так и архитектурного свойства. Станции открытого способа (мелкого заложения) также обогатились новым типом —односводчатой конструкцией, полностью освободившей всю платформу для движения пассажиров.




Параллельно с прогрессом строительным наметились решительные сдвиги и в области отделочных работ. Опыт применения мрамора в качестве основного облицовочного материала, блестяще себя оправдавший на 1-й очереди как эксплоатационно, так и эстетически, получил дальнейшее развитие на 2-й очереди. Открытие новых месторождений дало серию прекрасных сортов мрамора (оникс, тагильский, биро




биджанский, давалу, прохоро-баландинский, полевской и др.). В то же время строительство отказалось от слабо оправдавших себя сортов (чоргунь, кадыковский, подмосковный). Ассортимент отделочных материалов обогатился новыми, до сих пор неприменявшимися материалами декоративной отделки, как глазурованный фарфор, нержавеющая сталь, орлец и пр. Отделочные ресурсы значительно обогатились введением мозаичных плит из отходов мрамора, которые сыграли свою положительную роль в облицовке полов и частично стен, особенно в цокольных частях.




Дальнейший толчок в облицовочном деле получило применение глазурованных плиток благодаря введению рельефных штампов. Получивший на 1-й очереди большое применение и плохо оправдавший себя в эксплоатации марблит был совершенно исключен из обихода. Очень сильно развилось применение цветных металлов.




Без преувеличения можно сказать, что на 2-й очереди архитекторам почти не приходилось встречаться с отказами в том или ином облицовочном или отделочном материале—будь то драгоценный орлец, нержавеющая сталь, бронза или даже чистое золото, скульптуры из фарфора и бронзы или мозаика из смальты.




Работа по созданию архитектурных проектов станций и вестибюлей 2-й очереди метро началась весною 1935 г. с попытки организации широкого конкурса, путем привлечения значительного числа архитек




торов Москвы и Ленинграда. Попытка эта потерпела неудачу вследствие несогласованности сроков работы архитекторов с очень спешной работой конструкторов, сантехников, электриков, сметчиков и пп. по составлению технического проекта всего комплекса сооружений. Пришлось перейти на путь индивидуальных заказов.




Над архитектурой метро 2-й очереди работали испытанные авторы 1-й очереди: акад. арх. И. А. Фомин и молодые архитекторы Н. Н. Андриканис, Н. А. Быкова, Б. С. Виленский, А. Н. Душкин,




В. А. Ершов, Я. I . Лихтенберг, Ю. А. Ревковский и Д. Н. Чечулин; группа эта несколько позднее пополнилась архитекторами Л. М. Поляковым и К. Н. и Ю. Н. Яковлевыми.




Задачи 2-й очереди метро состояли в том, чтобы связать три железнодорожных вокзала (дополнительно к трем, обслуживаемым трассой 1-й очереди): Киевский, Курский и Белорусский, а также обслужить аэровокзал, стадион „Динамо и одну из лучших магистралей Москвы—Ленинградское шоссе. В соответствии с этим трасса 2-й очереди составилась из трех линий: а) продления Арбатского радиуса от станции „Смоленская до Киевского вокзала, протяжением 1346 м трассы и 422 м тупиковых тоннелей, с мостовым переходом через Москву-реку и станцией „Киевская ; б) Покровского радиуса, протяжением 3405 м,




являющегося прямым продолжением Арбатского радиуса (Арбатско-Покровский диаметр) и создающего прямую связь Курского вокзала с Киевским через центр города, со станциями „Пл. Революции




и „Курская , и, наконец, наиболее значительной части —в) Горьковского радиуса, протяжением 9,6 км, осуществляющего связь Белорусского вокзала, стадиона „Динамо , Аэропорта и поселков „Сокол и „Всехсвятское с центром города и остальными линиями метро.




Проектирование и строительство всех этих линий начались одновременно, однако программа работ предусматривала различные сроки окончания каждой из этих трех частей: в первую очередь, в начале 1937 г., вступило в эксплоатацию продление Арбатского радиуса, затем, в начале 1938 г., — Покровский радиус и, наконец, осенью того же года—Горьковский радиус. В соответствии с этим была запланирована и работа архитекторов.