КАДРЫ

Арх. ВЛ. АЛЬТШУЛЛЕР Наши первые шаги

„Лозунг „кадры решают все“ — требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим ра
ботникам, к „малым и „большим , в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т. д. .
И. Сталин
Развернувшееся горячее обсуждение речи тов. Сталина о кадрах от 2-го мая в архитектурнопроектных и планировочных мастерских Моссовета, а также в проектных трестах и конторах нар
коматов, наглядно показало, что забота о росте
молодых архитекторов, заинтересованность в выковывании достойной смены находятся не на должной высоте в большинстве проектных организаций нашей столицы, а в отдельных учре
ждениях архитектурная молодежь находится в беспризорном состоянии.
И это не потому, что нет благоприятных условий для выращивания из архитектурной мо
лодежи высококвалифицированнх мастеров советской архитектуры. Всем очевидны неограниченные творческие возможности, которые реально открываются перед нашим поколением. Ог
ромные масштабы строительства в необъятной нашей стране, повышенные требования к архитектурным качествам сооружений, создали ост
рую потребность в новых квалифицированных мастерах архитектуры. Но их надо воспитывать. Им следует давать надлежащие условия для нормального роста. Они должны почувствовать в каждом руководителе сталинскую заботу о человеке, о кадрах. Они должны видеть, что являются в архитектурной мастерской не пасынками.
В проектных же организациях не чувствуется ответственности за подготовку молодых архитекторов, за создание из них плеяды новых полноценных мастеров.
О молодых кадрах нужно заботиться начиная с первых же их самостоятельных работ, т. е. с дипломных проектов. Но вот что мы видели при выпуске архитекторов в 1934—1935 гг. в Московском архитектурном институте.
Кто действительно показал образцовый пример организации, подготовки и выпуска группы молодых архитекторов — это профессор М. Г. Бархин с его доцентами. Он сумел с особой пе
дагогической чуткостью внедрить студентам соз
нание необходимости выполнения задания в срок, критического освоения классического на
следия, борьбы за высокое качество, за проектирование реальных масштабов. После сдачи диплома проф. Бархин счел своим долгом поговорить с каждым из студентов, отечески указав им их недостатки, отметив над чем им сле
дует повседневно работать. Такое внимание долго не забывается и дает реальные результаты.
Совсем иначе отнеслись к своим дипломникам другие профессоры-руководители. Свою по
мощь в дипломном проектировании они свели лишь к тому, чтобы кое-как выпустить пору
ченную им группу. За полугодовую работу с дипломниками они половину студентов не знали даже по фамилиям и провалившихся на ди
пломе или получивших самую низкую оценку,
они провожали со спокойным возгласом: «не родился, значит, архитектором». Потом в ма
стерской они же удивлялись, каким образом эти беспокойные юноши делали неплохие проекты.
Архитектурная молодежь, сдав диплом, со всем пылом и энтузиазмом нашего молодого поколения, рвется к большой работе архитек
турного творчества, стремится, прежде всего, в архитектурно-проектные мастерские. Но послед
ние оказываются не очень-то доступными для них. Прием, оказываемый здесь на первых по
рах их самостоятельной работы, играет большое значение в развертывании их способностей. Мо
лодые архитекторы хотели бы почувствовать, что их ждали, что они нужны, что им готовы
помочь стать на ноги, что им, будущей смене, готовы передать весь богатый опыт убеленных сединами мастеров. Они надеются, что к ним будут требовательны, что им будут помогать. Они хотели бы, чтобы мастерские действительно явились их творческой школой.
Действительность далека от этого. Ряд руководителей проектных мастерских (проф. Ко
корин — 10-я, проф. Крюков — 11-я, проф. Мельников — 6-я) даже не интересовались, чтоб к ним попал кто-нибудь из оканчивавших Архитектурный институт, в котором они сами преподают. Не проявили интереса к этому во