Расцвету советского киноискусства способствовала и
талантливая работа операторов художественного фильма А. Головни, А. Гинцбурга, А. Кальцатого, М. Каплана.
В Указе правительства о награждении отличившихся работников кинематографии мы встречаем имена многих ма
стеров научно-популярного и учебного кино. Вряд ли следует говорить о том, что эта важнейшая отрасль кинема
тографии приобретает исключительное значение сейчас, в период небывалого в истории расцвета культуры в на
шей стране.. Энтузиасты своего дела, режиссеры и опе
раторы заслуженно отмечены высокой правительственной наградой. Среди награжденных Л. Антонов - режиссер
научных и технических картин Рудное золото, Многостаночное обслуживание и др.; А. Винниц
кий - постановщик научно-популярных фильмов Инс
тинкт и поведение насекомых, Кольчатый шелкопряд; режиссер Н. Галкин, поставивший фильмы IIIизофрения, Материнство, Главы из неотложной хирургии; режиссер А. Згуриди, картины
которого В глубинах моря, На море и другие пользуются широкой известностью; режиссер В. Николаи,
мастерски поставивший фильмы Третьяковская галлерея и Архитектура Ленинграда; режиссер Б. Светозаров, создавший картины о великих русских ученых Павлове и Мичурине, постановщик естественно
научной картины Остров белых птиц; оператор
А. Ожогин, работавший над фильмами Шизофрения и Физиология человека; оператор И. Васильев, из
вестный своей работой над картиной Третьяковская галлерея, Архитектура Ленинграда, Зерносовхозы. В числе награжденных профессор В. Н. Лебедев - консультант научных и учебно-технических филь
мов, много лет проработавший в любимой им области и руководивший созданием многих выдающихся фильмов.
Несомненно, что внимание правительства к научно-популярному, учебному и учебно-техническому кино вдохновит его работников на еще более глубокое освоение мастер
ства, на поиски новых жанров. Широкие горизонты открыты перед работниками этой важнейшей отрасли советского кинематографа. Преодолев жанровую ограничен
ность устранив организационные неполадки и еще крепче связавшись с передовыми людьми науки, научное кино должно дать стране десятки новых ценных в научном отношении, ярких по мастерству воплощения фильмов.
Большой путь пройден и советской кинохроникой. В борьбе против схематизма и упрощенчества, в борьбе за показ подлинной жизни советской страны работники кино
хроники - ее лучшие мастера - создали значительные
произведения искусства, правдиво показывающие нашу страну, ее людей и их борьбу за социализм.
Указом Верховного Совета СССР награждены многий мастера хроники, работы которых известны миллионам. Первое место среда них занимает оператор-журналист Р. Карман. Его боевые кинокорреспонденции с фронтов Испании, Китая, его экспедиционные киносъемки на ледоколе «Иосиф Сталин» пользовались и пользуются заслуженной любовью зрителя.
Широко известны и такие отмеченные правительством мастера хроники, как оператор И. Беляков, молодой оператор ташкентской студии М. Каюмов, режиссеры Л. Варламов, Ф. Киселев и другие.
Знаменательно, что особым Указом правительства награждены боевыми орденами работники хроники, выполнявшие задания по съемкам боевых действий на фронте борьбы с финской белогвардейщиной. Режиссер-оператор B. Беляев, операторы В. Ешурин, С. Коган, Г. Симонов, C. Фомин, ассистент оператора Ф. Печула и директор Ле
нинградской студии хроники Д. Дальский - первые из работников хроники награждены орденами Красное Знамя. В гуще боевых событий режиссеры и операторы хроники показали не только личный героизм и отвагу, но и высокое профессиональное мастерство. Блестящие об
разцы работы в военных условиях показали не только режиссеры и операторы; многие работники краники проя
вили себя здесь преданными людьми, знающими и любящими свое дело. Начальники съемочных групп А. Кузне
цов, М. Ногинский, бригадир осветителей М. Пирогов и шофер В. Шведов награждены за героическую работу орденами и медалями.
В большом кинематографическом хозяйстве значительная и важная работа инженерно-технического и хозяйст
венного персонала подчас остается незаметной. Между тем хорошо налаженная работа студии возможна лишь в том случае, если в ней четко и бесперебойно работают все цехи, все части сложного механизма. Правительством награждены лучшие инженерно-технические и хозяйственные работники кинематографии и стахановцы, в числе которых начальник энергоотдела студии Мосфильм П. Ка
мынин, директор кинокартины Минин и Пожарский В. Брянцев, директор фильма Ленин в 1918 году Н. Привезенцев, мастер проявки Киевской киностудии П. Таравердов и другие. В нашей стране труд каждого работника, по-коммунистически относящегося к своему делу, получает достойную оценку.
На заботу и внимание партии, правительства и товарища Сталина киноработники ответят созданием новых замечательных произведений киноискусства, резким повышением темпов технического вооружения советской кинематографии.