Теплофикация и газификация
В строительство теплоцентралей и проводку теплосетей в 1935 г. вкладывается около 45 млн. руб. Основ
ным объектом строительства является Сталинская ТЭЦ, общей мощностью в 200 тыс. квт.
В текущем году, в 1-ом полугодии, должна быть закончена и сдана в эксплоатацию первая очередь этой ТЭЦ, мощностью в 25 тыс. квт. В этот же период должна быть закончена полностью постройка ТЭЦ Теплотехнического института и сдана в эксплоатацию последняя турбина, мощностью в 24 тыс. квт. Общая мощность этой теплоцентрали после сдачи этой тур
бины достигнет 64 тыс. квт., включая 4 тыс. квт. по старой станции,
В сооружение Фрунзенской ТЭЦ будет вложено в 1935 г. 12 млн. руб. Принятый график даст возмож
ность пустить в эксплоатацию в 1937 г. первую очередь этой теплоцентрали на 50 тыс. нвт.
В результате работ 1935 г. общая мощность эксплоатируемых теплоцентралей в гор. Москве возрастет с 64 тыс. квт. до 113 тыс. квт., т. е. почти на 80%:
Длина теплофикационной сети за текущий год увеличится на 10,2 км, что даст возможность теплофи
цировать ряд крупнейших заводов в Сталинском и Пролетарском районах: Велозавод, «Серп и Молот» и др., и провести теплосеть к Дангауэровской слободе и к Банно-прачечному комбинату Пролетарского района.
В центре города, будут теплофицированы новая гостиница Моссовета, дом Комитетов СТО, Ленинская библиотека, Кремлевская больница и другие здания.
В Красно-Пресненском районе в 1935 году будет теплофицирован жилой городок имени 1905 года.
Проводимые в текущем году работы по реконструкции Московского газового завода дадут возможность увеличить выработку газа в 1936 году на 30 млн. м3. Такое увеличение выработки даст возможность, на
ряду с усилением подачи газа промышленности, в 11/2 раза расширить число газифицированных жилых зданий. В 1935 г. длина газовых магистралей повышенного давления увеличивается на 2,4 км.
Жилищное строительство
Решение о преимущественном строительстве новых жилых домов на основных магистралях и в первую очередь на набережных потребовало особенно тщательного архитектурного оформления нового жилищного строительства.
Проделанная архитектурно-планировочными мастерскими Моссовета работа по проектированию жилкомбината на Смоленской набережной дает представле
ние о типе домов, которыми застроится одна из будущих красивейших магистралей г. Москвы — одетые в гранит набережные Москва-реки.
Из общей суммы затрат на жилищное строительство в 1935 году в 200 млн. рублей значительная часть направляется на новое жилстроительство. Сумма эта распылена между многочисленными наркоматами, предприятиями и ведомствами. Многие из этих орга
низаций выстроить самостоятельно большой дом на набережной не смогут; но большинство организаций, объединив свои разрозненные по предприятиям ассигнования, сможет построить один или несколько прекрасных домов на одной из московских набережных,
оформленных как единый архитектурный комплекс. Помимо Смоленской и Ростовской набережных, проек
тирование единого архитектурного ансамбля ведется по Котельнической и Гончарной набережным.
В 1935 г. должна быть закончена постройка ряда домов, строительство которых было начато в предыдущем году. Среди подлежащих к сдаче в эксплоатацию домов ряд крупных зданий: дом з-да им. Вой
товича, дом Госбанка, дом Ленинского Районного РЖСКТ, дом артистов Большого академического театра, дом НКВода, дом Метростроя, дом завода «Калибр», дом библиотеки им. Ленина, РЖСКТ политкаторжан, дом специалистов и др.
Значительная часть этих домов будет закончена в первом полугодии, так как строительство их перешло на 1 января 1935 года с весьма высоким процентом технической готовности.
Особое место занимает строительство гостиницы Московского Совета — в текущем году должна быть сдана в эксплоатацию первая очередь гостиницы на 300 номеров (по Охотному ряду) и закончено строительство второй очереди — по ул. Горького до пло
щади Революции. На это строительство Московский Совет отпускает 12 млн. руб.
На строительство дач Мосгордачсоюзу и Мосгоржилстройсоюзу выделено 3 млн. рублей. Эта сумма даст возможность развернуть дачное строительство крупнейшим московским предприятиям и стройкооперативам.
Помимо жилищного строительства в 1935 г. в Москве будет строиться несколько зданий общественного назначения: крупнейшие из них — дом Наркомата
легкой промышленности, заканчиваемый в текущем году, и дом ВЦИК по ул. Кирова № 31/33, также сдаваемый в этом году; в текущем году начинаются работы на основной площадке Дворца Советов и подго
товительные работы по строительству дома Наркомтяжпрома.
Коммунальное хозяйство
Ассигнования на коммунальное хозяйство в 1935 г. увеличатся на 53 млн. руб. по сравнению с 1934 годом, достигнув 185 млн. руб.
Вложение таких колоссальных сумм позволит внести значительное улучшение в столичное коммунальное хозяйство и, в первую очередь, в основные отрасли — водопровод, канализацию, набережные, дороги и трамвай.
В 1935 г. начинается постройка водопроводной станции мощностью на 50 млн. ведер. Эта станция будет подавать в Москву волжскую воду и разрешит проблему водоснабжения г. Москвы на ряд лет.
О размерах этой станции можно судить по тому, что в 1913 г. в Москву подавалось ежедневно всего лишь 8,5 млн. ведер, а сейчас подается 44 млн. ведер. Строительство станции будет закончено в 1937 г., а для решения вопроса о немедленной подаче воды в город в 1935 г. заканчивается строительством и к 1 сентября будет сдана в эксплоатацию Черепковская водопроводная станция, мощностью в 12,5 млн. ведер в сутки.
План 1935 г. предусматривает также прокладку 12 км водоводных магистралей и 24 км разводящей сети. Такое развитие сети даст возможность присое
динить к водопроводу значительное количество жилых домов и в более отдаленных уголках Москвы.
См. № 12 «Строительство Москвы» за 1934 г.