амальгамы, создать новую—типичную индивидуальность. Но, в то же время, ничто не мешает ему в изображении данного лица, действительно существовавшего, выдвинуть на первый план, искусно сгруппировать и ярко осветить его типичные черты и, таким образом, написать портрет художественный.
Со стороны психологии творчества, художественные мемуары, как и произведения настоящего, свободного искусства, совме
щают в себе процессы и субъективные и объективные: мемуарист
изображает себя и то, что он сам пережил, переиспытал, перечу г,- ствовал, но рядом воспроизводит и других людей, и вообще то, что он только наблюдал.
Итак, различие между художником-мемуаристом и «настоящим» художником заключается в намерениях, в поставленной себе задаче, говоря психологическим термином,—в волевом акте. Но самый-то волевой акт чем-нибудь ведь обусловлен: художественный волевой акт обусловливается всею совокупностью художе
ственных спл писателя. Художник-мемуарист не покидает почвы лично ему известной действительности, потому что только в этом роде творчества, который можно назвать «связанным» или эмпирическим, он и может быть мастером,—по самому свойству своего таланта. В искусствах «изобразительных» этому роду отвечает портретная живопись и таковая же скульптура.
Это, стало быть, особая специальность в искусстве и особый дар. Как не всякий живописец одарен талантом портретной живописи, так не всякий поэт-художник обладает даром мемуа
риста. Тургенев, повидимому, если и обладал им, то лишь в слабой степени. Его отнюдь нельзя было бы назвать эмпирпком в искусстве: факты действительности всегда слулотли ему только
отправными точками для свободного творчества. Тургенева (так можно думать) и не влекло в сторону искусства связанного, несмотря на богатство впечатлений, на обилие интереснейшего ма
териала, который был в его распоряжении. Его «воспоминания(Белинский, художник Иванов, Загоскин, Литературный вечер у Плетнева) отрывочны, написаны «между делом» н, представляя интерес в других отношениях, художественного значения не имеют.
Но возможна и иная разновидность художественного гения, в которой совмещаются оба творчества, и свободное и свя
занное. Обладая огромным даром художественной комбинации, т. е. способностью создавать новые образы, художник однако же
не отрывается от почвы действительности, в особенности от той ча- сти ее, которая входит в сферу его субъективного опыта. Будучи
настоящим художником-творцом, он в то же время не перестает быть в известных пределах эмпириком, в известном смысле— мемуаристом.
Таков Л. Н. Толстой.
Наша задача будет состоять в том, чтобы, по мере возмож
пости и умения, выделить совмещающиеся в громадном талан