Рисуя, напр., себя, своихъ родителей, братьевъ, сестеръ, знакомыхъ, друзей, враговъ и т. д., онъ не имѣетъ въ виду созда


вать новые образы, кромѣ данныхъ ему самой дѣйствительностью, а потому и не позволитъ себѣ устранить изъ фигуры отца извѣстныя черты, несущественныя для художественности образа, и замѣнить ихъ чертами, взятыми изъ характера дяди, чтобы путемъ такой амальгамы создать новую—типичную индивидуаль
ность. Но, въ то-же время, ничто не мѣшаетъ ему въ изображеніи даннаго лица, дѣйствительно существовавшаго, выдвинуть на пер
вый планъ, искусно сгруппировать и ярко освѣтить его типичныя черты и такимъ образомъ написать портретъ художественный.
Мемуаристъ-художникъ ставитъ себѣ цѣлью одну только Wahrheit—въ смыслѣ фактической правды, но у него эта Wahrheit возводится на высшую ступень—правды художественной, не переставая быть и фактической. Художникъ въ собственномъ смыслѣ ставитъ себѣ цѣлью Dichtung, но онъ воленъ въ основу этой Dichtung положить «истинное происшествіе» и «вывестилицъ, въ самомъ дѣлѣ существовавшихъ,—только онъ не вмѣняетъ и не можетъ вмѣнять себѣ въ обязанность оставаться вѣрнымъ фактической правдѣ.
Со стороны психологіи творчества, художественные мемуары, какъ и произведенія настоящаго, свободнаго искусства, совмѣщаютъ въ себѣ процессы и субъективные, и объективные: мему
аристъ изображаетъ себя и то, что онъ самъ пережилъ, переиспыталъ, перечувствовалъ, но рядомъ воспроизводитъ и другихъ людей и вообще то, что онъ только наблюдалъ.
И такъ, различіе между художникомъ-мемуаристомъ и «настоящимъ» художникомъ заключается въ намѣреніяхъ, въ по
ставленной себѣ задачѣ, говоря психологическимъ терминомъ,— въ волевомъ актѣ. Но самый-то волевой актъ чѣмъ-нибудь вѣдь обусловленъ: художественный волевой актъ обусловливается всею совокупностью художественныхъ силъ писателя. Художникъ
мемуаристъ не покидаетъ почвы лично ему извѣстной дѣйствительности, потому что только въ этомъ родѣ творчества, кото
рый можно назвать «связаннымъ» или эмпирическимъ, онъ и можетъ быть мастеромъ — по самому свойству своего таланта. Въ искусствахъ «изобразительныхъ» этому роду отвѣчаетъ портретная живопись и таковая-же скульптура.
Это, стало быть,—особая спеціальность въ искусствѣ и осо
бый даръ. Какъ не всякій живописецъ одаренъ талантомъ пор