пpocy и большинство руководителей планировочных мастерских Моссовета.
Само руководство института (т. Сереженкин) не направляло кончающих институт в ма
стерские, а распределяло их по периферии, не интересуясь — попадут ли они на работу по специальности или нет? При отсутствии системы в распределении студентов на выучку к мастерам, студенты стремились всякими способа
ми самоопределяться и нанимались на работу, ломая все разверстки Наркомтяжпрома. Исклю
чением явилась лишь группа «парттысячников», которые были направлены в архитектурные мастерские Центральным комитетом партии.
На общем фоне «прохладной» встречи мастерскими молодых архитекторов незабываем теплый прием, устроенный секретариатом оргкомитета Союза архитекторов группе окончив
ших институт молодых архитекторов-парттысячников. Тт. Александров и Алабян, ввели нас в курс работы оргкомитета, охарактеризовали стоящие перед архитектурной общественностью
творческие задачи, заинтересовались куда и на какую работу каждый из нас попал, в какую обстановку и т. д. Они выдвинули вопрос о поддержке нас в дальнейшей практической и теоретической учебе, в архитектурном развитии и призывали включиться в общую семью архитектурной общественности.
В самих же мастерских и проектных трестах такую заботу и такое внимание редко кто встречал. Подход к использованию пришедших или кое-как попавших в мастерские молодых зодчих определялся некоторым ознакомлением с показателями учебы в институте и растороп
ностью самого поступившего. Арх. Фридман, например, видя, что молодой архитектор Бушин достаточно расторопен, поручил ему разработку проекта школы от начала до конца.
Зато молодого архитектора Минькова, скромного в своих требованиях и не претендующего сразу на большие дела, предпочитающего шаг за шагом осваивать работу, т. Фридман почти не замечает.
Такая же картина и во 2-й мастерской Наркомтяжпрома. Пришедший из вуза расто
ропный и способный тов. Федосеев немедленно включается в большую работу, прикрепляется к архитектору Виленскому и загружается по
следним доотказу. В то же время молодой архитектор Вигушин, работающий медленнее, хотя художественно, графически и архитектур
но так же крепко подкованный, расценивается своим руководителем архитектором Ершовым как неполноценная рабочая единица, не могущая справиться с быстрыми темпами, и загружается мелочными работами.
Профессор Фридман и архитекторы Вилен
ский и Ершов, по нашему мнению, забывают, что над пришедшей к ним молодежью нужно еще много работать, что они ответственны за рост молодых архитекторов, за плановую их учебу. Если же эта способная молодежь будет предоставлена самой себе, без серьезной опеки, руководства, она скоро выдохнется.
Некоторые архитекторы-авторы в мастерских смотрят на прикрепленных к ним молодых архитекторов, как на лишних людей в бригаде. Яркий пример — пребывание молодого архитектора Николаевой в группе архитектора Лиха
чева в проектной мастерской № 2 Моссовета. В течение 2-х месяцев она «ловила» случайную работу, по полдня сидела без дела, никто ею не интересовался, хотя она довольно активный человек. Лишь когда дело дошло до скандала, ее перевели в другую бригаду, где обещают поставить в лучшие условия.
Неполноценно используется молодой архитектор Крижевич и другие, в группе архитектора Джуса в проектной мастерской № 4 Моссовета. Молодым архитекторам здесь не доверяют даже отмывку фасадов, эскизировку. Мо
лодежь, конечно, дисквалифицируется. Бригада насыщена молодыми силами, а тов. Джус, пре
исполненный самыми благими намерениями, не может физически осуществить достаточное ру
ководство ими, так как он и проектирует, и учится в академии, и одновременно является заместителем руководителя мастерской. Рядом же находится сильная бригада архитекторов Капустиной и Кусакова, в которой молодежь могла бы расти, но эти авторы не взяли к себе ни одного кончившего в этом году архитектора.
Молодому, способному архитектору Розенбергу, приглашенному в 1-ю проектную мастер
скую Моссовета, созданы хорошие условия для работы и роста благодаря прикреплению его к сильной группе архитекторов Парусникова и Со
болева. Но и здесь дело не доведено до конца. Полезнее было бы прикрепить его не к группе, а персонально к какому-нибудь архитектору, который лично отвечал бы за его рост и повышение квалификации.
Недавно окончившую вуз тов. Червонную. М. держали месяц в отделе планировки без дела. Потом ее направляют для работы в планировочную мастерскую № 8, руководитель которой А. И. Мешков сразу ей предлагает занять
место умершего крупного архитектора Осипова. Это предложение было равносильно отказу ис
пользовать ее. Понадобилось введение в штат новой единицы для того, чтобы можно было предоставить т. Червонной работу. Сделала она несколько планировок кварталов, но никто эту работу не просматривал, не обсуждал, не критиковал.