Первый (бывший Николаевский) вокзал в Москве в GO-х годах прошлого века па Каланчевской ил.
идущие в обход Воробьевых гор с площадями внутри кольца, в 3—4 раза большими, чем территория тогдашнего города. Было принято ре
шение в пользу одного из средних вариантов кольца, длиною в 54 км и с площадью внутри кольца около 20 тыс. га.
Около восьми лет потребовалось на осуществление этого проекта, и лишь к 1908 г. Окружная железная дорога была построена по ныне существующей трассе. Однако, проектанты и строители дороги не смогли учесть перс
пективы дальнейшего развития железнодорожного узла и города и не согласовали их. Так вопрос о технической эксплоатации узла в целом был решен неправильно, некоторые радиальные линии не были связаны о кольцом Ок
ружной дороги, ряд сортировочных станций был расположен внутри кольца, вследствие чего только часть транзита перешла на Окружную до
рогу, остальной же продолжал проходить по внутриузловым соединительным ветвям. Част
ная собственность на землю и в силу этого стихийный рост города привели к тому, что зна
чительные участки Окружной дороги оказались внутри городской черты и были со всех сторон зажаты городскими строениями. В результате недостатки Московского узла не были устранены постройкой Окружной дороги и затруднения в работе узла росли.
Империалистическая, а затем гражданская войны еще более подорвали техническую базу Московского узла. Работа его в первые годы
революции резко упала и в 1922/23 году составила около 6,5 млн. тонн против 9,0 миллио
нов тонн, переработанных узлом в 1913 году. Но такое положение длилось недолго. Уже в 1925/26 году работа узла перевалила за довоенный уровень и достигла 10,5 млн. тонн.
За первую пятилетку и первые годы второй
пятилетки была значительно усовершенствована техническая основа узла. Построены разгружающие узел обходные направления по трассе во
сточного полукольца; электрифицировано пригородное движение на Северной, Казанской и Горьковской линиях, всего на протяжении 134 км; уложен дополнительные пути на Северной, Казанской, Савеловской и других линиях; закончено строительство Казанского вок
зала, частично переоборудованы и расширены вокзалы Октябрьский, Северный, Курский, Белорусский; оборудован автоблокировкой, цен
трализованными стрелками и прожекторным освещением ряд главных радиальных направле
ний и станций узла; построен и открыт для пассажиров ряд остановочных пунктов, расположенных на территории города (остановки—Ма
ленковская, Северянин, Москва-Комсомольская, Текстильщики, Фрезер и др.) и т. д.
Однако, все проведенные мероприятия не устранили органических недостатков самой схе
мы Московского узла, стихийно стрившегося на протяжении десятков лет.

Недостатки современной схемы узла

Московский узел в настоящее время состоит из 11 радиальных магистралей, связывающих Москву со всем Союзом и с заграницей. Все радиусы связаны между собой Окружной железной дрогой; кроме этого связь между от
дельными направлениями осуществляется внутриузловыми соединительными ветвями и боль
шим обходным полукольцом, расположенным к востоку от Москвы.
Пассажирскую и грузовую работу узла выполняют следующие основные железнодорожные устройства: 8 тупиковых и один проходной (Курский) вокзалы; 23 пассажирских остано