„Мы хотим, чтобы лицо нашей столицы было достойно всей страны, достойно пролетариата, находящегося у власти. Тут отдельными заплатами, „косметикой“ не по
можешь. Мы должны перестроить Москву коренным образом. А перестроить Москву без строительства метрополитена нельзя. Без метро нельзя дать хороших средств
передвижения московским рабочим и тем 50—60 тысячам граждан, которые ежедневно приезжают в Москву из других городов СССР.
Строительство метрополитена есть часть великого строительства. Было бы невозможно построить метрополитен без первой и второй пятилетки.
Мы могли построить метрополитен тол
ко лишь потому, что наша партия дала решительный отпор тем людям, которые хотели оставить нашу страну отсталой, полудикой. Борьба была серьезная, борьба партии, которая вела страну к великим победам, с теми отщепенцами, разными уклонистами — правыми, троцкистами, зиновьев
цами, — которые тянули назад, к возврату капитализма ...
... ,,И в стройке метрополитена, как и во всем строительстве, мы видели каждодневно зоркий глаз товарища СТАНИНА, его забот
ливое руководство стройкой метро, обеспечившее успех строительства
Л. М. Каганович
(Из речи на пленуме МГК ВКП(б)
28 декабря 1954 г.).

М Е Т Р О - Е С Т Ь

Волей партии, собственными силами нашей страны, силами советских инженеров, техников и рабочих, строительство первого в СССР московского метропо
литена—-закончено. То, что было -несбыточной мечтой в прошлом, сейчас, в условиях выросшей и ок
репшей социалистической страны, создавшей мощную индустрию, стало возможным и осуществимым.
Строительство метрополитена было начато в декабре 1931 года, когда был заложен первый опытный участок на Русаковской улице. Но по-настоящему тоннельные работы развернулись в 1934 году.
Опыта и практики подобного строительства у нас не было. Метро мы строили впервые. Геологическая разведка показала крайне неблагоприятную для строи
тельства картину московских грунтов. Пересечение трассы старыми руслами рек с движением по ним подземных вод, громадная насыщенность водой грунта на отдельных участках, большое количество плывунов, неустойчивость насыпных грунтов на большинстве участков трассы — все это потребовало про
должительных геолого-разведочных изысканий и нрайне осложнило проектирование.
С большой осторожностью пришлось подойти к перекладке и сохранению старой, обветшалой подзем
ной сети по трассе метро — водопровода, канализа
ции, газа, телефона, электрических кабелей и т. п., выполняя эту работу на ряде участков до проходки тоннеля метро.
С первых же дней разворота строительства возник вопрос о способе работ. Как строить московское метро; открытым способом или закрытым?
Строительство тоннелей открытым способом связано с разрытием улиц, что в условиях большого города нрайне нежелательно. Строительство закрытым способом обеспечивает бесперебойноость уличного движе
ния, но, с другой стороны, является технически более сложным. Эти трудности работы при закрытом спосо
бе и приводили в смущение многих инженеров Метростроя, в том числе его руноводящий состав.
Разгорелись ожесточенные споры, которые грозили затянуть и сорвать строительство. В качестве доводов противники закрытого способа приводили все вплоть до больших удобств для пассажиров при спуске на неглубокую станцию, сооруженную открытым спо