Моя политически сознательная жизнь началась в середине 80-х годов.
Это было интересное время — время крушения и разложения народничества и появления на русской почве первых ростков марксизма.
Я встречался с последними могиканами революционного народничества — с якобинцем П. Г. Заичневским, каракозовцем П. Ф. Николаевом, народовольцем М. В. Сабунаевым, народником-романтиком H. Н. Златовратским, казанскими револю
ционными нацодниками последней формации, либеральными
или критическими, как они себя называли, народниками — Н. Ф. Анненским и В. Г. Короленко.
Знал я самых первых марксистов в России — П. Н. Скворцова, H. Е. Федосеева, Л. Б. и Г. Б. Красиных. Имел счастье встречаться с В. И. Лениным в период его первых устных и литературных выступлений. Принимал участие в дискуссиях молодых марксистов с народниками. Участвовал в первых марксистских кружках Нижнего-Новгорода (ныне город Горь
кий) и Москвы. Был одним из инициаторов создания первой московской группы для марксистской работы среди москов
ских рабочих. Наша группа положила основание первой московской рабочей социал-демократической организации — мос
ковского «Рабочего союза». Близко стоял я также к работе первой нижегородской социал-демократической организации и оказывал ей посильное содействие в выработке методов работы и доставкой литературы.
Я поддерживал связь с виленской организацией, ездил по конспиративным делам в Вильно и ознакомился с работой этой организации. Со славной работой «Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса», руководимого Лениным и игравшего такую огромную роль в истории кашей партии, мне не пришлось лично познакомиться, так как