(Доклад товарища В. М. МОЛОТОВА на торжественном заседании в Большом театре 6 ноября 1937 года)

К двадцатилетию Октябрьской революции

I. Значение нашей победы
Товарищи!
Сегодня трудящиеся Советского Союза с сознанием великой гордости празднуют двадцатилетие Октябрьской революции. (Бурные аплодисменты).
Те из нас, кто начал свою сознательную жизнь до 1917 года, представляют по соб
ственному опыту вызванные Октябрьской революцией коренные изменения в нашей жизни. Поколение, выросшее в последние двадцать лет, участвовало в окончательном разгроме сил старой, буржуазно-помещичьей России и в создании нового, социалистического строя. В эти дни во всех наших горо
дах и деревнях, в каждом живом уголке страны, мысли трудящихся прикованы к событиям великого двадцатилетия социалистической революции, к ее славным завоевани
ям и к раскрывшемуся перед нами светлому будущему.
Не только рабочие и крестьяне Советского Союза, но также трудящиеся капитали
стических стран и колоний переживают в эти дни радостное чувство по случаю победы Октябрьской революции. (Бурные аплодис
менты). В неуклонном росте сил Советского Союза, в происходящем на их глазах расцвете этих сил, они видят, чего могут достиг
нуть трудящиеся, овладев государственной властью. Что бы ни делали наши враги,
враги Октябрьской революции, что бы они ни выдумывали для умаления ее значения, правда о нашей революции, — безыскусная, неприкрашенная правда о Советском Сою
зе, — проникает всюду, проникает далеко за пределы СССР и завоевывает на свою сторону все сознательное, все способное к борьбе против капитализма. (Бурные аплодисменты. )
Великая сила и международное значение Октябрьской революции заключается в том, что она осуществила сокровенные мечты трудящихся об освобождении от гнета эксплоататоров и от рабского труда у капита
листов и помещиков. Она осуществила то, о чем мечтали лучшие люди человечества на протяжении многих, многих веков.
Прошло не одно тысячелетие до так называемой «новой эры». Прошло еще свыше 1900 лет «новой эры», когда, наконец, нашлась сила, нашлась революционная орга
низация, которая повела трудящихся в бой против капитала, против власти буржуазии и помещиков. В 1917 году рабочие вместе с крестьянами разгромили своих угнетателей, захватив власть в свои руки, установив диктатуру пролетариата в нашей стране.
Ускорила социалистическую революцию первая всемирная империалистическая война. Она довела до отчаяния рабочих и народные массы не только России. Однако,
наиболее слабым звеном мирового капитализма оказалась в это время старая, царская, буржуазно-помещичья Россия. С другой сто
роны, наиболее революционным классом во всем мире оказался рабочий класс нашей страны, создавший большевистскую партию под руководством великого Ленина. (Аплодисменты. )
Затянувшаяся империалистическая война сначала привела к гибели царизма. Она настолько истощила силы России, что госу
дарству стал угрожать полный крах, развал. Весь народ требовал мира, передышки. Стоявшие же у власти кадеты, эсеры и мень
шевики, которых поддерживала российская буржуазия и англо-французские империали
сты, вопили о продолжении войны «во что бы то ни стало». Эта власть хотела сохранить капитализм и господствующее положе
ние буржуазных классов. Она не считалась с тем, что многомиллионная масса крестьянства свергала царизм для того, чтобы обес
печить переход помещичьей земли в свои руки. Вместо передачи земли крестьянам кадетско-эсеровско-меньшевистская власть
кормила их пустыми обещаниями. Положение рабочих и других трудовых слоев города ухудшалось с каждым днем, а правитель
ство Керенского все больше обнаруживало свою полную неспособность изменить поло
жение. Вопрос о свержении буржуазной власти встал ребром. Тогда большевистская партия обратилась к рабочим и крестьянской бедноте с призывом встать на путь ре
волюции, которая, по выражению Ленина, «даст победу над эксплуататорами, даст землю крестьянам, даст мир народам, откроет верный путь к победоносной революции всемирного социалистического пролетариата».
Так определял Ленин цели революции перед Октябрьским восстанием. Эти цели де
лали нашу революцию непохожей на другие революции.
В силу всей внутренней и внешней обстановки Октябрьская революция приобрела особый характер, отличный от других рево
люций. Подводя первые итоги Октябрьской революции на Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года, Ленин говорил:
«Все великие революции стремились всегда смести до основания старый капи
талистический строй, стремились не только завоевать политические права, но и вы
рвать самое управление государством из рук господствовавших классов, всяких эксплуататоров и угнетателей трудящих
ся, чтобы раз-на-всегда положить предел
всякой эксплуатации и всякому угнетению. Великие революции именно и стремились сломить этот старый эксплуататорский
государственный аппарат, но до сих пор это не удавалось завершить до конца.