ГЛАВА I.


НАРОДНАЯ ПОЭЗІЯ. ----- ЕЯ СУДЬБЫ ВЪ ДРЕВНЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ.
Значеніе народной поэзіи въ развитіи литературы. — Двѣ стороны его въ условіяхъ русской литературы: народная поэзія какъ свидѣтельство о древнемъ бытѣ и преданіи; народно-поэтическія внушенія въ литературѣ новѣйшаго періода.
Поздняя форма извѣстной нынѣ поэзіи. — Ея историко-литературное мѣсто на гранидѣ двухъ періодовъ.
Первые интересы къ народной литературѣ на Западѣ и въ нашей литературѣ,— Восемнадцатый вѣкъ.—Начало изученій: школа Гримма; теорія международныхъ воздѣйствій; сравнительно-историческое изученіе.
Вопросъ о степени общенародности и неизмѣнности народно-поэтическаго преданія. — Историческая судьба этого преданія. — Эпическая старина въ рукахъ профессіональныхъ пѣвцовъ; современная форма былиннаго эпоса.
Внѣшняя судьба народной поэзіи въ древнемъ п«ріодѣ.—Ея осужденія съ точки зрѣнія строгаго аскетизма съ ХІ-го до конца XVII столѣтія.


Историко-литературное значеніе народной поэзіи можетъ быть весьма различно, смотря по цѣлой судьбѣ литературы. Если ли




тература развивалась естественнымъ образомъ изъ собственнаго источника народной культуры, внѣ чуждыхъ овладѣвающихъ ею воздѣйствій, народная поэзія бываетъ первымъ началомъ литера




туры, ея основнымъ мотивомъ, который, заключая въ себѣ всѣ стороны нравственной и художественной жизни, создаетъ впослѣдствіи разнообразныя проявленія народно-поэтическаго духа: эпосъ, сохраняя древнія сказанія, остается навсегда авторитетнымъ литературнымъ преданіемъ, какъ эпосъ Гомеровскій; лирика развиваетъ обрядовую пѣсню; драма есть изображеніе миѳа; личное творчество идетъ непосредственно за народно-поэтическими осно




вами, и литературное развитіе представляется цѣльнымъ организмомъ. Но иначе бываетъ тамъ, гдѣ литература находитъ содержаніе не въ одномъ народномъ преданіи, или ищетъ со




держанія внѣ преданія или даже наперекоръ ему. Такъ римская литература, въ сильной степени подпавшая греческимъ вліяніямъ, совсѣмъ не имѣетъ характера той цѣльности и самобыт


ист. Р. лит. ІП. 1