Придет вдохновенный летописец, заглянет на гладкие своды и —ничего не увидит. Опоздал, опоздал летописец!
Сколько замечательных сооружений, выстроенных на нашей планете, стоит перед нами слепо и глухо, утратив память о людях, их сотворивших. Суэцкий канал! Голландские плотины
и дамбы. Метрополитены Лондона, Берлина, Парижа! Кому известны имена их строителей? Память о них умерла вместе с ними. Во мнении буржуазного общества они не были творцами, не были героями. Буржуазия видела в них лишь наемную силу,
слепых исполнителей, безликое скопище «рабочих рук». Да и сами обладатели рабочих рук не чувствовали величия своего труда; подневольные, они работали не на себя, украшали чужую
жизнь, чужое величие. В буржуазной литературе существует только одна книга о подобном строительстве—«Туннель
Келлермана, но и эта книга повествует о выдуманном строительстве, выдуманных людях, несуществующем тоннеле.
У нас труд есть счастье и гордость, слава и доблесть миллионов людей. Их имена передают из уст в уста, их подвиги воспевают поэты, их жизнь вдохновляет игры и мечты наших детей. О них сложены песни.
Бетон не закрыл под землей следов героической работы строителей московского метро, подземную эпопею Москвы. Те самые люди, которые пробивали под Москвой тоннели, укрощали подземные реки, отдавливали плывуны сжатым воздухом, со щитом проходили сквозь бешенство потревоженных недр, воз
водили в недрах дворцы и украшали их мрамором, бронзой и светом,— одновременно писали историю своей доблестной борьбы, своей славной стройки. Руки, уложившие бетон в своды тон
нелей, в этой первой из серии книг об истории московского метро делают бетон как бы проницаемым, просвечивают его, восстанавливают панораму строительства, гром отбойных молотков, ночные совещания в МК партии, фигуру тов. Кагано
вича, пробирающегося в самые недоступные, непроходимые,
непролазные закоулки шахт и траншей. Авторы этой книги — те же проходчики, кессонщики, щитовики, мраморщики, брига
диры, инженеры, вожаки подземных партячеек, комсомольцы и комсомолки, старые донбассовские горняки.
В тот день, когда эта книга попадет в руки читателя, подземные поезда будут мчаться под улицами и площадями ве
ликого города. Тринадцать мраморных дворцов, возведенных под землей, будут оживлены непрестанной сменой пассажиров, циркуляцией людского потока, шумом Москвы—этой одушевленной Ниагары, денно и нощно вращающей турбину социа
лизма. Жизнестроительный напор, энергия, ринувшаяся в столицу миллионами человеческих судеб, темперамент людей