родничество, 4) массовое движение 1890-х—1900-х г.г. (период до 1905 г., включая деятельность социалистических партий), 5) первая революция (1905 — 1906 г.г.), 6) реакция (1906—
1917 г.г.), 7-) Февральская революция (январь—август 1917 г.), 8) Октябрьская революция (сентябрь—декабрь 1917 г.), 9) со
ветский период1). Изложение начато «смутою» 1606—1613 г.г. и доведено до смерти В. И. Ленина (21 января 1924 г.).
Распределение по районам пришлось выполнить с некоторыми отступлениями от избранного принципа. Как известно, административная граница городских районов проходит по середине проездов, распределяя противолежащие кварталы по двум смежным районам. Революционные события не считаются с формальными границами: баррикадные и уличные бои на Мясницкой ул. или ул. Герцена нельзя «распределить» по двум разным районам. Поэтому составители, во избежание повторений, относили пограничную улицу к одному определен
ному району: например, Мясницкую — к Сокольническому, ул. Герцена, Свердловскую пл. и пл. Революции- к Красно- Пресненскому и т. п. Это одинаково относится и к территории уличного проезда и к зданиям, на нем находящимся: например, почтамт, выходящий на Мясницкую ул., отнесен к Сокольническому району. С другой стороны, оказывалось невоз

можным разрывать на части одно учреждение, занимающее

ряд зданий на пограничной линии смежных районов (поэтому и старое и новое здания университета одинаково отнесены к Хамовническому району).
Чтобы приблизить справочник к тину путеводителя, облегчив его использование одиночным туристам и руководителям экскурсий, составители старались (всюду, где это было воз
можно) применять «маршрутный» принцип изложения, исходя из определенных топографических пунктов и излагая события, связанные со смежными, последовательно проходимыми пунктами. Но, выдвигая на первый план маршрутно-топографический принцип, составители старались раскрыть также хроно
*) Устанавливая хронологические рамки Февраля и Октября составители считали необходимым захватить ближайшие предпосылки и непосредственные иоледствия обеих революций.