К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ТЕАТРОВ

За последнее время стали много говорить на тому об изучении зрителя и об эстетической роли театрального искусства, желая на этом строить практические гипотезы. В то же время у большин
ства мерилом успеха и роста наших театров все еще является степень политической актуальности и понятности зрелища, которое обычно называют реализмом.
Это приводит к необходимости выяснить вопрос во всей совокупности его основных элементов. Для этого необходимо уточнить само содержание понятий «современный зритель» и «современная театральная эстетика».
Однако, по этому вопросу (назовем его биосоциальной эстетикой) в современной науке, увы... зияет полнейший провал. Кое-какие опыты, прав
да, имеются, хотя бы учет зрителя. Но в целом, разве это достижение, заслуживающее признания?
Думаем, что науки искусствоведения, в частности, театроведения, как стремящиеся к точным дисциплинам, должны спешно направить свои стопы по руслу — выявления основных законов, определяющих бытие искусства. А тогда и все прочие производно-прикладные дисциплины, ска
жем, технология искусства, определятся сами собой.
На основании последних научных данных о нервной возбудимости человека, мы узнаем, что внешние физические явления (напр., свет, звук и т. д. ) могут вызывать не только психо-рефлек
сы, но даже био-физиологические процессы. Это приводит к необходимости признания за театраль
ным искусством еще большей ответственности и важности.
Переключая существующее упрощенное построение эстетической возбудимости человека и элементов ее образующих (природных ощущений и психо-социальных переживаний) на совре
менный театр, мы в праве признать, что главным регуляртором эстетического переживания современного большинства, является начало рационалистическое. Причиной тому чрезмерная заостренность классовой борьбы, которую пришлось только что пережить пролетариату.
Отсюда понятно, что потребность нового общественного человека в удовлетворении своих «эсте
тических чувств» сразу же выразилось несколько односторонне. В равной степени, как понятно, почему «умом и сердцем» нового человека завла
дела, на первых шагах, только наиболее ударная и примитивная частица классовой проблемы.
Что же в этот боевой момент служило культурным подспорьем новому человеку? Конечно, почти только ГАЗЕТА. Именно она, вместе с появившей
ся ее ближайшей родственницей агит-брошюрой, явились теми культурно-питающими источниками, которые приоткрывали для него завесу будущего.
«Склонности передаются с молоком матери». Так, партийно-советская газета неизбежно способствовала отражению своих особенностей и в «эсте
тическом чувстве» своего выкормка. Это невольно предопределяло возникновение своего художе
ственного стиля, в частности, на театре. Недаром, одним из прямых питающих центров нового театра оказалась «живая газета». Недаром, круг ин
тересов и вкусов большинства развертывался в патетике газетных столбцов. Недаром, наконец, зрителя и театрального работника потянуло к соз
данию, назовем, «ГАЗЕТНОГО» жанра и стиля. Явление не случайное и симптоматичное.
Если мы вспомним театры периода важнейших социальных сдвигов, то мы сможем уловить в этом даже некоторую историческую закономерность, а именно, — резкий подъем классово-политической жизни сейчас яге порождал в театральном искусстве «рассудочность» и политическую зло
бодневность, которые, в свою очередь, готовили, с одной стороны, всходы упадочные, но зато, по восходящей линии, всходы богатой содержательности.
Сегодняшнего нового классового зрителя прежняя пища (газета) уже недостаточно удовлетворяет. Он, в связи с общей коньюнктурой, стал за
метно подниматься и в своем культурном росте четко дробится на определенные категории.
Начинается новая полоса и... новые огорчения. Ибо, если нашлись подходящие идеологи-руково
дители для театра «газетного» стиля, то, конечно, для художественных задач более сложного нового порядка, в большинстве случаев, эти руководители оказываются несостоятельными.
Выводы: по мере укрепления и роста классовой идеологии эстетическая возбудимость общественного человека усложняется и расширяется.
Театр пора рассматривать, не только в разрезе его политической значимости, но пора посмотреть на него и как на явление, предназначенное содействовать росту нового общественного человека, путем воздействия максимумом своих возможностей.
Поэтому следует, не откладывая в долгий ящик, заняться классификацией наших театров на три основные группы: 1) центрально-экспериментальные (высшая теа-лаборатория), 2) популяризаторские (пропагандирующие лучшие дости
жения) и 3) районные (политпросветительные и самодеятельные)
В. А. ПАВЛОВ

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И ТЕАТР

Значительное углубление и расширение связи театра с рабочим зрителем — одно из важнейших достижений прошлого года, Массовый зритель и театр подходят вплотную друг к другу. Текущая театральная практика намечает все новые и но
вые пути этого сближения, результаты которого пока еще мало влияют на лицо театра, но уже неоспоримы.
Первоначальная, чисто деловая заинтересованность профсоюзов в театре (абонементная си
стема, рабочая полоса, покупка спектаклей) постепенно выходит из узко-хозяйственных рамок и приводит к борьбе за выправление идеологической линии театра, к непосредственному участию в его создании.
Систематически организуются диспуты, обсуждающие работу местных театров (Иркутск, Ниж
ний-Новгород). Вопросам театра посвящаются широкие культконференции с участием представителей профсоюзов, партии, вузовцев и рабкоров