ГЛАВА I
ДЕТСТВО
Я родился 6 (18) августа 1869 года в городе Яранске, Вятской губернии. Отец мой был офицером резервного батальона, одна рота которого стояла в Яранске. Мать — дочь яранского купца Носова. И. Д. Носов в то время был одним из крупнейших купцов Вятской губернии, имел розничные магазины в нескольких городах губернии и вел, кроме того, крупную торговлю хлебом и льном, отправляя их в Рыбинск и Петербург. Сам он был неграмотный; его отец и он сам — крепост
ные помещика Владимирской губернии — были офенями (ко
робейниками), потом расширили торговлю и выкупились за большую сумму на волю еще до освобождения крестьян. Мать моя вышла за офицера против воли родителей; ее про
чили выдать замуж за какого-нибудь крупного купца, а она захотела выйти за «нищего», за какого-то захудалого офице
рика; за это отец лишил ее приданого, и мы всегда жили на
скромное жалование армейского офицера. Нас было четверо детей, я был старшим. (Мать была простая, малограмотная женщина, так как тогда провинциальные купцы еще не учили своих дочерей, а сыновья их в лучшем случае учились в уезд
ном училище. Отец был не совсем заурядный обыватель. Он выделялся из общей среды некоторой идейностью. Сам он происходил из среды мелких чиновников Подольской губер
нии. Во время севастопольской кампании (1854—1856 гг.) он поступил в армию рядовым, потом так и остался служить в армии, очень медленно подвигаясь по лестнице чинов, как офи
цер из рядовых. Что выделяло его из окружающей среды, так это щепетильная честность. Надо сказать, что честность была совсем не в почете у тогдашних обывателей и, в частности, в военной среде. Я уже не говорю об интендантстве , которое представляло собой спевшуюся шайку воров, особенно раз
1 Так называлось ведомство по снабжению армии. t