иуздывавшуюся во время войн (сапоги на картонных подошвах, гнилое сукно, негодный провиант и т. п.); заведующие
хозяйством и приемщики в полках старались не отставать от своих учителей-интендантов и тоже хорошо наживались. Все это знали, и никто этого не осуждал, — напротив: все зави
довали удачникам и относились к ,ним с особым почтением К И вот представьте, что в этой среде появляется щепетильночестный человек, не берущий никаких взяток. К нему относятся все знакомые, как к чудаку, родные и жена часто поругивают, сослуживцы настроены недоброжелательно и сторо
нятся: мешает другим воровать. Так было с моим отцом. Всю службу он прошел на нестроевых должностях: был казначе
ем, заведующим хозяйством резервного батальона, потом полка и почти за двадцать пять лет службы не нажил ни гроша. Мы, дети, часто были свидетелями, как он выгонял по
ставщиков и подрядчиков, приносящих дары; при этом он очень раздражался и волновался, такой уравновешенный, спокойный во всех других случаях жизни.
Когда мне было пять о половиной лет, отца перевели в Вятку, но там мы прожили только около года, и отца вновь перевели в город Либаву на Балтийском море 2.
Отец был переведен в Либаву по просьбе командира 113-го пехотного полка полковника Измаильского, сослуживца отца по Вятке. Отец был назначен заведующим хозяйством полка.
Жизнь в Либаве (1876—1878 гг.) я уже помню отчетливо. Я рано научился читать и очень любил рассматривать и чи
тать статейки в «Живописном обозрении». Тогда началась подготовка общественного мнения к намечавшейся русским правительством войне с Турцией. В 1875—1876 годы восстали герцеговинцы против турецкого владычества. Это восстание
инспирировалось русским правительством, которое решило им воспользоваться для интервенции под предлогом освобожде
ния единоплеменных и единоверных славян от турецкого ига. Я очень интересовался повстанческой борьбой в горах Герце
говины, рассматривал иллюстрации и читал описания этой борьбы.
Вскоре Сербия начала войну с Турцией под предлогом [поддержки герцеговинцев. В России объявлен был набор добровольцев, отправляющихся на помощь сербам. Все окружающие говорили об освободительной войне в защиту славян.
В апреле 1877 года Россия объявила Турции войну. Лозунгом этой войны, прикрывающей захватнические цели русского
1 Пишу об этом не только по впечатлениям детства: у меня было три брата офицера, и потому я довольно близко знал военную среду через братьев и их знакомых.
2 Тогда уездный город Курляндской губернии, ныне входит в состав
Латвийской GCP.