Чем ближе подходим мы к отдельным театрам, тем проявление классовой борьбы в искус
стве становится ощутимей, тем больше делаемся мы ее живыми участниками. И тут двух мнений
быть не может: либо делить шаткость позиций одних, либо будить и поднимать пролетарски общественное сознание у других, которые по всем данным уже стучатся в «царские врата» всех театров. Это — возникающие в старых театрах оппозиционно-здоровые общественные группы, так сказать, театральных «меньшинств».
В силу этого злое влияние отходящего мира особенно страшно.
Правда, налицо уже новый, властно ступающий мир, несущий с собой счастливое внеклассовое будущее. Тем не менее, между окончатель
ным поражением одного и неизбежной победой нового, все-таки должно пройти много времени.
Но возникающий океан новых понятий несет на своих волнах театральный корабль уже под советским флагом и в надежных руках революционного кормчего.
Много найдется любителей оживить покойников; еще больше червей, которые живут и будут жить за счет гнили.
Но здоровый и новый человек не может долго находиться в заразной трупной атмосфере. Выход один — скорей на чистый воздух!
А это означает борьбу не на жизнь, а на смерть. Далее — поддержку молодых сил, борьбу за возможность нормального роста, за лучших
и нужных нам попутчиков, за лучшие и нужные нам ценности старой культуры.
Наконец, это — борьба за новые культурные ценности, которые готовит пролетарская экономика и общественность.

В. А. Павлов ПО ЧУЖИМ ГРАНКАМ

В «Правде», в статье «Советский театр» т. Дубовской ставит важный вопрос о том, каким образом приблизить рабочие массы к театральной культуре.
«Распространенным, к сожалению, является старый, профессиональный, даже цеховой взгляд, что широкие рабочие массы надо обслуживать при помощи «верхнего» театра, профтеатра, что надо понизить цены в наших
театрах, бронировать для рабочих побольше мест, устраивать выезды актеров в рабочие районы и т. д. »
Тут же вполне справедливо автор иронически замечает:
«Попробуйте съездить в театр МГСПС или Мейерхольда с Семеновской заставы или из Симонова, затратив на это 6—7 часов, и вы увидите, что это довольно утомительное дело. И это — в Москве».
Отсюда сам собой напрашивается вывод о необходимости разделения театров (как это в свое время предлагалось в «Новом Зрителе» № 5), на центральные (так сказать, высшие теа-лабора
тории), популяризаторские и самодеятельные. Практических предложений т. Дубовский не делает; однако, проводимое им теоретическое обос
нование текущих задач теастроительства говорит, как-будто, именно за это:
«Процесс продвижения вперед, по революционному пути «верхнего» театра и рассасы
вание его достижений в массовом рабочем театре, — именно здесь завязан центральный
узел современного театра и театральной политики».
Интересно было бы выслушать, какие практические выводы делает сам автор статьи, который, несмотря на проделанную им достаточно глубокую и объемлющую обрисовку нашей теа-действи
тельности, оставляет все затронутые им вопросы без ответа.
Кино-отдел «Вечерней Москвы», стремясь очевидно, не опаздывать с рецензиями, в результате настолько увлекся своим «новым курсом», что опубликовал рецензию... даже ранее выпуска картины. Так появилась на-днях восторженная рецензия Журналиста (авансом! ) о фильме «Наша знакомая
«Нужно было быть режиссером-психологом, постановщиком такой фильмы, как «По зако
ну», нужно быть Кулешевым, чтобы понять — какие громадные кино-возможности дает этот сценарий... Но как бы ни был хорош сценарий, как бы ни был талантлив режиссер — для успеха такой фильмы необходимы и мастера-акте
ры. Такой актрисой, пожалуй, единственной настоящей нашей кино-актрисой является исполнительница главной роли А. С. Хохлова».
Не критикуя, отнюдь, ни сценарий Курса, ни, тем более, работу талантливого Кулешева и киноактрисы Хохловой, просто потому, что этой фильмы пресса еще не видела, мы категорически воз
ражаем против подобных рекламных рецензий, обычно достигающих обратных результатов, и удивляемся редакции, допустившей подобную выходку автора.
Хорошо еще, что в последних двух словах (буквально) довольно пространного и подробного отзыва Журналистом не забыты два скромных слова «готовящаяся фильма»!
MOCK. ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ
„СРЕДИ ВЕЧНЫХ ЛЬДОВ“ Кид-ГАЛЬНБЕК