Преодолеть косность. Строить полноценные квартиры

Планировка жилых ячеек в новых домах прошла за последние годы через ряд этапов, — от отрицания организующей роли квартиры в жизни семьи и ряд других извращений, непосредственно связанных с увлечением буржуазным конструктивизмом и коробочной архитектурой, через пропаганду несовершенных типовых ячеек и до современных квартир, призванных удовлетворить возросшие потребности трудящихся, учитывать их индивидуальные нужды, характер и состав семьи и т. д.
Основные требования, предъявпяемые к квартире: планировка, обеспечивающая удовлетворение всех
требований санитарии и гигиены, комфорт и уют, красота и прочность отделки, перенесение в практику нашего жилищного строительства всех достиже
ний зарубежной строительной техники. Квартиры,
строющиеся для трудящихся Моснвы, должны быть безукоризненными во всех отношениях, ибо «нынеш
ний рабочий, наш советский рабочий, хочет жить с покрытием всех своих материальных и культурных потребностей и в смысле продовольственного снаб
жения, и в смысле жилищ, и в смысле обеспечения культурных и всяких иных потребностей. Он имеет на это право, и мы обязаны обеспечить ему эти условия» (СТАЛИН).
Но если задать себе вопрос: все пи сделано в Москве при строительстве жилых домов для реализации этого требования товарища Сталина, высказанного им уже 6 лет назад? Необходимо со всей прямотой и откровенностью ответить на него отрицательно. Нет, мы не удовлетворены ни планировкой, ни качеством жилых ячеек в новых домах.
Оргкомитет Союза советских архитекторов неоднократно занимался вопросом планировки жилья. И! пленум Оргкомитета, состоявшийся в июне 1936 г., был специально посвящен архитектуре жилого дома. Но поставив вопрос и наметив ряд мер к улучшению планировки квартир, Оргкомитет на этом успокоился.
Он недостаточно интересовался тем, какую научноисследовательскую работу проводит в области жилья Академия Архитектуры. Он прошел мимо и не поддержал своим авторитетом ряд интересных планировочных предложений, как, например, предложение о выходе трех, четырех и более квартир на площадку лестничной клетки, что повело бы к значительной рационализации и удешевлению строитель
ства (см. в частности статью проф. Д. Ф. Фридмана— журн. «Строительство Москвы», № 5, за 1936 г.). Он не прислушался к многочисленным указаниям трудя
щихся на необходимость ликвидации того положения, при котором мусор и отбросы приходится носить по парадной лестнице и выносить во двор через улицу.
Отдел проектирования Моссовета и его проектные мастерские не возглавили борьбу за полноценную квартиру. Не проводятся устраивавшиеся прежде бе
седы авторов проектов жилых домов с их будущими жильцами. Контакта между архитекторами и жиль
цами выстроенных по их проектам домов, после сдачи последних в эксплоатацию, как правило, нет.
В этом отношении чрезвычайно показательны материалы по планировке жилых ячеек, публикуемые в настоящем номере журнала. Из них вытекает, что наряду с некоторым количеством действительно про
думанных жилых ячеек в практике проектирования, осуществляемого мастерскими Моссовета, все еще встречаются дефекты, свидетельствующие о том, чтг архитекторы — авторы проектов — мало задумываются о конкретных бытовых потребностях будущих жильцов возводимых по их проектам домов.
Как на пленуме Оргкомитета Союза советских архитекторов, так и на многочисленных собраниях архи
текторов обсуждалась и была осуждена планировка ячеек, при которой во все помещения квартиры можно попасть только из передней, причем ни одна комната непосредственно не сообщается с другой. Под
черкивалось, что такая планировка не объединяет, а разобщает семью. Это казалось бы давно стало аксио
мой. Однако, авторы разбираемых проектов арх. Чериковер и арх. Дидерихс компануют ячейки именно по этому неправильному принципу. Арх. Дидерихс проек
тирует квартиру в 3 комнаты без отдельной уборной, несмотря на то, что совмещение уборной с ванной в трехкомнатной квартире запрещено. Обратив все вни
мание на оформление фасадов, автор проекта дома «Главсевморпути» арх. Иохелес заставляет жильцов своих ячеек попадать из передней в длинный коридор, ведущий в двухкомнатную квартиру.
Огромную популярность приобрели в практике зарубежного жилищного строительства встроенные шка
фы для различнейших предметов: для платья и белья, шкафы-кладовки, для хозяйственных предметов, для чистки обуви. Таков далеко не полный пе
речень приспособлений, облегчающих труд домашних хозяек и высвобождающих площадь для жилья. Почему же арх. Дидерихс является их противником и не предусматривает их в своем проекте? Почему в нем отсутствуют также комнаты для домашних работниц?
Большинство новых домов не имеет мусоропроводов. В них не предусмотрены грузовые лифты для подъема доставляемых на дом продуктов непосредственно в квартиры. Вообще в проектировании жилых домов чувствуется косность и консерватизм, разбить которые необходимо во что бы то ни стало.
Не потерял своей остроты и вопрос о так называемых «мелочах», больно бьющих жильцов новых домов. Качество скобяных изделий, расположение све
товых точек, покраска отдельных комнат — все это детали, требующие повседневного наблюдения архитектора в период стройки. Отсутствие такого наблю
дения и руководства приводит зачастую к недопусти
мой небрежности в отделке и оборудовании нвартир, которую мы наблюдаем и в ряде законченных строительством в 1937 г. домов.
В повестке дня Всесоюзного съезда архитекторов стоит доклад, посвященный архитектуре жилого дома. Съезд должен будет подчеркнуть, что актуальнейшей и еще нерешенной проблемой является плани
ровка жилья. Определив отправные точки, основные принципы этой планировки и сказав полным голосом, что она должна учитывать не только индивидуальные потребности жильцов, но и все требования удобной, уютной и рационально организованной жиз
ни, проникнувшись огромным значением этой задачи, наши архитекторы перестанут подгонять квартиру к фасаду и дадут трудящимся полноценное удовлетворяющие их жилье.