тельственной реакцией, он воскресает в иной, более усложненной форме: в московских студенческих кружках возникают первые, еще слабые, ростки утопического социализма. Они разрастаются и креппут вместе с развитием новых хозяйственных отношений. Москва с середины XIX в. превращается в кипучий экономический центр с широкой культурной жизнью, со значительными кадрами разночинской интеллигенции. Из среды интеллигентной молодежи выходят первыо организаторы конспиративных кружков, пропагандисты на фабриках и заводах, смелые и бесстрашные террористы. Москва, на-ряду с Петербургом, становится идеологическим центром народничества, которое находит себе сочувственный отклик среди передовых московских рабочих. Но движение сохраняет еще узкий масштаб кружковой революционной работы.
Конец XIX и начало XX в.—время мощного экономического под’ема. Небывалый рост промышленности, проведение новых железнодорожных линий, широкое развитие торгового оборота — придают крупный общественный вес московской буржуазии. В ее рядах начинается оппозиционное движение против устаревшего политического порядка. Но одновременно растет и крепнет московский пролетариат: деревня вливает в него все новые слои разоряемого крестьянства; образуются кадры постоянного фабрично-заводского населения, учащаются экономические забастовки. Параллельно под’ему стачечного движения в рабочей среде широко развивается влияние со
циалистических идей и постепенно оформляется партийное революционное ядро. Планомерная агитация и пропаганда,
в фабричных кварталах преодолевает полицейские преграды п подготовляет почву для первой революции. 1905-й год—год пробуждения и под’ема отсталых масс московских рабочих, которые вносят в революционное движение бурную и страстную активность. Черные годы реакции не могут подавить загоревшегося революционного огня; возбужденный войной, он снова вырывается наружу и превращает Москву в арену февральских демонстраций и митингов, вызывает острые классовые столкновения и приводит к октябрьским боям под лозунгами социалистической революции.
В отличие от северной столицы Москва не имела таких крупных машиностроительных заводов и таких значительных кадров квалифицированного пролетариата. Московская рабо
чая масса состоит преимущественно из текстильщиков; она теснее связана с великорусской деревней, менее пролетаризована и более отстала: значительный процент составляют в ней женщины и подростки. Эта широкая масса позднее выходит