Москва — первоклассный речной порт
Приближаются сроки реализации постановления Пленума ЦК ВКП(б), принятого в июне 1931 г., о сооружении канала, соединяющего Москва-реку с Волгой.
Всесторонне рассмотрев этот вопрос в перспективе десятилетий, июньский Пленум ЦК 1931 г. решил коренным образом разре
шить задачу обводнения Москва-реки путем соединения ее с Волгой. ЦК партии принял проект строительства канала Москва — Вол
га, разрешающий вопрос не только водоснаб
жения Москвы, но превращающий Москвареку в судоходную реку, соединяющую г. Москву через Волгу с Каспийским морем, через Волга — Дон—с Черным морем, а по Мариинской системе — с Балтийским и Белым морями.
Москва превращается в первоклассный узел водных путей сообщения, канал ставит и разрешает задачу прочного кооперирования в работе водных путей с железными доро
гами, радиально сходящимися к столице Со
ветского Союза. Первоклассный московский порт явится необходимым элементом в комплексе сооружений, образующих новое лицо реконструированной Москвы.
Грузооборот Московского порта на 1945 г. определяется цифрой порядка 12—43 милли
онов тонн, причем прибытие в порт грузов составляет 92 проц. всего грузооборота. От
сюда вытекает основная задача порта: он должен принять с воды и передать на город
ской транспорт для распределения между разбросанной по всему городу клиентурой 92 проц. всего грузооборота. Для сокраще
ния пробегов автотранспорта и удешевления стоимости перевозки отдельные участки порта должны быть расположены возможно ближе к центрам потребления грузов.
В соответствии с этим исключается идея сосредоточенности порта, и схема строится в виде ряда промышленных пристаней и кольца гаваней, охватывающего город.
Гидросмыв грунта на строительстве порта
Основными гаванями Московского порта, в которых будет сосредоточена переработка главной массы грузов, являются Северная, Западная и Южная. Северная гавань строится Москва-Волгостроем и будет сдана в эксплоатацию весной 1937 г. Западная гавань стро
ится Наркомводом и должна быть сдана в эксплоатацию в то же время 1.
Технический проект Южного порта
Управлением строительства канала Москва— Волга на основании постановления Совнаркома СССР от 15 февраля 1937 г. раз
работан технический проект Южного порта на Москва-реке на участке у Сукина болота, с устройством грузовых и пассажирских причалов у бункерной гавани, с железнодорож
ными путями, складами и засыпкой болот на левом берегу р. Москвы (Сукино бол.) и у деревни Нагатино — на правом берегу.
Схема организации работ и календарный план строительства по Южному порту со
ставлены в соответствии с указанным Сов
наркомом сроком окончания строительства к 1 июля 1939 г. Стоимость всех работ по
строительству определялась в 139 миллионов рублей; в эту сумму не включены затраты Мосэнэрго по переустройству высоковольтных линий в размере 2 млн. руб.
В основу технического проекта Южного порта положен грузооборот в 2400 тыс. т, что составляет 20% грузооборота всего Мос
ковского водного узла в 1942 г. В составе грузооборота Южного порта преобладают лесные и минерально-строительные материалы, составляющие 65% всего грузооборота.
Пассажирооборот Южного порта запроектирован в размере 410 тыс. человек, в том числе 380 тыс. дальнего следования и 30 тыс.— в местном движении.
*****
Для переработки грузооборота запроектирована грузовая гавань, причальный фронт которой имеет протяжение в 2160 пог. м. Га
вань скомпанована в виде двух больших, наклонных к оси судового хода, пирсов, из которых на ближайшем к городу произво
дятся операции с генеральными грузами, а на втором — со строительными материалами, минеральными и лесными грузами. Каждый пирс имеет 6 причалов. Кроме того, имеются причалы для дров, живого скота, три слу
жебных причала и два причала для сливной станции.
Склады для генеральных грузов запроектированы железобетонные, архитектурнооформленные, длиной 40 м и шириной 20 м, с рампами со всех сторон, шириной 3 м. Общая площадь складов для генеральных грузов составляет по проекту 25 000 м2.
Набережная грузовой гавани запроектирована как слабоармированная бетонная
1 Северной гавани в этом номере журнала посвя
щена отдельная статья.—Ред.