„Наш метрополитен есть символ строящегося нового социалистического общества. Наш метрополитен воплощает в себе всю силу нового, господствующего класса, строящего и работающего на новых основах, противоположных тем, на которых создавались капиталистические государства .

Л. М. Каганович

ПЫТ создания архитектуры метро 1-й очереди заложил мощный фундамент для дальнейшего расцвета одного из ведущих участков советской архитектуры. Сталинский генеральный план реконструкции Москвы поднял волну подлинного творческого энтузиазма и наполнил соревнование между архитекторами на лучшие проекты станций 2-й очереди глубоко идейным содержанием.

Значение строительства метро как важнейшего звена транспортной проблемы, осуществляемой в плане социалистической реконструкции Москвы, было осознано всем коллективом архитекторов.

К строительству линий 2-й очереди Метросгрой приступил оснащенным богатейшим опытом 1-й очереди, прекрасным людским составом, огромным техническим вооружением. Особенное внимание к стройке покой

ного командарма тяжелой промышленности, товарища Серго Орджоникидзе, который со свойственной ему изумительной энергией решительно повернул кустарную технику 1-й очереди на рельсы высокой механизации, выдвинуло советское метростроение на самые передовые позиции мировой техники.

Обстановка, в которой развернулось архитектурное проектирование станций 2-й очереди со стороны технической, характеризуется теми огромными победами в деле индустриализации нашей страны, которые

достигнуты были успешным выполнением второй сталинской пятилетки. Только на этой базе и могла быть создана новая строительная обстановка на метро, при которой тоннели были пройдены уже не вручную, как это делалось на 1-й очереди, а механизированным путем —при помощи 42 советских щитов; обделку

тоннелей на 2-й очереди стали делать уже не каменной и бетонной, как на 1-й, а чугунной: в тоннелях 2-й очереди было уложено 235 ООО т чугунных тюбингов. Несравненно возросшая доступность металла повлекла за собой значительный прогресс и в области конструирования станционных сооружений: наряду с усовершенствованием типовой конструкции станции глубокого заложения, возникла новая конструкция станции, целиком основанная на металле, давшая ряд неоспоримых преимуществ как эксплоатационного,