И все же это решение, несмотря на ряд его положительных моментов, нельзя рассматривать как поучительную для нас систему архитектурной композиции жилого дома. Архитектору удалось
найти сравнительно удачное частное решение для данного отдельного случая. В целом же по своим специфическим приемам, такая система компо
зиции больше подходит не для жилого дома, а для конторского или административного здания. Единственным мотивом, подчеркивающим в нем
мотивы жилой архитектуры, являются балконы. Но одного этого приема для выявления специ
фических форм жилой архитектуры, конечно, мало.
Правда, особого стиля жилой архитектуры не существует. В каждую эпоху все типы сооружений со всеми их особенностями форм укладыва
оружения конторского и торгового назначения. Об этом свидетельствует вся новая архитектура Запада эпохи империализма. Кто серьезно работает над вопросами социалистической архитектуры, должен сделать отсюда соответствующие выводы.
II.
К числу работ второго направления, архитектура которых свидетельствует о вдумчивом, критическом отношении к художественным средствам .конструктивизма, относятся жилой дом РЖСКТ «Образцовопоказательное строитель
ство», жилой дом в Комсомольском пер., жилой дом. ИТР на Земляном валу и др. Из них жилой дом в Комсомольском пер., выстроенный по проекту арх. Чериковер Л. З. и Арбузникова Н. И.,
лись в более широкий и органический комплекс форм того или иного стиля. Но отсюда не выте
кает, что выявление особенностей того или иного типа сооружений для нас совершенно безразлично. В этом отношении следует учесть два существенных положения творческого метода архитектуры. Первое — умение привязаться к типо
логическим особенностям данного сооружения — помотает конкретизировать выражение художественного образа в архитектуре. Второе — для каждого стиля является наиболее ха
рактерной его наиболее органическая связь с каким-либо одним типом сооружений. Для Гре
ции, для романского и для готического стиля таким типом сооружений является храм. Для ренессанса и для барокко таким типом соору
жений является жилище аристократии — дворец,
палаццо. Для коструктивизма наиболее близким и органичным типом сооружений являются со
представляет собой зрелую работу, иллюстрирующую пути возможного обогащения компози
ционных рессурсов конструктивизма. Здесь прежде всего нужно отметить удачное решение гене
рального плана. Благодаря отходу на несколько метров от старой красной линии бывшего Зла
тоустинского пер., новый жилой дом вносит свежую, бодрящую струю в атмосферу улицы, за
строенной в целом третьеразрядными старыми зданиями. Что же касается самой внешней архи
тектуры этого жилого дома, то она оставляет несколько двойственное впечатление. Очень бла
гоприятное впечатление производит качество строительных работ, которое, как известно, имеет большое значение и делает архитектуру здания более полноценной. Что же касается самой
схемы архитектурной композиции, то она все же слишком элементарна. Основной прием в архи
тектурной композиции этого жилого дома —
Жилой дом РЖСКТ Западных жел. дор. Резервный переулок
Автор проекта арх. Слепцов