими наиболее славными
победами, — фильм о товарище Сталине. Тема — Сталин и Красная армия — основная тема нашей оборонной кинематографии — еще ждет своей реализации. В этом направлении сделаны только первые шаги. Лишь в конце года будет нача
та работа по экранизации «Хлеба» А. Толстого. Работу над этим фильмом надо начать в ближайшее время и провести ее так, как велась работа над фильмом «Ленин в Октябре». ГУК может и должен выпустить фильм по роману Ал. Толстого «Хлеб» в этом году.
Разве не нужны нам фильмы, рисующие Красную Армию наших дней, ее боевую учебу, ее быт, фильмы, показывающие армию, сильную не только своей преданно
стью делу революции, но и отлично владеющую первоклассной техникой? Разве не нужны нам фильмы о будущей войне?
В войнах эпохи гражданской войны Красная Армия изгоняла врагов с территории нашей родины. Но если враг снова нападет на нас, то мы уничтожим его там, откуда
он пришел, — на его же собственной территории. Созданы ли советским кино такие фильмы, которые хочет видеть каждый боец Красной Армии и вообще каждый советский зритель? Таких фильмов мы не имеем, несмотря на то, что потребность в них очень велика. Немногочисленные картины на эти темы, выпущенные Союзкинохроникой и Союзтехфильмом, разумеется, не могут сколько-нибудь полно эту задачу разрешить. Мы не собираемся умалить заслуг работников этих организаций, но то, что сделано ими, конечно, не может заменить тех больших художе
ственных полотен, которые нам нужны. Художественная кинематография не смогла отразить эту тему. Естественно, что не являются достойным ее разрешением те несколько фильмов на материале жизни пограничников, которые появились в последнее время. Фильмы эти мелки по теме, и в них приключенческий сюжет подчас вытесняет глубокое раскрытие образов людей, стоящих на защите наших границ.
Долг советской кинематографии Рабоче-Крестьянской Красной Армии должен быть оплачен. Вредители из старого руководства ГУК, прикрываясь лживыми заве
рениями, саботировали создание фильмов о Красной Армии наших дней и будущей войне. Вредители разоблачены. Сейчас, ликвидируя последствия вредительства, советская кинематография должна создать новые оборонные фильмы, рассказывающие не только о героическом прошлом, но и героическом сегодняшнем дне и о героическом будущем. В этот славный год двадцатилетия Рабоче-Крестьянской
Красной Армии и Военно-Морского Флота советская кинематография может и должна оплатить свой долг.