рованы с застройкой хорошими по архитектуре зданиями.
Таковы конкретные первоочередные задачи, поставленные СНК СССР и ЦК ВКП (б) перед Московской организацией в области планировки и застройки Москвы.
Естественно, что к разрешению этих задач должны быть привлечены все лучшие наличные архитектур
но-планировочные силы Москвы. Естественно также, что вся работа Отдела планировки столицы должна быть перестроена под углом зрения наилучшего и скорейшего разрешения этих задач.
Концентрировать внимание и все основные силы на решении поставлен
ных партией и правительством первоочередных задач в реконструкции Москвы — такова цель перестройки работы Отдела планировки и планировочных мастерских. Вот почему вместо сущест
вующих одиннадцати районных планировочных ма
стерских ныне созданы новые шесть магистральных архитентурно-планировочных мастерских и, кроме того, специальные мастерские по планировке Юго-западной территории и по паркам, озеленению и худо
жественно-скульптурному оформлению города. Из старых мастерских сохранена только мастерская по пригородной зоне.
Принципиальное, основное отличие в архитектурном оформлении нашего социалистического города от капиталистического состоит в том, что он является городом-комплексом, единым по замыслу и выполнению, тогда как капиталистический город представ
ляет собою механическое соединение отдельных элементов, конкурирующих между собою и часто вредя
щих друг другу. Материализовать этот принцип строительства социалистического города, превратить его в реальную действительность — вот к чему призваны новые мастерские.
Магистральные архитектурно-планировочные мастерские должны дать детальную планировку всех уча
стков первоочередной реконструкции — набережных, магистралей и площадей с разработкой плана их за
стройки, архитектурно-объемного решения и решения архитектурных ансамблей площадей и отдельных от
резков этих магистралей. Наряду с этим, они должны дать архитектурный образ, архитектурную идею застройки и оформления планируемых ими магистралей и площадей, в соответствии с чем будут производиться застройка и оформление этих магистралей.
Такая задача, тем более в таких масштабах и в такие сроки, ставится впервые в мировой практике планировки и реконструкции городов. Она может быть успешно разрешена лишь при условии большого напряжения всех творческих сил новых мастерских при активном содействии и помощи со стороны всей архитектурной общественности Москвы и Союза.
Неустанная борьба за качество, большевистское преодоление трудностей — это должно быть руково
дящим лозунгом в деятельности работников новых мастерских и всего Отдела планировки. И это тем
более верно, что мы создаем новый город и новые магистрали не на чистом месте, а реконструируя старый, сложившийся веками город с запутанной городской уличной сетью. Поэтому новые мастерские должны дать архитектурное решение этих магист
ралей площадей не отвлеченно, а практи
чески, экономно, с учетом возможности сохранения всего ценного, что мы имеем в городской застройке.
Новые архитектурно-планировочные мастерские должны по предложению Л. М. Кагановича, прежде чем приступить к решению магистралей, тщательно изучить их в натуре, путем непосредственного обсле
дования и ознакомления на месте. Каждый автор — архитектор мастерской должен быть прикреплен к определенному участку магистрали, площади и т. п.
Задачей руководителей мастерских является тан
организовать и направить работу авторского состава мастерских, а в процессе работы так корректировать работу авторов, чтобы в конечном итоге мы имели правильное архитектурное решение данной магистрали и площади.
Не менее ответственны задачи мастерской по планировке Юго-западной территории. Эта мастерская должна разработать и представить к 1 января 1936 г. генеральную схему планировки Юго-западной терри
тории. Выполнение этой работы форсируется в связи с необходимостью уже с будущего года приступить к освоению и застройке Юго-западной территории, по своему расположению эта территория, наряду с набережными Москва-реки, является наиболее здо
ровым и удобным для жилья районом. Сравнительно небольшая плотность существующей здесь застройки позволяет легко, почти без выселения, приступить к ее застройке и освоению.
Вот почему в плане строительства 1936 года на этой территории предусмотрена постройка 30 крупных жилых домов.
Работники Архитектурно-планировочной мастерской по планировке Юго-западной территории должны проявить максимум организованности, энергии, инициа
тивы и творческого энтузиазма, чтобы отлично по качеству и своевременно справиться с поставленными перед ними задачами.
Такая же задача стоит перед работниками мастерских по планировке набережных Москва-реки, ибо здесь в 1936 году танже будет осуществляться обширная программа строительства жилых и общественных зданий.
Наряду с созданием новых архитектурно-планировочных мастерских Московским комитетом партии и Моссоветом выделены по каждому району г. Москвы районные архитекторы.
Задачей районных архитекторов является продолжение детальной планировки районов г. Москвы, пла
нировка резервируемых за городом и прилегающих к городским районам пригородных территорий, уточнение красных линий магистралей, проездов и площа
дей, разработка архитектурно-планировочных заданий на проектирование отдельных зданий, контроль за строительством на своей территории с точки зрения соблюдения нрасных линий, соответствия ведущегося строительства с утвержденным проектом, разработка проектов текущих мероприятий по оформлению районов и т. п.
И, наконец, для общего руководства и увязки работы архитектурно-планировочных мастерских, дальнейшей разработки и детализации схемы планиров
ки города в составе Отдела планировки Моссовета выделено Бюро общей планировки.
Таковы сущность и формы проведенной перестройки. Было бы ошибочно полагать, что перестройка уже полностью завершена. Необходимо постоянно помнить, что полная и всесторонняя перестройка предполагает наличие крепко сколоченного, сработавшегося коллектива в каждой мастерской. Она предполагает далее коренное изменение методов работы, пе
ренесение ее из кабинетов на участок, на магистраль. Она предполагает, наконец, создание всех необходи
мых условий для непрерывного творческого роста, дальнейшего повышения квалификации каждого работника мастерских и отдела планировки.
Без достижения всего этого, при том в кратчайшие сроки, нечего и говорить о подлинной перестройке. Одним из решающих условий проведения такой перестройки является смелое развертывание большевистской самокритики в среде работников вновь соз
данных мастерских. Лазарь Моисеевич неоднократно указывал на то, что московские архитектора справятся с возложенными на них задачами по строитель
ству новой Москвы и по воспитанию новых кадров мастеров архитектуры только при условии разверты
вания смелой самокритики в своей среде. Теперь, на нынешнем этапе реконструктивных работ по созданию новой социалистической Москвы, особенно не
обходимо осуществить это указание, ибо каждые идея, мысль, принятое решение по планировке реа
лизуется в натуре в виде огромных материальных ценностей, исправление которых потом потребует чрезвычайно больших средств и сил.
Самокритика, забота о людях, о кадрах, постоянный обмен опытом — все это обязательные условия плодотворной деятельности вновь созданных мастер
ских, районных архитекторов и Отдела планировки Моссовета.
Творческий энтузиазм, с которым уже принялись за работу руководители, авторы, архитекторы, инже
неры и экономисты архитектурно-планировочных ма
стерских и районные архитекторы, дает уверенность в том, что поставленная партией и правительством за
дача по реконструкции и перестройке Москвы будет с честью выполнена.