Надо признать, что если актуальность этой задачи усвоена всей массой московских архитекторов, то этого еще нельзя сказать о конкретных путях и методах ее осуществления. Некоторые, например, ошибочно по
лагают, что за последние годы мы не создали таких молодых кадров архитекторов, которым была бы свойственна творческая инициатива, горячее желание про
двинуть архитектурное искусство вперед; они огульно оценивают архитектурную молодежь, как «серый тип работника» и находят «выход» из этого мнимого по
ложения, главным образом, в том, чтобы побуждать молодежь к творческой инициативе, к неустанной работе над собой путем создания «конкурирующих условий» — открытых конкурсов.
Носители таких взглядов забывают или не усвоили сущую «мелочь». Они забывают, что для советской молодежи, в том числе и архитектурной, ведущим стимулом в работе является любовь к социалистической
родине, к ее строителям, желание дать им максимум того, что она может дать. Они забывают, что для советской молодежи родным, близким является не метод конкуренции, а метод социалистического соревнования. Мы не против конкурсов, в том числе и открытых, но мы за то, чтобы эти конкурсы проводились на основе социалистического соревнования, которое, как давно говорил товарищ СТАЛИН, каждого обязывает хорошо работать, помогать отстающим и подтягивать их на уровень передовиков. Мы не против конкурсов, но не в них мы видим главные методы и способы выращивания кадров.
Некоторые архитекторы так же ошибочно рекомендуют делать ставку только и исключительно на таланты. Но проблема архитектурных кадров никоим обра
зом не может быть ограничена вопросом об отдельных талантах.
— «Лозунг «кадры решают все» — требует, чтобы наши руководители проявили самое за
ботливое отношение к нашим работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области они
ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т. д.» (СТАЛИН).
Вот почему мы обязаны бережно, кропотливо, любовно выращивать каждого архитектора. Вот почему неправильно видеть главный метод выращивания архитектурных кадров в ставке на таланты, равно как и в создании «конкурирующих условий».
Основной путь создания полноценных кадров архитекторов лежит через превращение архитектурно-пла
нировочных мастерских в подлинно творческие, сплоченные коллективы, в которых каждый архитектор — молодой и старый — имел бы вполне благоприятную обстановку, помощь и руководство для непрерывного усовершенствования, для творческого соревнования и роста.
Созданные по инициативе Л. М. КАГАНОВИЧА ар. хитектурные мастерские уже достигли значительных успехов на этом пути. Но перед лицом гигантских за
дач по осуществлению реконструкции Москвы и в свете поставленной задачи выращивания кадров, достигнутыми успехами мы ограничиваться не можем.
— «Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники на заводах и фабриках, — научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с такой же охотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за та
кой-то период, и как мы помогли людям в том, чтобы они росли и закалялись на работе. Чем это объясняется? Объясняется это тем, что у нас не научились еще ценить людей, ценить работников, ценить кадры».
Этот справедливый упрек товарища СТАЛИНА целиком относится к архитектурным мастерским.
Необходимо, чтобы в каждой мастерской руководители и основной костяк творческого коллектива — ар
хитекторы, авторы, руководители бригад — глубоко усвоили, прочувствовали свою ответственность за вос
питание, за рост каждого работающего с ними, или вновь пришедшего со школьной скамьи архитектора. Нужно проявлять по отношению к каждому работнику мастерской чуткость и внимание, нужно кропотливо помогать каждому из них, учитывая индивидуальные особенности людей, своевременно поощрять и выдви
гать хорошо работающих, одновременно подтягивая отстающих.
Общественность и руководство мастерских должны решительным образом бороться с нездоровой тенден
цией отдельных молодых работников, склонных после первых же успехов «почить на лаврах», мнить себя уже законченными зодчими, не нуждающимися в упорной работе над самоусовершенствованием.
Также решительно нужно бороться и с другими вредными тенденциями отдельных товарищей, как например, со стремлением превратить архитектуру в ре
месло и средство наживы. Мастерские и их работники должны быть школой творчества, а не коммерческой конторой. Всем проявлениям коммерческого подхода к архитектурному творчеству должен быть дан решительный отпор.
Некоторые товарищи из руководящего состава мастерских смотрят на ту часть молодых работников, которая не сумела сравнительно быстро выявить свои дарования, показать успехи в творческой работе, как на неспособных людей, не имеющих достаточных природных данных для успешной работы в области архитектуры, В соответствии с таким ошибочным взгля
дом этим товарищам уделяется меньшее внимание, их держат на одной и той же черновой работе. Но такой взгляд и такое отношение к молодым работникам не имеют ничего общего с указаниями товарища СТА ЛИНА о проявлении самого заботливого отношения к
работникам — «малым» и «большим». Такой подход к людям противоречит его же указанию на то, что
«школа — это только подготовительная ступень. Настоящая закалка кадров получается на живой работе, вне школы, на борьбе с трудностями, на преодолении трудностей. Помните, товарищи, что только те кадры хороши, которые не боятся трудностей, которые не прячутся от трудностей, а наоборот — идут навстречу трудностям для того, чтобы преодолеть и ликвидировать их».
Упорным трудом вооружить каждого молодого архитектора многообразными знаниями, опытом и мастерством во всех областях архитектурного искусства — это несомненно большая трудность. Но не прятаться от этой трудности следует опытным, маститым мастерам архитектуры, а отдать все силы на ее преодоление
Такова задача. В процессе ее осуществления будут расти и молодые кадры и те, кто уже вооружен мно
голетним богатым опытом. А расти нужно всем — и молодым и старым. В работе еще многих старых
мастеров нехватает высокой культурности. Зачастую архитектор редко или совсем не бывает на стройке, осуществляющей его проект в натуре, или жалуется, что с ним не желают считаться на строительстве. Но все это в значительной мере объясняется еще совершенно недостаточной технической грамотностью не
которых архитекторов. Еще далеко не все из них могут уже теперь быть квалифицированными командирами на строительстве.
Неуклонно выполняя указания вождя партии и трущихся, московский отряд советских архитекторов дружно преодолеет все эти недостатки и будет в авангарде борьбы за воспитание кадров.
«Кадры решают все» — таков путь борьбы за достижение вершин человеческого счастья, путь к полному и всестороннему расцвету нашей социалистической родины. На этом пути советские архитекторы должны быть в первых рядах творцов нового социалистического общества.