Начальник Строительного управления Моссовета.

Очередные задачи строителей Москвы

Строители Москвы в 1935 году за 4—5 месяцев построили и сдали в эксплоатацию 72 больших школы, архитектурно оформили и от
делали 13 станций и 17 вестибюлей первого в Союзе и лучшего в мире метро, построили до сотни крупных жилых и общественных зданий и т. д.
Но программа будущего года — первого года осуществления десятилетнего плана реконструк
ции Москвы — намечает работы в 2 1/2-—3 раза больше чем выполнено в этом году.
Естественно, что приступая к подготовке строительства будущего года нужно вскрыть преж
де всего наши основные недостатки и принять срочные меры к их устранению.
Продолжает недопустимо отставать механизация строительных работ. Комплексная механиза
ция совершенно отсутствует. Поэтому отдельные механизмы, имеющиеся на стройках, использу
ются скверно и основные трудоемкие процессы почти совершенно не механизированы.
Для выполнения строительной программы 1936 г. и последующих годов необходима ком

плексная механизация всего строительного процесса.

Земляные работы должны быть механизированы применением экскаваторов, канавокопателей, скреперов и др. Надо полностью применять транспортеры для выгрузки земли из кот
лованов и засыпки в бункера. Для комплексного механизированного производства земляных ра
бот организована при Строительном управлении специальная контора по земляным работам.
Широко и смело следует использовать электрофицированный инструмент и все виды так называемой малой механизации.
Особое значение имеет механизация штукатурных работ. Организованная около 2-х лет тому назад Машинно-штукатурная контора влачит по сей день жалкое существование. Например, до сих пор она не имеет ни одного компрессора.
Между тем аггрегатирование растворонасоса с воздушной струей, подаваемой по шлангу из компрессора через сопло, дает поразительный эффект механизированного вабрызга или шту
катурки фасадов «под шубу». Отскок раствора от стены почти сведен на нет.
Нужно в кратчайшее время укрепить кантору, дать ей (Необходимые компрессоры, резиновые шланги ит. д.
Наряду с этим, нужно повести энергичную работу по изготовлению так называемой сухой штукатурки.
Огромный вопрос—организация работ на площадке. До сих пор работы на стройках ор
ганизованы чрезвычайно кустарно, подчас (Непродуманно, технически и экономически необос
нованно. Территории построек представляют захламленные свалки материалов. Подъезды для автотранспорта часто такие, что на руках приходится вытаскивать завязшие в грязи и ухабах машины. При транспортировке кирпича бой
его от беспрерывных перевалок и перегрузок достигает 30—40% Нужно решительно и полностью перейти на перевозку кирпича в. контейнерах. Плохая расстановка рабочей силы, отсут
ствие параллельности в ведении строительных процессов сильно удорожает постройку, ухудшает качество и замедляет темпы.
Бесхозяйственно ведутся сантехнические работы: пробиваются дыры в только что поставлен
ных и оштукатуренных перегородке, перекрытии, по лестничным клеткам и т. д. Сантехнические работы необходимо вести одновременно и параллельно с ходом стройки, начиная с земляных работ. Такая организация работ сразу дисциплинирует стройку во всех отношениях, и при том сильно удешевит ее.
В правильной организации стройпроцессов должны быть заинтересованы и архитекторы. Надо их еще теснее связать с производством. Предложение Н. С. Хрущева об усилении: ответственности архитектора за технический про
ект, за смету, заставит архитектора экономить непроизводительные затраты на стройках и ликвидировать, так называемые, «ремонтные» рабо
ты в процессе стройки, которые правильнее было бы называть «бесхозяйственными» работами.
Правильное использование (квалифицированных рабочих и технического персонала, обучение пользоваться механизированным и электрофицированным инструментом, новыми высококачественными материалами и оборудованием, под
готовка новых кадров и внимательное, чуткое отношение к имеющимся кадрам — все это является основными элементами правильной организации строительных работ.
Только в индустриализации нашего строительства, только путем изготовления всех элементов стройки на специальных заводах и фабриках, можно быстро и высококачественно строить с минимальной затратой рабочей силы. Колоссальный объем непромышленного строитель
ства в Москве в 1936 году (почти 1 миллиард рублей) властно требует коренным образом из
менить нынешнюю практику строек, когда на каждой из них начальник работ вынужден все производить на месте кустарно, неорганизован
но, дорого, с перерасходом материалов и рабочей (силы. Серьезной причиной, тормозящей на
лаживание производства деталей и элементов зданий индустриальным путем является отсутствие хороших, архитектурно-проработанных, высококачественных стандартов, взаимно согласованных как с проектом, так и с технологией производства. Существующие стандарты на основ
ные строительные материалы — цемент, известь, алебастр, кирпич, (металлы и т. п. далеко не ис
черпывают потребности строительства. Одно из самых узких мест нашего строительства — это
отсутствие отделочных материалов. Между тем проработанных стандартов на них о фактурам,
размерам, рисункам, технологии и (креплении к основным элементам стройки не имеется.