Великое сооружение сталинской эпохи
Строительство канала Москва—Волга вступило в наиболее ответственный этап максимального развертывания работ. Это замечательное сооружение создается по инициативе т. Сталина, выраженной в исторических решениях июньского пленума ЦК партии 1931 г. по докладу товарища Л. М. Кагановича о городском хозяйстве.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции гор. Москвы» еще раз подчеркнуло громадную роль, которую призван сыграть канал в росте культуры, благоустройства и экономики столицы Советского союза. Наконец последние постановления Совнаркома Союза и ЦК партии от 8 сентября этого года полностью раскрывают большевистские масштабы сталинского плана работ на канале.
Два года назад вступил в эксплоатацию Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. Это сооружение, которым по праву гордится наша страна, было создано в один год и 8 месяцев. За год до окончания Беломорского канала, летом 1932 года, было приступлено к созданию еще бопее величественного сооружения — к строительству канала Москва — Волга.
Настойчиво и решительно страна реализует смелый. грандиозный план соединения первоклассными водными путями пяти морей—Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского.
Канал Москва—Волга явится одним из решающих элементов социалистической реконструкции Москвы и вместе с там важнейшим звеном в реконструкции водных путей Советского союза. По натуральному объему работ и по средствам, которые надо освоить, по разнообразию объектов и по мощности строительных механизмов, по количеству занятых рабочих и по темпам программа этого строительства по праву может быть поставлена в первые ряды мировых сооружений этого рода.
135 млн. кубометров земляных работ; 2.900 тыс. кубометров бетонных работ; 28 тыс. тонн металлоконструкции; капиталовложения в размере 1.400 млн. руб. — таковы масштабы этой стройки.
Эти крупнейшие объемы работ успешно преодолеваются Москваволгостроем. И одной из важнейших пвичин этих успехов является высокая механизация строительных работ. 150 экскаваторов, 1 400 автомобилей, 200 бетономешалок, сотни паровозов и тысячи других всевозможных механизмов в опытных руках строитепей-каналоармейцев ежедневно множат их победы!
Канал Москва—Волга является стройкой самой крупной механизации, ярним выражением растущей технической и индустриальной мощи СССР!
Москваволгострой представляет собою богатейшую сокровищницу опыта продуманной организации труда, эффективного использования механизмов, применения новейших технических методов и средств Постановление СНК и ЦК специально отмечает, что
«на строительстве канала Москва — Волга строительные работы в целом организованы рационально и продуманно, с применением ряда новейших достижений техники».
Задача инженерно-строительной общественности и прежде всего строителей реконструируемой Москвы состоит в том, чтобы широко использовать опыт строителей канала, перенять и внедрить на всех стройках эти новые технические методы и средства.
В самом деле! Разве не следует всячески распространять широко и смело примененный строителями канала и целиком оправдавший себя метод вибрированной укладки бетона! Разве недостойна внедрения в работу на всех строительных площадках страны осуществляемая на строительстве канала в производственном масштабе присадка к цементу местных трепелов! Опыт Москваволгостроя уже доказал, что такое разрешение проблемы гидравлических добавок к цементу не только повышает качество и устойчивость бетона гидротехнических сооружений, но и дает огромную экономию цемента. Опыт гидромеханизации, использования экскаваторов, автотранспорта и многообразных видов малой механизации на земляных работах; опыт передвижки домов, постанов
ки на строительстве научно-исследовательской работы и многое другое также должно стать достоянием всей инженерно-строительной общественности, также должно быть широко использовано в практической работе по реконструкции Москвы.
Строительство канала «успешно развернулось в течение 1934 и 1935 гг. широким фронтом на всех участках сооружений». Такова весьма лестная оценка Совнаркома Союза и ЦК партии уже пройденного этапа. Уже выполнена поистине громадная работа. Сдан в эксплоатацию Истринский узел. В текущем году будут закончены 70 сооружений, в числе коих такие крупные плотины, как Волжская, Пестовская, Пяловская, Пироговская, Акуловская, Икшанская, Перервинская, Карамышевская и ряд других сооружений.
На 1 октября т. г. из недр земли было вынуто 87,7 млн. кубометров грунта, что бопее, чем в 4 раза превышает объем земляных работ всего Беломорского канала. К тому же времени было уложено 1,1 млн. кубометров бетона, что почти в 3 раза превышает объем бетоных работ на Беломорском канапе.
В текущем году по земляным работам годовой план в 48.800 тыс. кубометров уже на 1 октября был выполнен в размере 41,4 млн. кубометров, т. е. около 85%. Народный комиссар внутренних дел т. Ягода поставил перед строителями канала боевую и вполне осуществимую задачу — перевыполнить в этом году плановое задание по земляным работам, доведя их до 63 млн. кубометров. Строители канала поставили своей задачей перевыполнить программу текущего года также и по бетонной кладке:
Эти успехи еще раз блестяще подтвердили глубокую мудрость слов т. Сталина о том, что «реальность нашей программы — это живые люди, это мы с вами, наша воля к труду, наша готовность работать по-новому, наша решимость выполнить план».
Если первоначальная программа строительства канала Москва—Волга была рассчитана на улучшение водоснабжения г. Москвы, обеспечение элементарных условий санитарного оздоровления столицы и судоходства по Москва-реке, то теперь в результате достигнутых строителями канала успехов по решению ЦК партии и Совнаркома эта программа расширяется.
«...Обязать Москваволгострой НКВД СССР, — говорится в постановлении:
а) к 1 января 1936 года разработать технический проект и смету реконструкции Москвареки на участке Шукино—Перерва (включая Хорошевское, Андреевское, Дорогомиловское и Луженецкое спрямления) и к 1 июля 1936 года технические проекты и сметы юго-восточной гавани, согласовав проекты с Моссоветом, НКПС и Наркомводом;
б) осуществить к навигации 1937 года транспортную реконструкцию Москва-пеки на участке Шунино—Перерва на глубину в 3,5 метра с одновременным проведением Хорошевского спрямления а к навигации 1939 года также и постройку юго-восточной гавани.
...возложить на Москваволгострой НКВД СССР строительство к концу 1938 года Северного Городского канала и производство работ по реконструкции и шлюзованию р. Яузы...»
Решение ЦК партии и Совнаркома так определяет задачи строительства канала:
«...Дополнительное снабжение гор. Москвы и московской промышленности питьевой волжской водой в размере 36 кубических метров в секунду;
...обводнение р. Москвы и ее притоков волжской водой в размере 33 кубических метров в секунду в целях улучшения их санитарного со
стояния;
...повышение уровня Москва-реки в пределах города до отметки +120 метров с устранением Бабьегородской плотины;