время должна быть всесторонняя, распространяющаяся и на войска, пропаганда социалистических идеалов и необходимости направить штыки не против своих братьев,—наемных рабов других стран, а против реак
ции царского правительства. Пусть борьба капиталистов... за право большей эксплоатации народов заменится гражданской войной этих на
родов за свое освобождение. Да здравствует учредительное собрание! Да здравствует демократическая республика! Да здравствует интернациональный пролетариат, несущий с собой мир и свободу! Да здравствует Российская социал-демократическая рабочая партия!
Группа организованных социал-демократов1
Москва, 1914 г.
Опубликована в журнале «Пролетарская Революция» № 2 (14).

№ 2

ПРОКЛАМАЦИЯ «ТОВАРИЩИ РАБОЧИЕ, ВОТ УЖЕ СЕМЬ МЕСЯЦЕВ КАК НАЧАЛАСЬ ВОЙНА». 1915 г.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Товарищи рабочие! Вот уже семь месяцев как началась страшная, кровопролитная война. Вот уже семь месяцев как льется широкой рекой неповинная человеческая кровь. Зачем? Для чего? И кому нужно это? Неужели крестьяне и рабочие почти всей Европы желали войны? Неужели германский народ, разбив Россию, обретет себе благоденствие?
Нет, не было этого и не будет. Народы стран от войн только беднеют, отдавая все свои гроши путем прямых и косвенных налогов на ведение войны. Хотя вся существующая культурная печать и старается наперебой кричать о том, что война эта «священна», что нужно сло
мить милитаризм Германии и тем обеспечить мир; что война эта последняя и что для победы врага нужно соединиться всем классам обще
ства. Но для кого эта война священна? Для капиталистов, которые во главе с коронованной шайкой выслали умирать миллионы .людей, для
завоевания рынка, обеспечивающего им сбыт их товаров! Для чего нужно сломить милитаризм Германии? Для того, чтобы не было кон
курента на внутреннем и внешнем рынках. Для развития отечественной промышленности. Но промышленность разовьется и тогда, когда уничто
жат высокие таможенные ставки, заставляя этим наших капиталистовпромышленников конкурировать с заграничными, улучшать технику про
изводства. От открытия таможен для свободной торговли пострадают капиталисты, прибыль которых на некоторое время с неимоверно гро
мадных размеров должна будет упасть до уровня прибыли европейских капиталистов. Но капиталистам жалко этого. Для них пусть лучше погибнут сотни тысяч молодых человеческих жизней. Но наша пролетар
ская точка зрения должна быть обратная. Мы должны стремиться к развитию промышленности не путем кровавой братоубийственной войны, а уничтожением таможенных ставок, т. е. сознательно массовым высту