Стандарты предыдущих 3—5 лет настолько себя дискредитировали непроработаянностью в архитектурном отношении и с точки зрения ка
чества, что отпугнули от себя архитекторов и проектировщиков. Стандарт в строительстве стал синонимом чего-то скверного, принудительного, низкокачественного.
Сейчас нужно коренным образом изменить отношение к стандартам. Нужно в борьбе за нашу советскую стандартизацию объединить луч
ших архитекторов, строителей и технологов и так переработать стандарты, чтобы они были лучшими из лучших не только наших советских, но и заграничных образцов.
При этом вовсе необязательно иметь один стандарт, к примеру, на дверь, на оконные пе
реплеты или на дверную ручку. Нужно иметь ассортимент стандартизированных образцов на каждое изделие, чтобы архитектору, строителю можно было выбрать подходящий для архитектуры его сооружения стандарт.
Разработанным в таком порядке стандартами можно и нужно охватить почти все элементы
зданий, отделки, оборудования. Изготовление изделий по этим стандартам следует организовать на заводах и фабриках, которые надо спе
циализировать на определенных утвержденных образцах с выпуском каталогов, иллюстрированных чертежами, техническими условиями и калькуляцией. Это чрезвычайно сэкономит проектировочную работу архитекторов.
Сейчас, по решению МГК ВКП(б) и Президиума Моссовета организованы специальные тресты по отделочным материалам, по комму
нальному оборудованию, контора по бетонным и керамическим изделиям, контора по столярным изделиям. Отделу Проектирования Моссо
вета и Строительному управлению необходимо с участием лучших архитекторов, инженеров-проектировщиков, технологов и строителей, разра
ботать новые высококачественные стандарты и технические условия и предложить работать по этим стандартам новым трестам. Стандартизи
ровать надо все отделочные материалы и элементы (карнизы, лепку, столярку, балки, перемычки, ступени, балясники, наличники, подоконники, лестничные площадки, наружную облицовку и т. д.
Большим сдвигом в деле индустриализации строительства является организация в Москве треста крупно-блочного строительства. Этот вид строительства имеет значительную опытную практику как в Москве, так я в ряде других городов. Трест должен построить к 1 августа
1936 года 15 зданий школ и до конца года несколько крупных жилых домов.
К крупно-блочному сборному строительству среди архитекторов, за малым исключением, су
ществует отрицательное отношение. Дескать, блоки и сборное строительство мешают архитектору в оформления здания и решении фасада и плана. Эти товарищи, очевидно не ус
воили производственный процесс изготовления блоков, которые могут быть даны любого ри
сунка, профиля, фактуры и рельефа. Ведь лепка изготовляется тоже в формах (капители, тяги, карнизы и пр.). Все пропорции, членения, все особенности архитектурного оформления и ре
шения фасада могут быть выполнены в крупных блоках сборным строительством. Трест крупно
блочного строительства должен так работать, чтобы обеспечить полное осуществление утвер
жденного архитектурного проекта и давать шко
лы, жилые дома целиком сборными, с полной комплексной механизацией производства всех видов строительных работ.
Одно из очень больных мест наших строек — положение с естественными нерудоископаемыми материалами и мраморами, гранитами и известняками для облицовки.
Наша страна является весьма богатой мраморами и гранитами. Но до сих пор механизация добычи и обработки этих материалов находит
ся на очень низком уровне. От этого стоимость этих материалов чрезмерно дорога, что уменьшает их потребление.

Н. К. Всесоюзный институт экспериментальной медицины

В 1936 г. в Москве начинается строительство гигантского комплекса сооружений Всесоюзного института экспериментальной медицины.
Объем сооружений ВИЭМ около 1 млн. М . (главное здание—70 тыс. м3, лабораторный сек
тор — 70 тыс. м3, клинический сектор — 260 тыс. м3, жилищный сектор - 120 тыс. м3, хозяйственный сектор — 200 тыс. м3) . Для строительства Моссоветом отведен прекрасный уча
сток, в Серебряном бору площадью в 400 га. Стоимость строительства определена в 110 млн. руб.
На строительстве ВИЭМ будут использованы новые строительные материалы, каких не применялось еще ни на одной стройке СССР. Например, в клиниках будут резиновые полы
и звукопоглощающие потолки. Здание клиники высотой 23 этажа будет построено из стальной конструкции с особыми легкими заполнителями.
Здания ВИЭМ строятся по проекту, разработанному проектным отделом Управления строительства ВИЭМ под руководством Н. Е. Лансере. Этот проект был принят правительственной комиссией к постройке в результате закрытого конкурса, проведенного среди виднейших ленинградских архитекторов.
Принятый проект выгодно отличался от остальных своей продуманностью, отсутствием замкнутых дворов, тщательной разработкой функциональной стороны, наличием больших зеленых площадей, зеленых защитных зон и наивыгоднейшей ориентацией по сторонам света.
В отвергнутых же проектах форма явно превалировала над функцией, допущены были ар
хитектурные излишества, ненужные украшения и т. д.
Строительство ВИЭМ по плану намечено за

кончить в 1938 г.